На крутых поворотах. Правофланговые соревнования

Вячеслав Харитонов 2
   Многое повидал на своём веку Василий Маркович Подтереба. Но как ни била человека на крутых поворотах судьба,он не утратил веру в людей, в торжество справедливости.
   Можно было бы перечислить многие вехи в его жизни, но я упомяну лишь о самых примечательных из них.
   Человек он исключительной любознательности. А потому не мог не поинтересоваться корнями своей родословной. Предки Подтеребы - запорожские казаки, которых по приказу Екатерины переселяли на Кубань. Но вольнолюбивые выходцы из Сечи не пожелали исполнять волю императрицы и бежали в леса. Некоторые черты их характера унаследовал и Василий Маркович. И прежде всего - независимость, смелость.
   Это часто выручало в сложных ситуациях. Особенно на фронте, где Подтереба оказался в августе 1941 года. Никакой военной специальности у него не было. И направили парня в пехоту. Подмосковье, Старая Русса, Ржев, Смоленск, Минск и Кенигсберг никогда не изгладятся в памяти солдата, закончившего войну старшим лейтенантом...
   Отгремели победные залпы, и к боевым орденам Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны прибавились награды, полученные ветераном уже в мирное время,- за самоотверженный труд. Совсем недавно - медаль "За трудовое отличие". А трудился Василий Маркович на рядовых должностях. Был слесарем на комбинате стройматериалов, потом машинистом мотокатка. Прокладывал автотрассу Куйбышев-Москва, вёл многие другие дороги в Сызранском районе.
   И наверняка не раз вспомнят его добрым словом дорожники районного ДРСУ. Особенно те из них, кто водит мотокатки, уплотняя щебёночное покрытие, или управляет асфальтоукладчиком. Всем этим механизмам старый дорожник сумел продлить жизнь, усовершенствовав их.
   Например, асфальтоукладчик был списан на одном из городских предприятий и подлежал сдаче в металлолом. На металлолом его и обменяли дорожники, а Василий Маркович вместе с одним из товарищей по работе в течение нескольких месяцев привёл технику в порядок.
   На мотокатках Подтереба заменил бензиновые двигатели на дизельные, более надёжные и экономичные, смонтировал гидравлическое управление, чем в значительной степени облегчил труд машинистов. Всё это тоже далось не просто. Ведь никаких чертежей для подобной работы не было, да и сама идея модернизации катков возникла у Василия Марковича постепенно, по ходу дела.
   А вот другое рационализаторское предложение. При укладке щебёночного покрытия перед тем, как положить асфальт, необходимо сделать так называемую расклинцовку щебня, т.е.  материал крупной фракции для большей плотности дорожной "одежды" после его укладки нужно полить битумом, заполнить все поры мелким щебнем - клинцом.
   Раньше на расклинцовку километра дороги семь-восемь человек затрачивали целый день, потому что работа выполнялась вручную. И хотя члены бригады Василия Марковича долго ломали голову над тем, как ускорить процесс, механизировать его,-
игра стоила свеч.
   - Идея была простой,- говорит Подтереба. - Применили грузовой автомобиль, задний борт которого был приоткрыт на необходимую величину. Ширина щели регулировалась болтами. Машина двигается, равномерно рассыпая материал. Если клинцовать щебень в тот же день, когда дорогу покрыли битумом, то обязательно надо полить её водой во избежание прилипания колёс.
   Теперь трудоёмкая операция, от которой зависит состояние дороги, ускорена. Два-три человека в день клинцуют щебень на полутора-двух километрах полотна. Метод проверен и получает благодаря настойчивости самого новатора широкое применение в области.
   Но, как говорится, не хлебом единым жив человек. Василий Маркович - книголюб. Дома рядом с технической литературой у него лежит и мемуарная, различные словари. Широк круг интересов рабочего человека.
   Присматривается он и к молодёжи, старается понять, как и чем она живёт. На лацкане пиджака одного паренька Василий Маркович увидел однажды значок, на котором был изображён Маугли. Поинтересовался, почему сделал такой выбор, и получил ответ:
   - Маугли воспитывался среди волков, но остался человеком.
   - Молодёц ведь. Умная молодёжь идёт на смену нашему поколению,- радуется Василий Маркович.- И хорошо, что передаём эстафету в надёжные руки.
 
                В.ХАРИТОНОВ.

   Газета "Красный Октябрь" №238(16476) за 11 декабря 1981 года.