Б8. Надежда Коган. Замечания члена жюри

Сетевой Клуб Поэтов
Были прокомментированы не все произведения.

******

1. Неведома Зверушка "Безответное"

Темно в прихожей, холод захлестнул.
Все остальное помню и не помню:
Измятая постель в одной из комнат,
Ключи небрежно брошены на стул,
Меня знобит, глаза твои темны,
Горячих губ блуждание по телу,
Волна переполняющих пределов,
Звенящие изломы тишины.

Ты после спишь, я льну к твоей спине
Прохладной, утомленной, мускулистой,
И клены прижимают руки-листья
К оконным стеклам, закрывая свет.
Сон не идет, мне снова нет тепла.
Бесшумно одеваюсь и на воздух
С твоим ключом иду. Ты спросишь после:
Куда ты выходила, где была?

Мы пили чай и ели что припас
Твой холодильник в полутемной кухне,
Ты звал в постель распахнутую рухнуть
На целый день, но город жаждал нас
Получше рассмотреть сквозь облака
Стремительного северного лета.
И нам казалось найдены ответы
К вопросам, что не заданы пока.

6,5 Стихотворение о безответной любви, где внешне все взаимно, но по внутреннему ощущению – темно и холодно. И непонятно, кто в этом виноват. Вспоминается лермонтовское «И кто-то камень положил…». Беда автора в том, что и у читателя тоже остается чувство темноты и холода. И зачем тогда этот почти репортаж, если в нем – ни любви, ни боли, ни обиды? Стихи написаны мастерски – хорошие рифмы, точные детали. Но как оценить отсутствие живого отклика?

2. Михаил Минаичев "Эгоцентричное лето"

Эгоцентричное лето треугольной формы,
из-за жары оплывает до формы груши,
но эгоцентричное лето думает, что форма в норме,
а самым красивым у себя считает уши.
В каждом ухе серьга размером с домишко,
с дачный домишко с крыльцом и трубой,
аккуратно покрашенный, даже слишком,
в белый, в бежевый, в розовый, в голубой.
Эгоцентричное лето стрижётся коротко-коротко,
настолько коротко, что просвечивает череп.
Эгоцентричное лето каждый день едет в центр города,
при этом постоянно перелезает через:
насмешки, ужимки, косые взгляды,
а если не может перелезть, то прёт напролом.
Получается, что уши эгоцентричного лета всегда рядом,
их видно из любой точки и под любым углом.
А когда придёт время, и у эгоцентричного лета опухнут уши
от дождей, ветров и прочих подобных вещей,
эгоцентричное лето распустит на ниточки наши души
и свяжет себе шапку для защиты ушей.
Но пока всё путём - пока не опухли -
мы сидим в квартирах, где есть свет, телефон и газ,
где телевизор мигает, где чайник свистит на кухне,
и где эгоцентричному лету нет дела до нас.

4 На мой взгляд, центральный образ стихотворения создан исключительно ради оригинальности. Поэзии, как познания мира через образы, здесь нет. Все же самая сложная метафора должна откликаться внутренней связью с миром, с мифологией, с ощущениями, а здесь – разве что с портретом подростка-наркомана...

3. Николай Сыромятников "георгины в снегу"

                А.Т.

Тихо в саду...
... и кругом ни души, -

белые георгины особенно хороши...
На пушистый бутон, на прощальную белизну, -
гляну вечным шутом, зиму заново узнаЮ.
Запуржит, закружит и утонет во мгле.
Все иконы свежи только здесь на земле.

Тихо в саду...
уходить не спеши...

Осени середина, - ты смилуйся и реши, -
либо ропот осин, да изогнутые стволы,
либо вечная синь – оболочка, янтарь смолы, -
Либо красная кровь немоты на снегу,
либо шорох миров, - я без них не смогу...

Тихо в саду...
Невесомая нить, -

изморозь, паутинка, - и некого обвинить...
Писк! – синица свистит, - бьётся сердце моё, стучит!
Как заставить забыть не остывшее – научи...
Как ступить босиком, на небесную твердь, -
да оттуда, тайком, на себя посмотреть? –

Тихо в саду...
Опадут лепестки, -

Тихо в саду...
Опадут лепестки, -

белые георгины кристаллами на виски, -
опускаются вслед, - опускаются навсегда.
Ты как будто ослеп, - всюду матовая слюда.
Белый венчик застыл, - замерзая, - поник.
Твой стеклянный костыль - замороженный крик...

5 В первой строфе ни с чем не связано определение ЛГ «вечный шут».  Не раскрыта метафора «Все иконы свежи только здесь, на земле». А на небесах они протухли?

Вторая и третья строфы лучше – яркие неизбитые облики осени и внутреннего состояния ЛГ. Не очень точно – «красная кровь немоты»

В четвертой строфе - снег сединой на виски – образ, в общем-то, банальный. Правда, здесь это лепестки заснеженных георгинов, но сути не меняет. И «твой стеклянный костыль», мне кажется, написано ради внутренней рифмы.

4. Бонгард Друидов Чайкин Андрей "Новые осколки"

ты родишь мне двух разнополых мальчиков
чтобы я не рожал
этот стих
для нытья полов
на полу валяется
никто его не-
кто из лихих 90-х
становится мной сегодняшним
консервирующим грехи
на зиму
чтобы было что поесть
в великий пост
гибдд врезается
женатый холо-
стяк;
развратный холо-
дец;
душевный холо-
кост-
и
холостой супруг
надевает на безымянный палец
спасательный круг…
......................................................
а мальчики играют в поло
один - в водное
другой - в конное,
они по-другому не могут,
они разнополые...

4 Игра слов – пол, поло, полы, можно было бы еще добавить пОлы плаща и пол-яблока, далее «великий пост» и «пост ГИБДД», далее вариации на тему «холо» - в добавление к «поло». На мой взгляд – игра ради игры...

5. Селена Ка "Бел-горючее"

Глухая чужеземная тоска звенит внутри, тебя не отпуская,
и ты идёшь по лезвию, по краю – чужому краю – сам себе дикарь.
Когда твой дом не дом тебе, не храм (за тридевять земель – почти у чёрта),
так хочется от крыш и улиц мёртвых уплыть к святым кисельным берегам:
туда, где стынет камень бел-горюч – начало всех начал и откровений,
где горлинка-заря в одно мгновенье рождает озорной червонный луч,
а воды рек живительно светлы, не скрыты за обманчивым туманом, –
прильнуть, припасть к земле обетованной сухой душой, истлевшей до золы.
И слушать, слушать молча тишину густых небес языческих, сварожьих,
прочувствовав нутром сполна,до дрожи, славянский дух, разлитый по всему
пространству первобытному, и стать – вне времени, вне жизни быстротечной –
разрыв-травой, Смородинкою-речкой, далёким отголоском птичьих стай.
И смолкнет чужеокая тоска – бесовская, тягучая, чумная –
в купальском солнце ласкового края, растает в белопенных облаках.
И заново появится в груди желанье видеть близкое, родное
в чужих глазах, подёрнутых враждою, и лицах незнакомых. Погляди! –
душа летит в расплёсканную синь –
три дня ей петь на воле песни ирьи.
а после…
после – пепел вместе с пылью.
…она уже не сможет
без Руси.

8,0 Сильные стихи с погружением в славянскую мифологию и современной тоской по живому обожествленному миру. Кое-где рифмы слабоваты «дикарь – берегам», «родное – враждою». Но главное в стихотворении есть – тишина густых небес, стремление к простому человеческому братству, вневременному, без бесовской, чумной, чужеокой тоски...

6. Алексбол "Милая Хетти"

Как я соскучился, милая, милая Хетти!
Будь мне даровано право решений Всевышним,
Палубных досок шеренги и розги Борея,
Уединенность каюты и долгие ночи -
Стали б уделом еще ненаписанных строчек...
Хетти, голубка, наверх поглядите скорее!
Видите, небо усыпано блестками пышно -
Каждая звездочка собственной сказкою светит.

Как беспокоюсь я, милая, милая Хетти!
Дико у ног моих вздыбилась вдруг мостовая,
Острые шпили накрыли гигантские волны.
Как среди смеси кровавой, наполнившей город,
Выжило тело мое, орошенное горем?..
Страшно, моя ненаглядная Хетти, и больно
Помнить свое нетерпенье, с тобой расставаясь,
И поцелуем на твой поцелуй не ответить.

Я заслужил это, милая, милая Хетти, -
Преданность Вашу всегда принимая с опаской,
Сердце свое вопрошал, словно пифия в Дельфах.
Вашу любовь изгонял из души оловянной,
Плоть утешая продажными ласками рьяно.
Я, навсегда потеряв лучезарного эльфа,
Так и не смог написать свою лучшую сказку -
Самую добрую, яркую сказку на свете.

4 Долго распутывала первую строфу Получилось: Если бы Всевышний дал автору право решений, то еще ненаписанные строчки повествовали бы о шеренгах палубных досок, о порывах ветра, и о том, что автор сидит один в каюте в течение долгих ночей. Как-то так. Ну, а поскольку Всевышний своими правами не разбрасывается, то читайте сказки на звездном небе.

Во второй строфе – картина апокалипсиса. Но ЛГ показывает чудеса самообладания, он от всего этого только беспокоится. И среди смеси кровавой тело его орошено непонятной субстанцией - горем. А страх и боль заключаются в том, что он туда с нетерпением рвался- видимо, орошаться горем - и даже не ответил на поцелуй.

В результате, шарахаясь от преданности,  не доверяя  лучезарному эльфу, изгоняя из своей души его любовь, при этом утешаясь в домах терпимости, ЛГ все-таки добился своего и не написал свою лучшую сказку.

Я, всего-навсего, пересказала прозой романтическую балладу, почти не отступая от сюжета. Но вместе с рифмами и ритмом романтика ушла бесследно…

7. Егор Лемек "Тут бывшая недавно заходила"

тут бывшая недавно заходила
сказала фи-фи-фи какая пыль
а я тотчас наушники надел
и плейер во весь дух включил
чтоб этой речью недостойной
не осквернился скорбный слух.
как объяснить непосвященной
что пыль лежащая – священна?
и все есть пыль помимо пыли?
когда космическая сила
в одной давильне все месила
не в глину в пыль она месила
потом швыряла на планету
и мы из пыли собирались
в мельчайших тварей
усложнялись
так получился человек.
и только так а не иначе
как Моисей всем напророчил
я сам когда в Монголии служил
увидел технологию воочию
всего вокруг: там женщины ваяли
из пыли все: мужей детей верблюдов
и мы монгольской пылью покрываясь
от пяток и до розовых ушей
другими становились абсолютно
и поняли наверное тогда –
мы рождены чтоб сказку сделать пылью
попробуй это бывшей объяснить
бездонно наше недопониманье
она порхала с тряпкой по квартире
нелепая как пьяный хипстер в храме
сдирала пошлой тряпкой пыль с комода
как будто кожу нежную сдирала
с него и он кровоточил

4 Стихотворение повторяет и конкретизирует строки Иосифа Бродского:

Пыль садится на вещи летом, как снег зимой.
В этом - заслуга поверхности, плоскости. В ней самой
есть эта тяга вверх: к пыли и к снегу. Или
просто к небытию. И, сродни строке,
"не забывай меня" шепчет пыль руке
с тряпкой, а мокрая тряпка вбирает шепот пыли.

В недрах буфета тьма.
Швабра, епитрахиль
пыль не сотрут. Сама
вещь, как правило, пыль

не тщится перебороть,
не напрягает бровь.
Ибо пыль - это плоть
времени; плоть и кровь.

Стоит ли повторять, то, что гораздо лучше сказано до тебя?

8. Гера Шторм "Зола да окалины"

Эти люди от нас не бежали и лица не прятали,
хоть кружились давно над несчастными чёрные вороны.
Мы скрывали мятежные души за прочными латами,
озираясь на небо, что грозами было изорвано.
Эти люди смотрели в глаза нам с неистовой жалостью.
Будто зная, как только мечи мы опустим кровавые,
чтобы земли очистить от них, небеса страшной тяжестью
упадут нам на плечи – мы будем гонимыми славою,
да недоброю – боги от нас отвернутся великие.
Мы мечи обнажили, мешая кровь с первыми росами,
уложив матерей и детей в травы сорные ликами.

...И они отвернулись. С тех пор наши боги нас бросили…

На огромной горе, где наш город стоял белокаменный,
нынче стонет земля от набега врагов лютых, преданных.
Там никто нас не ждёт. Там повсюду зола да окалины.
Возвратилось сторицею зло. Принесли его демоны,
чей прервали мы род, так сказал нам старик обезумевший.
Ненавистник не тронул его, чтоб поведал нам – проклятым,
как стелились на землю родную убитые юноши –
сыновья наши, жёны и матери. Сколько там пролито
было слёз дочерей. Враг отрезал их волосы русые,
в память долга велел передать. Ленты алые, пыльные
ветер, словно играя, трепал и протяжно без устали
поминальные пел. Наши боги заплакали ливнями.

5 «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом». 
Откровение Иоанна Богослова.
Старая истина. Только автор добавил еще и гнев собственных богов для убивающих, чтобы мало не показалось. Стихи написаны мастерски, но идея не оригинальна.

9. Михаил Любавин "Скрипочка будет петь"

Венечке Левину будет в апреле семь.
В старом потёртом футляре он скрипку держит –
Дедушка, мама и папа играли прежде…
Веня – скрипач, в остальном он такой, как все.

Шустрые глазки сквозь линзы очков блестят,
Венина скрипка поёт, что мальчонка – гений.
Мама подходит серьёзно: всё дело в генах,
Папа, как водится, шутит, мол, знай места…

«Веня! С поребрика спрыгни!» – печётся мать.
Где там! Вдобавок сигает на лёд опасный.
Мнит ледоколом себя – он могучий «Красин».
Резвый мальчишка. Его нелегко унять…

В несколько месяцев всех обескровит смерть:
Хлеб из обойной муки – неважнецкий ангел…
Медные трубы – для тех, кто повыше рангом –
В память о Венечке скрипочка будет петь.

7,5 Сильное стихотворение. При внешней простоте использованных приемов – эта картинка из прошлого цепляет до мурашек по коже. Мирный день, счастливая семья, мальчик, прыгающий с бордюра, который в Ленинграде звали поребриком. Мальчик Венечка  - гениальный скрипач в будущем, которого уже не будет. Смерть в блокадном городе обескровит всех. И только пение скрипки останется в чьей-то памяти...

10. Мурашко Андрей "Здесь ничего не изменилось"

Здесь ничего не изменилось:
Ни шелест волн, ни запах трав,
С тех пор как детство закатилось
Потертым мячиком под шкаф.

Все те же дикие маслины
И сорняков колючий взгляд.
Ступени, выбитые в глине –
Ушедших лет нестройный ряд.

Маяк зажегся – страж залива,
Скитальцев вечных поводырь.
А рядом тихо над обрывом
Молитву шепчет монастырь.

7 Возвращение.
Хорошие, точные метафоры: Детство закатилось/Потертым мячиком под шкаф
Сорняков колючий взгляд
Ступени, как ряд ушедших лет
Маяк – поводырь скитальцев.
Не статичная картина, есть движение, свет, звуки.

Но все же чего-то не хватает в этом возвращении, может быть, шага назад. Так и хочется дописать:

А в переулке кто-то плачет,
А вдалеке гармонь поет,
И катится потертый мячик
Из покосившихся ворот.

11. Агата Миллер "Синоним чистоты и лжи"

Синоним чистоты и лжи,
целительна и бесполезна,
дарующая щедро жизнь
и увлекающая в бездну,
на время может примирить
врагов, страдающих от жажды,
имеющая вкус и ритм,
безудержная, словно бражник,
когда с вершины мчится вниз
бурлящим бешеным потоком,
вздымая мириады брызг!

Спокойным океанским оком
оценивая берега,
потенциальной атлантиды,
готовая оберегать
и помогать сносить обиды:
захлёбываясь в море слёз,
откроешь истину внезапно –
смешно печалиться всерьёз,
спасением наступит завтра,
и будет утренняя даль,
эффект привычного плацебо,
и будет чистая вода,
смягчающая чёрствость хлеба.

7,5 Хорошо. Многоликость воды – словно многоликость жизни. Хороши противопоставления, смены ритма, от бурного потока до океанского спокойствия. И переход к внутреннему состоянию автора с великолепной концовкой
И будет чистая вода,
Смягчающая чёрствость хлеба.

12. Ульяна Валерьевна "Красное солнце Арбата"

Кэт советовали: написала б ему письмо,
настоящее, по бумаге ручкою.
Начинала - Здравствуй. А я тут в горшке вырастила анемон...
тут же заканчивала пожеланием самого лучшего.
Понятное дело - не отправляла, нет.
И вовсе не потому, что не знала адреса.
Анемон, аленьким цветочком, сиял на окне,
не имея ничего общего со Штирлицем и Андерсеном.

Начинался дождь, Кэт босою шла на Арбат,
там чудных хватает, в толпе очень просто спрятаться.
Танцевала под ливнем, напевала в такт: "Не судьба..."
Ореолы сосков проступали под мокрым платьицем.
А потом вышло солнце... Торговцы открыли холсты –
на одном было поле с кровавыми анемонами
и, казалось, что пахнут они как в ту ночь, когда был холостым
ее друг - настоящий герой честный, нежный, влюбленный.

И однажды, разглядывая пейзаж над софой, внук спросил:
"Бабушка, скажи, это луг, на котором спит Элли, и это маки?"
Екатерина Матвеевна ухнула вниз совершенно без сил
и заплакала.

8 История не угасшей любви, пронесенной ЛГ через долгую жизнь. Автор раскрывает эту историю, словно лепестки анемона, эпизод за эпизодом. Очень тонкий прием – письмо о цветке, цветок на окне, поле цветов на картине, цветы ночного свидания, и снова картина, ставшая в глазах внука совсем другой сказкой.

13. Новикова Таня «Колыбельная»

За горами, за долами,
за широкими морями
всё кружатся и поныне
птеродактили ночные…
И клюют нещадно звёзды,
декорации меняя.
На скорлупке лунной гнёзда.
Колыбельная — другая.

Наблюдают исподлобья,
как летят на землю хлопья —
то ли сумрачного неба,
то ли выцветшего снега.
Ветер плачет суматошно,
как испуганная выдра.
Рассказать тебе о прошлом?
Динозавры скоро вымрут,

оборачиваясь снами,
оборачиваясь нами.
Приближается финита:
солнца жадного софиты
разыгрались не на шутку…
…На подмостках жизни — буря
сохраняет мир наш хрупкий.
Спи, малыш мой белокурый...

6 Птеродактили ночные – это почти из романов в стиле фэнтези. Да еще и с гнёздами на луне. И хлопья сумрачного неба, падающие на землю.  И вымирающие динозавры под софитами жадного солнца. Великолепная у автора фантазия!
Только один минус – под такую колыбельную ни один белокурый малыш не уснет. Или расплачется, или потребует продолжения.
 
14. Ольга Рачицкая "Моллюсками на полотняном дне…"

Моллюсками на полотняном дне
Впотьмах лежать не закрывая глаз,
Песчинку ревности лелея зря
И думать о судьбе...
Нет, не сейчас!
Делить кровать с храпящим дико псом,
Что приползёт и вклинится меж нами.
В берушах спать и уходить тайком
На маленький диванчик.
Всё – потом!
Потом - тонуть в молчания волне,
Когда в чугунность неподвижных тел
Бессонница и старость отольют
Супружескую пару.
Ждать удел,
Когда нарежет мрачный землемер
Для койки одиночества кусок,
Чтобы улечься тысячью потерь
На взбитую как пух постель.
Но это – после.
Этому – не верь!
А что сейчас?
Прошу, не уезжай!
Не уходи, на час не пропадай!
...Твоя ладонь спит под моей щекой.
Вот счастия рецепт...
Такой простой.

7,5 Интересная композиция – от не романтичного бытия пожилых супругов, через чугунность неподвижных тел и тысячу потерь, через видение собственной могилы – к прекрасному СЕЙЧАС. И оттого, что совсем не прекрасное будущее увидено и преодолено, рецепт счастья оказывается простым и действенным. Сильные стихи. И сложная строфа с пропадающей рифмой здесь тоже к месту. Она заставляет вчитываться, вглядываться, со-переживать.

15. Алексей Бекорюков "Сквозь бытие"

Я пришёл в этот мир и встретил его пустым –
Безразличным к чужому горю, лишённым славы;
Пробираясь сквозь дебри масок – слепых, лукавых –
Приближал горизонт, и жёг за собой мосты.

Безысходность... Не видно света в конце пути.
Обречённо завис над миром зловещий фатум…
Я пытался взлететь, но так и не стал крылатым:
Вероятно, рождён всю жизнь по земле ползти.

Отражаются души в блеске пустых глазниц,
Имитируя пульс, чуть слышимый под коростой
Ослепляющей лжи, в которой вращаться просто –
Много проще, чем жить, пред Богом склонившись ниц.

Проходя по земле, я видел крысиный рой,
Где искусно раскинул сети питомник Босха –
Чужеродный, гнилой – а выглядел столь неброско,
Что в объятия тьмы людей завлекал порой.

Я взывал к пустоте – мой голос слабел и глох:
Как абсурд, был нелеп, как стон мертвеца – беззвучен.
Вереницы рабов покорно плелись вдоль кручи,
И соблазн воспарить иных заставал врасплох.

Но я выжил в аду, отвергнув слащавый зов
Безрассудной толпы, где всякий – безлик, неволен…
Вероятно, один в крысиной норе – не воин,
Но способен достойно жить, не познав оков.

5,5 Любимая тема молодых поэтов: я – избранный, а этот мир ужасен. Но без цивилизации этого мира, развивающейся в течение многих тысяч лет, ты, избранник, так и сидел бы голым на дереве, зато достойно и без оков.

Хотя фантасмагория явленного литературному герою мира описана с хорошим мастерством – точные, изысканные рифмы: фатум – крылатым, коростой – просто, Босха – неброско.
Стихотворный размер – анапест, с цезурой посередине строки, далее иногда переходящий в ямб, (По сути хорошо организованный акцентный стих), красивый, торжественный стиль, соответствующий торжественности содержания.

16. Жиль Де Брюн "Не вернулись"

Город казался небылью, растворённой в зыбком вчера -
подряд холодные утра и тревожные вечера.
На рассвете молча глядели на бледнеющий серп Луны,
а потом обходили сопку через ельник и валуны.
Пробирались болотом, где до нас никто не ходил:
северный путь был страшен, а южный непроходим.
Мы почти дошли, но нарвались на них в лесу:
не передёрнув затворы, оказались лицом к лицу.

Мы их всех положили, но и сами мы не стоим -
все лезвия в красном, и никто не уйдёт к своим.

Я сижу, весь вымазан кровью, как в беспамятном страшном сне,
где майор как будто бы дремлет, но на веках не тает снег,
где лежит балагур Серёга, вдруг притихший и неживой,
где Марат напоследок молится, умирая от ножевой.
Ничего теперь не исправить, никого не вернуть назад.
И уже никому об этом не получится рассказать.
Мы все останемся здесь, мы теперь уже не враги -
мертвецы всегда забывают, кто когда и за что погиб.

А потом придёт эта девочка, любопытная, как лиса,
и подумает - столько шли сюда, а погибли за полчаса.

8,5 Да, это «до мурашек». Горько, жестко, без всякого пафоса. На войне, как на войне. Акцентный стих, простые, но точные рифмы – форма, как в армии, соответствует содержанию. Но горло перехватывает, особенно когда слитное «мы» распадается на убитых майора, Серегу, Марата, превратившихся из бойцов воинского подразделения в таких живых – после смерти – людей. И забывших, «кто, когда и за что погиб»...

17. Юлия Ермилова "Старый кукольник"

Ах, Суок, моя девочка, нет мне ни сна, ни покоя...
Ты поёшь и танцуешь. Мой разум мутится, не скрою.
Старый кукольник, в полубреду вспоминаю былое,
И дрожу, и хриплю...
Всё мне кажется — это Олимпия в танце кружится,
Кружева рукавов расплескались крылами у птицы,
Колокольчиком голос дрожит, и трепещут ресницы,
Словно жаркий июль.

Или нет, не Олимпия — это актриса Мальвина,
Красота её — лёд, и кудряшки её цвета льдины.
И за что мне судьба, где я вами навеки покинут,
Эта боль и тоска?
Жизнь в погоне за тем, чтоб мою возродить Галатею —
Так напрасно прошла... Пальцы скрючены, губы немеют.
Только небо в окошке к утру всё синее, синее...
Только тень у виска...

7,5 Само стихотворение - словно танец. Хорошо сделано.

18. Елена Бородина 13 "Герань"

… и снова балансируешь на грани
ночного пробуждения и сна.
Качаются соцветия герани
в стеклянном обрамлении окна.
От форточки сквозит весенней влагой.
И в темноте, прекрасной и пустой,
исписанная белая бумага
становится, как прежде, берестой,
а ты сама – невидимой, прозрачной
березового млечного пути
заложницей ли, странницей, чудачкой -
в который раз пытаешься дойти
сквозь черноту березовых царапин
и сладкий мутный сок, а может, дождь,
до верха, чтоб уткнуться в голос папин,
почти забытый - дескать, как живешь?
Чтоб в тёплые ладони бабы Ани
упасть букашкой - малой, кочевой…

Тяжелые соцветия герани.
Рассвет.
Окно.
И больше ничего.

8 Пронзительные стихи. Попытка дотянуться, знакомая всем, потерявшим любимых. И вместе с искренностью забирает в плен мастерство. А здесь оно так отточено, что просто незаметно. Не возникает вопроса, как это сделано. Кажется, что не сделано, а выдохнуто.

19. Вайлит "В клетке"

В зоопарке на обзор тигрята:
солнце, клетка, весело играют.
В тёмный угол, под корягу, пятый
как чужой забился - жмётся к краю.
Смотрит хмуро, тычась в лапу носом.
Трёт глаза, как кулаками дети -
мир вокруг не солнечный, а грозный.
Этот мир он не искал, но встретил.
Может быть, он вспомнил мать-тигрицу,
нежность, силу запахов звериных?
Он почти что плакал, глядя в лица.
Кто-то из людей баранку кинул,
кто-то недовольно тронул сетку,
крикнул очень громко грубым словом,
что он всё лежит, закрывшись веткой,
как зверёныш, в облике суровом.
Звери понимают речь людскую.
Вдруг тигрёнок бросился, рычаще.
Кто-то закричал: Ой, как лютует!
Раздерёт, коль встретишься с ним в чаще.
Тигр в меру всех своих силёнок
рвал когтями сетку, рвал упрямо.
Он "кричал" с надрывом: Я - ребёнок!
Я хочу всего лишь видеть маму...

6,5 Теплые стихи. Есть небольшие недочеты, но все искупает ощущение общности, единства людей и пленных зверенышей.

20. Алиса Листопад "лепесток раффлезии"

настоящее бесстыдно сливается с прежним.
за склянками крещенской воды одряхлевшие иконостасы.
на мослы прилавка под видом свежего
подсовывают подгнившее мясо.

родильные корчи нового мира в сиропе,
их движения увязли намертво - вот ключевое слово.
духовный наставник чумы квартирует и здесь, и в европе.
история повторяется снова.

в утробе комнаты сидеть,
отрешаясь, думая: всё это суета, ерунда.
но до ржавчины века своего седеть,
гадая: уже ли? в этом году? когда?

растворились креплёные уста
новые эпигоны выглянули из бездны ли,
прикрывая вместо фигового листа
увечность свою лепестком раффлезии?
5 Раффлезия – цветок-паразит. То есть этот лепесток не прикрывает что-то, а паразитирует на эпигонах. Поэтому метафора здесь не срабатывает.

21. Алексв "Североморская осень - 84"

Осенний воздух солнцем полон,
Но я на палубе продрог.
Оставив нас на склоне голом,
Отчалил в море катерок.

Полсотни метров монолита -
На берег влезть не так легко.
Там, на плато, в гранит налито
Хрустальной влаги озерко.

По валунам ручей струится,
Мы - вверх, он - вниз, тропа узка,
Роняет брызги нам на лица
И пылью сыплется со скал.

Полярный день - стал днём вчерашним.
Но небо ясно, и не зря
Доволен мир, как кот домашний
В хозяйском кресле сентября.

Пускай близка зима-темница,
Злой посвист вьюг и ночь без дна,
Пока вросла, как в мох грибница,
В природу тундры тишина.

Вокруг сосны бронзовокожей
Стеной стоит грибная рать.
Что ж, подберёзовик здесь может
Берёзу ростом обогнать!

Моховики сидят по трое,
Штурмует пень отряд опят.
Волнушек полк кольцом построен,
Лисички тут и там пестрят.

Корзинка, только что пустая -
Стоит набитая битком.
А голубика нежно тает
Под онемевшим языком.

...Эх, сорвалась форель, обидно.
А может, даже и голец!
Но пару особей солидных
На спиннинг вытащил отец.

Я сам - рыбак, конечно, тёртый,
На рост и возраст не гляди!
...Всё впереди - мой класс четвёртый,
И жизнь - пока что - впереди.

6 Ностальгические стихи. Хорошие метафоры:
«Доволен мир, как кот домашний/В хозяйском кресле сентября»
«вросла, как мох грибница/В природу тундры тишина»
Но – все-таки без особых открытий.