Б8. Евгений Овсянников. Замечания члена жюри

Сетевой Клуб Поэтов
******

1. Неведома Зверушка "Безответное"

Темно в прихожей, холод захлестнул.
Все остальное помню и не помню:
Измятая постель в одной из комнат,
Ключи небрежно брошены на стул,
Меня знобит, глаза твои темны,
Горячих губ блуждание по телу,
Волна переполняющих пределов,
Звенящие изломы тишины.

Ты после спишь, я льну к твоей спине
Прохладной, утомленной, мускулистой,
И клены прижимают руки-листья
К оконным стеклам, закрывая свет.
Сон не идет, мне снова нет тепла.
Бесшумно одеваюсь и на воздух
С твоим ключом иду. Ты спросишь после:
Куда ты выходила, где была?

Мы пили чай и ели что припас
Твой холодильник в полутемной кухне,
Ты звал в постель распахнутую рухнуть
На целый день, но город жаждал нас
Получше рассмотреть сквозь облака
Стремительного северного лета.
И нам казалось найдены ответы
К вопросам, что не заданы пока.

5,5 Основной смысл стихотворения читается как бегство ЛГ от холода. Этот ряд проходит через весь текст, даже близость спасает от него лишь на время: «холод захлестнул» - «меня знобит» - «горячих губ блуждание…» - «прохладной» - «мне снова нет тепла» - «холодильник» - «северное лето». Автору удаётся передать это ощущение читателю – борение тепла и холода, в котором холод побеждает. Из двух начал - «свет – тьма» преобладает тьма: «темно в прихожей» - «глаза твои темны» - «закрывая свет» - «полутёмной кухне».
Чувствуется отстранённость лирических героев (она – он): вопрос сначала остаётся без ответа (для читателя), затем оказывается, что найдены ответы на ещё не заданные вопросы. За всем этим не ощущаешь ЛГ – образ не проявлен. Из шероховатостей стоит отметить стыковку «…губблуждание» и странное местоположение ЛГ: «город жаждал нас…рассмотреть сквозь облака». Герои находятся над городом, на небесах или на небоскрёбе?
Если целью автора было передать «одиночество вдвоём», то это удалось. Впрочем, без ярких находок.

2. Михаил Минаичев "Эгоцентричное лето"

Эгоцентричное лето треугольной формы,
из-за жары оплывает до формы груши,
но эгоцентричное лето думает, что форма в норме,
а самым красивым у себя считает уши.
В каждом ухе серьга размером с домишко,
с дачный домишко с крыльцом и трубой,
аккуратно покрашенный, даже слишком,
в белый, в бежевый, в розовый, в голубой.
Эгоцентричное лето стрижётся коротко-коротко,
настолько коротко, что просвечивает череп.
Эгоцентричное лето каждый день едет в центр города,
при этом постоянно перелезает через:
насмешки, ужимки, косые взгляды,
а если не может перелезть, то прёт напролом.
Получается, что уши эгоцентричного лета всегда рядом,
их видно из любой точки и под любым углом.
А когда придёт время, и у эгоцентричного лета опухнут уши
от дождей, ветров и прочих подобных вещей,
эгоцентричное лето распустит на ниточки наши души
и свяжет себе шапку для защиты ушей.
Но пока всё путём - пока не опухли -
мы сидим в квартирах, где есть свет, телефон и газ,
где телевизор мигает, где чайник свистит на кухне,
и где эгоцентричному лету нет дела до нас.

5,5 Текст считывается как мультфильм. Небезуспешно. Кое-что, правда, кажется притянутым за уши ) – например, шапка, связанная из душ для ушей эгоцентричного лета.
Неудачным показалось перечисление прилагательных с предлогами («в белый, в бежевый, в розовый…»). Строку это утяжеляет, а функции никакой за этим не видно.
Оригинальность, безусловно, присутствует.

3. Николай Сыромятников "георгины в снегу"

А.Т.

Тихо в саду...
... и кругом ни души, -

белые георгины особенно хороши...
На пушистый бутон, на прощальную белизну, -
гляну вечным шутом, зиму заново узнаЮ.
Запуржит, закружит и утонет во мгле.
Все иконы свежи только здесь на земле.

Тихо в саду...
уходить не спеши...

Осени середина, - ты смилуйся и реши, -
либо ропот осин, да изогнутые стволы,
либо вечная синь – оболочка, янтарь смолы, -
Либо красная кровь немоты на снегу,
либо шорох миров, - я без них не смогу...

Тихо в саду...
Невесомая нить, -

изморозь, паутинка, - и некого обвинить...
Писк! – синица свистит, - бьётся сердце моё, стучит!
Как заставить забыть не остывшее – научи...
Как ступить босиком, на небесную твердь, -
да оттуда, тайком, на себя посмотреть? –

Тихо в саду...
Опадут лепестки, -

Тихо в саду...
Опадут лепестки, -

белые георгины кристаллами на виски, -
опускаются вслед, - опускаются навсегда.
Ты как будто ослеп, - всюду матовая слюда.
Белый венчик застыл, - замерзая, - поник.
Твой стеклянный костыль - замороженный крик...

4 После «яблок на снегу» Андрея Дементьева и песни на эти слова в исполнении Михаила Муромова, «Белых роз» от «Ласкового мая» нужно быть смелым автором, чтобы пробовать приблизиться к подобному натюрморту и пытаться использовать снежно-фруктово-цветочную тему. Совсем близко автор к этому подходит – «либо красная кровь немоты на снегу//либо шорох миров, - я без них не смогу» (сравните - «Яблоки на снегу//Ты им ещё поможешь//Я себе не могу»).
«Тихо в саду» начинает казаться навязчивым уже на третьем повторе.
«Янтарь смолы» (?) Это просто «старость детства» какая-то. С многоточиями явный перебор. Извините, больше чем в 4 балла этот текст оценить не могу.

4. Бонгард Друидов Чайкин Андрей "Новые осколки"

ты родишь мне двух разнополых мальчиков
чтобы я не рожал
этот стих
для нытья полов
на полу валяется
никто его не-
кто из лихих 90-х
становится мной сегодняшним
консервирующим грехи
на зиму
чтобы было что поесть
в великий пост
гибдд врезается
женатый холо-
стяк;
развратный холо-
дец;
душевный холо-
кост-
и
холостой супруг
надевает на безымянный палец
спасательный круг…
......................................................
а мальчики играют в поло
один - в водное
другой - в конное,
они по-другому не могут,
они разнополые...

6 Знакомое стихотворение. Что касается техники - да, помним, помним Нину Искренко. )
«Осколки» разложены затейливо. Разнополые мальчики, как и задумывалось, сначала шокируют, а затем получают своё игрословесное обоснование.

5. Селена Ка "Бел-горючее"

Глухая чужеземная тоска звенит внутри, тебя не отпуская,
и ты идёшь по лезвию, по краю – чужому краю – сам себе дикарь.
Когда твой дом не дом тебе, не храм (за тридевять земель – почти у чёрта),
так хочется от крыш и улиц мёртвых уплыть к святым кисельным берегам:
туда, где стынет камень бел-горюч – начало всех начал и откровений,
где горлинка-заря в одно мгновенье рождает озорной червонный луч,
а воды рек живительно светлы, не скрыты за обманчивым туманом, –
прильнуть, припасть к земле обетованной сухой душой, истлевшей до золы.
И слушать, слушать молча тишину густых небес языческих, сварожьих,
прочувствовав нутром сполна,до дрожи, славянский дух, разлитый по всему
пространству первобытному, и стать – вне времени, вне жизни быстротечной –
разрыв-травой, Смородинкою-речкой, далёким отголоском птичьих стай.
И смолкнет чужеокая тоска – бесовская, тягучая, чумная –
в купальском солнце ласкового края, растает в белопенных облаках.
И заново появится в груди желанье видеть близкое, родное
в чужих глазах, подёрнутых враждою, и лицах незнакомых. Погляди! –
душа летит в расплёсканную синь –
три дня ей петь на воле песни ирьи.
а после…
после – пепел вместе с пылью.
…она уже не сможет
без Руси.

6,5 Красивое стихотворение. Внятный замысел, вполне достойное исполнение. Даже если автор приглашает не столько в прошлое, сколько в миф об этом прошлом, спорить с ним не хочется. )

6. Алексбол "Милая Хетти"

Как я соскучился, милая, милая Хетти!
Будь мне даровано право решений Всевышним,
Палубных досок шеренги и розги Борея,
Уединенность каюты и долгие ночи -
Стали б уделом еще ненаписанных строчек…
Хетти, голубка, наверх поглядите скорее!
Видите, небо усыпано блестками пышно -
Каждая звездочка собственной сказкою светит.

Как беспокоюсь я, милая, милая Хетти!
Дико у ног моих вздыбилась вдруг мостовая,
Острые шпили накрыли гигантские волны.
Как среди смеси кровавой, наполнившей город,
Выжило тело мое, орошенное горем?..
Страшно, моя ненаглядная Хетти, и больно
Помнить свое нетерпенье, с тобой расставаясь,
И поцелуем на твой поцелуй не ответить.

Я заслужил это, милая, милая Хетти, -
Преданность Вашу всегда принимая с опаской,
Сердце свое вопрошал, словно пифия в Дельфах.
Вашу любовь изгонял из души оловянной,
Плоть утешая продажными ласками рьяно.
Я, навсегда потеряв лучезарного эльфа,
Так и не смог написать свою лучшую сказку -
Самую добрую, яркую сказку на свете.

5 Текст читается как стилизация. Если в этом и заключался авторский замысел, стихотворение состоялось.
Неизбежно возникающее ощущение вторичности.

7. Егор Лемек "Тут бывшая недавно заходила"

тут бывшая недавно заходила
сказала фи-фи-фи какая пыль
а я тотчас наушники надел
и плейер во весь дух включил
чтоб этой речью недостойной
не осквернился скорбный слух.
как объяснить непосвященной
что пыль лежащая – священна?
и все есть пыль помимо пыли?
когда космическая сила
в одной давильне все месила
не в глину в пыль она месила
потом швыряла на планету
и мы из пыли собирались
в мельчайших тварей
усложнялись
так получился человек.
и только так а не иначе
как Моисей всем напророчил
я сам когда в Монголии служил
увидел технологию воочию
всего вокруг: там женщины ваяли
из пыли все: мужей детей верблюдов
и мы монгольской пылью покрываясь
от пяток и до розовых ушей
другими становились абсолютно
и поняли наверное тогда –
мы рождены чтоб сказку сделать пылью
попробуй это бывшей объяснить
бездонно наше недопониманье
она порхала с тряпкой по квартире
нелепая как пьяный хипстер в храме
сдирала пошлой тряпкой пыль с комода
как будто кожу нежную сдирала
с него и он кровоточил

7,5 Замечательное. Словесные и образные находки - «и всё есть пыль помимо пыли», «там женщины ваяли//из пыли все: мужей детей верблюдов» . Ирония, стёб и холостяцкая байка в одном флаконе. Браво, автор.

8. Гера Шторм "Зола да окалины"

Эти люди от нас не бежали и лица не прятали,
хоть кружились давно над несчастными чёрные вороны.
Мы скрывали мятежные души за прочными латами,
озираясь на небо, что грозами было изорвано.
Эти люди смотрели в глаза нам с неистовой жалостью.
Будто зная, как только мечи мы опустим кровавые,
чтобы земли очистить от них, небеса страшной тяжестью
упадут нам на плечи – мы будем гонимыми славою,
да недоброю – боги от нас отвернутся великие.
Мы мечи обнажили, мешая кровь с первыми росами,
уложив матерей и детей в травы сорные ликами.

...И они отвернулись. С тех пор наши боги нас бросили…

На огромной горе, где наш город стоял белокаменный,
нынче стонет земля от набега врагов лютых, преданных.
Там никто нас не ждёт. Там повсюду зола да окалины.
Возвратилось сторицею зло. Принесли его демоны,
чей прервали мы род, так сказал нам старик обезумевший.
Ненавистник не тронул его, чтоб поведал нам – проклятым,
как стелились на землю родную убитые юноши –
сыновья наши, жёны и матери. Сколько там пролито
было слёз дочерей. Враг отрезал их волосы русые,
в память долга велел передать. Ленты алые, пыльные
ветер, словно играя, трепал и протяжно без устали
поминальные пел. Наши боги заплакали ливнями.

7 Притча получилась живая. Форма и содержание гармонично связаны между собой. Интонация адекватная. Вся картина очень зримо встаёт перед глазами.

9. Михаил Любавин "Скрипочка будет петь"

Венечке Левину будет в апреле семь.
В старом потёртом футляре он скрипку держит –
Дедушка, мама и папа играли прежде…
Веня – скрипач, в остальном он такой, как все.

Шустрые глазки сквозь линзы очков блестят,
Венина скрипка поёт, что мальчонка – гений.
Мама подходит серьёзно: всё дело в генах,
Папа, как водится, шутит, мол, знай места…

«Веня! С поребрика спрыгни!» – печётся мать.
Где там! Вдобавок сигает на лёд опасный.
Мнит ледоколом себя – он могучий «Красин».
Резвый мальчишка. Его нелегко унять…

В несколько месяцев всех обескровит смерть:
Хлеб из обойной муки – неважнецкий ангел…
Медные трубы – для тех, кто повыше рангом –
В память о Венечке скрипочка будет петь.

5 Мальчика жалко, но звучание скрипки сквозь текст не проступило. Ощущение, что поэтических средств не хватило (или автор пожалел их) для реализации интересного – в этом нет никакого сомнения – замысла. Линейно как-то всё.

10. Мурашко Андрей "Здесь ничего не изменилось"

Здесь ничего не изменилось:
Ни шелест волн, ни запах трав,
С тех пор как детство закатилось
Потертым мячиком под шкаф.

Все те же дикие маслины
И сорняков колючий взгляд.
Ступени, выбитые в глине –
Ушедших лет нестройный ряд.

Маяк зажегся – страж залива,
Скитальцев вечных поводырь.
А рядом тихо над обрывом
Молитву шепчет монастырь.

5,5 Симпатичная зарисовка. Ностальгическую нотку автору передать удаётся, но этим стихотворение и исчерпывается.

11. Агата Миллер "Синоним чистоты и лжи"

Синоним чистоты и лжи,
целительна и бесполезна,
дарующая щедро жизнь
и увлекающая в бездну,
на время может примирить
врагов, страдающих от жажды,
имеющая вкус и ритм,
безудержная, словно бражник,
когда с вершины мчится вниз
бурлящим бешеным потоком,
вздымая мириады брызг!

Спокойным океанским оком
оценивая берега,
потенциальной атлантиды,
готовая оберегать
и помогать сносить обиды:
захлёбываясь в море слёз,
откроешь истину внезапно –
смешно печалиться всерьёз,
спасением наступит завтра,
и будет утренняя даль,
эффект привычного плацебо,
и будет чистая вода,
смягчающая чёрствость хлеба.

5 Очень серьёзный и интересный замысел и посредственная – да простит меня автор – реализация. Описать в поэтическом тексте удивительные свойства воды – и физические, и метафизические – очень интересная задумка.
Есть ряд словоупотребительных неточностей: вода – не «синоним», а символ чистоты. Но почему автор считает воду «синонимом» (читай: символом) лжи? Остаётся загадкой. Кроме того, разве «ритм» – имманентное её качество? Некоторые образы, скажем мягко, неновы, например, «море слёз».

12. Ульяна Валерьевна "Красное солнце Арбата"

Кэт советовали: написала б ему письмо,
настоящее, по бумаге ручкою.
Начинала - Здравствуй. А я тут в горшке вырастила анемон...
тут же заканчивала пожеланием самого лучшего.
Понятное дело - не отправляла, нет.
И вовсе не потому, что не знала адреса.
Анемон, аленьким цветочком, сиял на окне,
не имея ничего общего со Штирлицем и Андерсеном.

Начинался дождь, Кэт босою шла на Арбат,
там чудных хватает, в толпе очень просто спрятаться.
Танцевала под ливнем, напевала в такт: "Не судьба..."
Ореолы сосков проступали под мокрым платьицем.
А потом вышло солнце... Торговцы открыли холсты –
на одном было поле с кровавыми анемонами
и, казалось, что пахнут они как в ту ночь, когда был холостым
ее друг - настоящий герой честный, нежный, влюбленный.

И однажды, разглядывая пейзаж над софой, внук спросил:
"Бабушка, скажи, это луг, на котором спит Элли, и это маки?"
Екатерина Матвеевна ухнула вниз совершенно без сил
и заплакала.

8 Очень хорошее, сильное стихотворение. Вся история жизни ЛГ встаёт перед глазами: автор умеет включить «внутренне зрение» читателя, делая его соавтором. Мастерски, без многословия, написано. Чувство, которому сопереживаешь.
Казалось бы – шероховатость: «по бумаге ручкою»? Нет, в век электронных писем приходится иной раз так и выражаться, впору жестом сопровождать эти слова. Выпукло получилось. Что касается «Штирлица» и «Андерсена» - рискну назвать это образным эллипсисом. Мы же поняли о чём речь, а это главное.

13. Новикова Таня "Колыбельная"

За горами, за долами,
за широкими морями
всё кружатся и поныне
птеродактили ночные...
И клюют нещадно звёзды,
декорации меняя.
На скорлупке лунной гнёзда.
Колыбельная — другая.

Наблюдают исподлобья,
как летят на землю хлопья —
то ли сумрачного неба,
то ли выцветшего снега.
Ветер плачет суматошно,
как испуганная выдра.
Рассказать тебе о прошлом?
Динозавры скоро вымрут,

оборачиваясь снами,
оборачиваясь нами.
Приближается финита:
солнца жадного софиты
разыгрались не на шутку...
...На подмостках жизни — буря
сохраняет мир наш хрупкий.
Спи, малыш мой белокурый…

6 Знакомое по другому конкурсу. ) Милый, сказочный зачин. Понравилось особенно вот это: «На скорлупке лунной гнёзда». Что мешает дать этому тексту более высокую оценку? Ветер, который «плачет суматошно, как испуганная выдра». Многие ли из читателей знают, как она плачет? И вот это: «Приближается финита: солнца жадного софиты». «Финита» (от «финита ля комедия») сразу придаёт повествованию оттенок театральности, «невсамделишности», «софиты» это впечатление усугубляют. И потом - какая же это колыбельная, если в ней «финита» и «софиты», то есть слова, ребёнку явно неизвестные?

14. Ольга Рачицкая "Моллюсками на полотняном дне..."

Моллюсками на полотняном дне
Впотьмах лежать не закрывая глаз,
Песчинку ревности лелея зря
И думать о судьбе...
Нет, не сейчас!
Делить кровать с храпящим дико псом,
Что приползёт и вклинится меж нами.
В берушах спать и уходить тайком
На маленький диванчик.
Всё – потом!
Потом - тонуть в молчания волне,
Когда в чугунность неподвижных тел
Бессонница и старость отольют
Супружескую пару.
Ждать удел,
Когда нарежет мрачный землемер
Для койки одиночества кусок,
Чтобы улечься тысячью потерь
На взбитую как пух постель.
Но это – после.
Этому – не верь!
А что сейчас?
Прошу, не уезжай!
Не уходи, на час не пропадай!
...Твоя ладонь спит под моей щекой.
Вот счастия рецепт...
Такой простой.

3,5 Замысел понятен. Эмоциональное состояние лирического героя также ясно. К сожалению, в этом стихотворении не впечатлило ничего. Образы кажутся чуждыми, интонация (громко-восклицательная) – неубедительной, финал – блёклым.
Невесть откуда взявшийся «дикий пёс». Языковая неточность: развёртываем строки - «храпящий дико пёс, что приползёт и вклинится…».   «Приползёт храпящий пёс»?! Понимаю, что автор сначала описывает картину со-страхом-ожидаемого- будущего, в котором «храпящий» - это «сейчас», а глаголом  будущего (!) времени «приползёт» описан момент, предшествующий этому.  Но не слишком ли это большая нагрузка для читателя?
В шкале нет оценки для такой ситуации. Поставлю 3,5.

15. Алексей Бекорюков "Сквозь бытие"

Я пришёл в этот мир и встретил его пустым –
Безразличным к чужому горю, лишённым славы;
Пробираясь сквозь дебри масок – слепых, лукавых –
Приближал горизонт, и жёг за собой мосты.

Безысходность... Не видно света в конце пути.
Обречённо завис над миром зловещий фатум…
Я пытался взлететь, но так и не стал крылатым:
Вероятно, рождён всю жизнь по земле ползти.

Отражаются души в блеске пустых глазниц,
Имитируя пульс, чуть слышимый под коростой
Ослепляющей лжи, в которой вращаться просто –
Много проще, чем жить, пред Богом склонившись ниц.

Проходя по земле, я видел крысиный рой,
Где искусно раскинул сети питомник Босха –
Чужеродный, гнилой – а выглядел столь неброско,
Что в объятия тьмы людей завлекал порой.

Я взывал к пустоте – мой голос слабел и глох:
Как абсурд, был нелеп, как стон мертвеца – беззвучен.
Вереницы рабов покорно плелись вдоль кручи,
И соблазн воспарить иных заставал врасплох.

Но я выжил в аду, отвергнув слащавый зов
Безрассудной толпы, где всякий – безлик, неволен…
Вероятно, один в крысиной норе – не воин,
Но способен достойно жить, не познав оков.

3,5 Высокий уровень абстракции – это всегда большой риск для автора. Сквозь – ни много ни мало – «бытие»! Тема стара как мир – лирический герой в непонимающем его, враждебном даже окружении. Людей нет, есть маски и вселенское зло.
Стоит ли говорить, что такое обобщённое решение банально?
Есть и частные недочёты – «обречённо завис…фатум». Как тут не вспомнить крылатую фразу из «Джентльменов удачи» - «Кто ж его посадит? Он же памятник!»
«Кто ж его обречёт? Он же сам – Фатум». (Если фатум над миром завис, то обречён мир, а не фатум.).
Словом, рисует автор адский ад, пугает, но не страшно отчего-то. И неубедительно. С помощью таких поэтических средств.

16. Жиль Де Брюн "Не вернулись"

Город казался небылью, растворённой в зыбком вчера -
подряд холодные утра и тревожные вечера.
На рассвете молча глядели на бледнеющий серп Луны,
а потом обходили сопку через ельник и валуны.
Пробирались болотом, где до нас никто не ходил:
северный путь был страшен, а южный непроходим.
Мы почти дошли, но нарвались на них в лесу:
не передёрнув затворы, оказались лицом к лицу.

Мы их всех положили, но и сами мы не стоим -
все лезвия в красном, и никто не уйдёт к своим.

Я сижу, весь вымазан кровью, как в беспамятном страшном сне,
где майор как будто бы дремлет, но на веках не тает снег,
где лежит балагур Серёга, вдруг притихший и неживой,
где Марат напоследок молится, умирая от ножевой.
Ничего теперь не исправить, никого не вернуть назад.
И уже никому об этом не получится рассказать.
Мы все останемся здесь, мы теперь уже не враги -
мертвецы всегда забывают, кто когда и за что погиб.

А потом придёт эта девочка, любопытная, как лиса,
и подумает - столько шли сюда, а погибли за полчаса.

7 Хорошее стихотворение. Автор совершенно оправданно отказывается от неуместных здесь вычурностей и изысков. Неземное уже спокойствие интонации «пробивает» сильнее иного крика. Интересен ракурс. И финал с девочкой, которая видится ангелом. Кинематографично.

17. Юлия Ермилова "Старый кукольник"

Ах, Суок, моя девочка, нет мне ни сна, ни покоя...
Ты поёшь и танцуешь. Мой разум мутится, не скрою.
Старый кукольник, в полубреду вспоминаю былое,
И дрожу, и хриплю...
Всё мне кажется — это Олимпия в танце кружится,
Кружева рукавов расплескались крылами у птицы,
Колокольчиком голос дрожит, и трепещут ресницы,
Словно жаркий июль.

Или нет, не Олимпия — это актриса Мальвина,
Красота её — лёд, и кудряшки её цвета льдины.
И за что мне судьба, где я вами навеки покинут,
Эта боль и тоска?
Жизнь в погоне за тем, чтоб мою возродить Галатею —
Так напрасно прошла... Пальцы скрючены, губы немеют.
Только небо в окошке к утру всё синее, синее...
Только тень у виска...

6 Трогательное, но по-кукольному. Игровое. Вторичность образов-персонажей снижает общий уровень. Хотя «тень у виска» в финале – хорошо.

18. Елена Бородина 13 "Герань"

… и снова балансируешь на грани
ночного пробуждения и сна.
Качаются соцветия герани
в стеклянном обрамлении окна.
От форточки сквозит весенней влагой.
И в темноте, прекрасной и пустой,
исписанная белая бумага
становится, как прежде, берестой,
а ты сама – невидимой, прозрачной
березового млечного пути
заложницей ли, странницей, чудачкой -
в который раз пытаешься дойти
сквозь черноту березовых царапин
и сладкий мутный сок, а может, дождь,
до верха, чтоб уткнуться в голос папин,
почти забытый - дескать, как живешь?
Чтоб в тёплые ладони бабы Ани
упасть букашкой - малой, кочевой…

Тяжелые соцветия герани.
Рассвет.
Окно.
И больше ничего.

8 Память – в мелочах. Например, в той же герани. Душевно-ностальгическое, искреннее, настоящее. Живое. Тонко исполненное. Ничего больше не буду добавлять. Спасибо автору, здорово получилось.

19. Вайлит "В клетке"

В зоопарке на обзор тигрята:
солнце, клетка, весело играют.
В тёмный угол, под корягу, пятый
как чужой забился - жмётся к краю.
Смотрит хмуро, тычась в лапу носом.
Трёт глаза, как кулаками дети -
мир вокруг не солнечный, а грозный.
Этот мир он не искал, но встретил.
Может быть, он вспомнил мать-тигрицу,
нежность, силу запахов звериных?
Он почти что плакал, глядя в лица.
Кто-то из людей баранку кинул,
кто-то недовольно тронул сетку,
крикнул очень громко грубым словом,
что он всё лежит, закрывшись веткой,
как зверёныш, в облике суровом.
Звери понимают речь людскую.
Вдруг тигрёнок бросился, рычаще.
Кто-то закричал: Ой, как лютует!
Раздерёт, коль встретишься с ним в чаще.
Тигр в меру всех своих силёнок
рвал когтями сетку, рвал упрямо.
Он "кричал" с надрывом: Я - ребёнок!
Я хочу всего лишь видеть маму...

4,5 Чувство сострадания к братьям нашим меньшим – благородный мотив для написания стихотворения. Но не является ли непроизвольно возникающая (уже в силу самой ситуации, а не художественных достоинств текста) читательская жалость некой форой, которую использует автор?
Поэтическое решение – прямолинейное, не без языковых недостатков («крикнул очень громко грубым словом»).

20. Алиса Листопад "лепесток раффлезии"

настоящее бесстыдно сливается с прежним.
за склянками крещенской воды одряхлевшие иконостасы.
на мослы прилавка под видом свежего
подсовывают подгнившее мясо.

родильные корчи нового мира в сиропе,
их движения увязли намертво - вот ключевое слово.
духовный наставник чумы квартирует и здесь, и в европе.
история повторяется снова.

в утробе комнаты сидеть,
отрешаясь, думая: всё это суета, ерунда.
но до ржавчины века своего седеть,
гадая: уже ли? в этом году? когда?

растворились креплёные уста
новые эпигоны выглянули из бездны ли,
прикрывая вместо фигового листа
увечность свою лепестком раффлезии?

3,5 Никаких предубеждений к почти произвольному жонглированию словами не испытываю. Но и оно бывает разным, например, - рождающим новые смыслы. В данном случае не удалось ощутить ни того, что двигало автором при написании стихотворения, ни красоты поэтического текста.

21. Алексв "Североморская осень - 84"

Осенний воздух солнцем полон,
Но я на палубе продрог.
Оставив нас на склоне голом,
Отчалил в море катерок.

Полсотни метров монолита -
На берег влезть не так легко.
Там, на плато, в гранит налито
Хрустальной влаги озерко.

По валунам ручей струится,
Мы - вверх, он - вниз, тропа узка,
Роняет брызги нам на лица
И пылью сыплется со скал.

Полярный день - стал днём вчерашним.
Но небо ясно, и не зря
Доволен мир, как кот домашний
В хозяйском кресле сентября.

Пускай близка зима-темница,
Злой посвист вьюг и ночь без дна,
Пока вросла, как в мох грибница,
В природу тундры тишина.

Вокруг сосны бронзовокожей
Стеной стоит грибная рать.
Что ж, подберёзовик здесь может
Берёзу ростом обогнать!

Моховики сидят по трое,
Штурмует пень отряд опят.
Волнушек полк кольцом построен,
Лисички тут и там пестрят.

Корзинка, только что пустая -
Стоит набитая битком.
А голубика нежно тает
Под онемевшим языком.

...Эх, сорвалась форель, обидно.
А может, даже и голец!
Но пару особей солидных
На спиннинг вытащил отец.

Я сам - рыбак, конечно, тёртый,
На рост и возраст не гляди!
...Всё впереди - мой класс четвёртый,
И жизнь - пока что - впереди.

5 Если пейзажная зарисовка была самоцелью, то всё удалось. Она занимательная и приятная. Однако не видно, по какой причине этот текст нужно было излагать в виде стихотворения, а не прозаического этюда.

22. Владимир Сорочкин "Ты приходишь дождём, ты себя не жалеешь совсем…"

Ты приходишь дождём, ты себя не жалеешь совсем.
Ты становишься явью, окутанной терпкими снами.
Но, чем ближе хотим мы друг к другу приблизиться, тем
Всё безбрежнее пропасть невольно встаёт между нами.

И, как будто, пульсируя, дни обращаются вспять,
Оплывая тягучей водой по иссеченной раме,
И, когда я к тебе прикасаюсь – опять и опять
Разрывается небо, утробно играя громами.

Ты приходишь дождём, неразрывной сплошной пеленой,
Ты смываешь ту ложь, что минувшие годы не смыли,
А когда исчезаешь – вокруг растекается зной,
Оставляя меня задыхаться в потерянном мире.

Но мне страшно тянуться к тебе, преступая черту,
Чтоб прильнуть, чтоб уткнуться незряче в продрогшую шею,
Чтоб не видеть в зрачках твоих трепетных ту пустоту,
Что собою заполнить уже никогда не сумею.

6,5 Нравится ритм – раздумчивый, как раз под дождь. Интересный и тонкий образ возлюбленной лирического героя. Хороший, глубокий финал. Небольшая шероховатость: «…пропасть невольно встаёт…». Всё-таки «невольно» может относиться лишь к субъекту действия (обладающему волей), каковым «пропасть» вряд ли является.

23. Ольга Королева "Зимний лист"

На склоне дня, пройдя осенний скверик,
Пустых ветвей касаясь на ходу,
Я снова выхожу на плоский берег,
К светлеющему в сумерках пруду.
Почти неразличима на тропинке,
Опавшая листва шуршит во мгле...
И, словно близорукие, снежинки
Наощупь приближаются к земле.

Как в том году, уходит за качели
Тропинка, огибающая пруд,
К скамье, где мы до вечера сидели,
Пройдя чуть-чуть быстрее наш маршрут…
Давно твой приговор смягчило время.
Сейчас я удивляюсь, что снежок,
Озвучив тишину словами теми,
Скользит, не задевая мой ожог…

А завтра затуманит воздух стужа,
Закатывая солнце в снежный ком...
И голый клен начнет дрожать натужно
От ветра, налетевшего рывком.
А я, как тот, не сорванный ненастьем,
Один на голой ветке черный лист,
Отдавший все за горе, как за счастье –
За тьму и бесконечный ветра свист.

5 Лирическое стихотворение с понятным замыслом и  с некоторыми недостатками в исполнении. «Клён начнёт дрожать натужно». Натужно – это с напряжением, прилагая усилия. А на холоде дрожат непроизвольно.

24. Елена Севрюгина 3 "Любимому городу"

Зимний город - потомок великих Будд -
В голубые сугробы одет-обут...
Он опять заглушает мою мольбу
Страшным грохотом иномарок -
Он шагами прохожих затёрт до дыр,
А ночами, под шёпот большой воды,
Как драконы, рождают морозный дым
Полукружия спящих арок.

Завтра Невскому снова кишеть людьми ...
Славный город, на время меня прими,
Разреши заглянуть в твой запретный мир,
Лунных капель пролей на раны -
Если бьётся под сердцем святой исток,
То немыслимо сдерживать свой восторг,
Выбегая на площадь семи мостов
И пяти изумлённых храмов.

Я зову тебя, город, но ты молчишь.
Распрями гордых улиц своих лучи -
Пусть у сердца в морозной глухой ночи
Ледяной разобьётся панцирь.
В час, когда над Невою раздастся треск,
Все поймут, что, распятый, ты вновь воскрес...
И рука умилённо выводит крест
Лёгким жестом дрожащих пальцев.

5,5 Из понравившегося – образ: «Как драконы, рождают морозный дым// Полукружия спящих арок». Есть в стихотворении некоторые «необязательности»: почему, например, мир, в который ЛГ просит разрешения заглянуть – «запретный»? Почему храмы – «изумлённые»? Это в тексте никак не поясняется и из логики нарратива не следует.

25. Игорь Олегович Кузнецов "1906-ой…"

Онежский лес играет кронами,
Но вальщик в небо щурит глаз,
И скоро ветками зелёными
Нарушится снегов атлас...

Обрубщик в армяке заношенном
Почтенных лет, да сноровист -
Сучки летят, в мороз подкошены,
А конный подцепляет хлыст*.

В теплушке им чифир отрадою -
Зимой в лесу совсем не мёд.
Да и на фабрике, что рядышком
В работах семь потов сойдёт.

Но вот уже бумага выдана,
Чуть желтоватая на вид,
Лигнина запахом пропитана,
Нарезана, в стопах лежит.

Пустой стакан... Бумага с перьями...
Строка пронзительно легка:
"И веют древними поверьями
Её упругие шелка..."

* Хлыст - срубленное дерево, очищенное от сучьев.

6,5 Знакомое стихотворение. ) Поэтому знаю, знаю, с какой стати здесь «1906-й». ) Стихотворение складное, состоявшееся. Конечно, аллюзия к Блоку приятна, и финал хорош своей неожиданностью.