Слоник сзади

Анжела Бецко
СЛОНИК СЗАДИ

Когда ничего не умеешь делать, делай то, что умеешь наверняка. Ну не может быть, чтобы ты не годился ни для какого дела! Всегда отыщется что-то такое, с чем ты справляешься лучше других. Ну а если сегодня твоё дело с тобой не дружит, значит, сегодня не твой день, но, честное слово, завтра всё обязательно образуется!

Девочка совсем не умеет рисовать. Ну если только капельку. Если только дом, конечно, с трубой, из трубы – дым, голубой, и дым из трубы всегда – и зимой и летом, потому что он не признак холодной погоды, а свидетельство радушия хозяев: дом жив, пока теплится очаг. К любому дому прилагается забор. С котом. Кот ушёл – забор остался. Потому что забору не надо ловить мышей. И девочка старательно – дощечка к дощечке – рисует забор. У забора – дерево, на дереве – скворечник с улетевшим скворцом. И какой дурак не нарисует маленький деревянный домик с дыркой в серединке? За забором – круглая клумба с разными цветами и аккуратные дорожки, по которым ходят улыбчивые люди. Но клумба и цветы, дорожки и люди с улыбками отсюда не видны, и их рисовать не надо. И когда девочкиных домов с кирпичной трубой и голубым дымом, с забором без кота и деревом без скворца в детском саду на полке у Веры Петровны становится так много, что из них можно составить целую большую деревню, девочка вдруг соображает, что с домами надо повременить. И тут на альбомном листке появляется слоник, словно он только что пришёл прямо из Африки… ну или из Индии. Слоник сзади. Слоник сзади потому, что, во-первых, это совсем не то же самое, что слоник спереди, и, во-вторых, это как раз тот редкий и счастливый случай, когда девочка может хоть что-то нарисовать, кроме дома с трубой, забора без кота и дерева без скворца. Сначала она рисует две арки: большую и маленькую – одну в другой, как если б это была двойная радуга, соединённая внизу. Это тело слоника. Посередине – тонкий, похожий на дождевого червяка, короткий хвостик. На конце хвостика – кисточка, чтобы отгонять назойливых мух. Над верхней аркой – полукруг. Это голова слоника. По обеим сторонам – по овалу. Это его уши. Кверху от головы – длинная трубочка. Это его хобот. А из хобота – струйка воды. Слоник сзади готов! Сделать всегда быстрей, чем объяснять. Только про водяную струйку забывать нельзя. Слоники очень любят воду, и к тому же они отличные пловцы и, если надо, могут переплыть даже океан! И когда девочкиных слоников сзади на полке у Веры Петровны собирается такое огромное стадо, что под его тяжестью в любой момент с лёгкостью готова обрушиться не только полка, но и здание детского сада, девочка вдруг понимает, что в большом количестве слоники сзади не так уж безопасны, как может показаться на первый взгляд, и что с ними она явно переборщила. И так как слоник спереди ничуть не легче слоника сзади, а, скорее, наоборот, со слониками вообще придётся подождать. А что может быть легче дома с трубой, забором и деревом, слоника сзади и всего на свете? Только одно – облака… Их-то полка Веры Петровны точно выдержит! Главное – закрывать окна, чтобы облака нечаянно не упорхнули. Хотя нет ничего удивительней твоих собственных нарисованных облаков в настоящем небе!.. Однажды девочка мельком взглянула вверх и задохнулась от восторга: все облака мира стояли над её головой! Такое случается, когда они вдруг забывают, куда им плыть, и плывут туда, куда гонит ветер. А тогда и в самом деле было немного ветрено. К вечеру мир наполнен тишиной и ожиданием ночи и на далёком горизонте расстилаются румяные полотна заката. Красноватый отблеск по-кошачьи, вкрадчиво ложится на кромку каждого облака, подсвечивая его снизу. Небо прозрачное, и рисовать его не надо. Серебристый самолёт только что растворился в самой высоте, а за быстрокрылыми птицами девочка не успела. Но облака… они всегда и насовсем… Они словно тихонько поют: «Нарису-у-у-у-уй». Разумеется, облака петь не умеют, а за них поют кроткие сладкоголосые ангелы или невидимые глазу птицы. Но не всё ли равно, от кого исходит просьба, если просит добрая душа?.. И девочка рисует облака. Конечно, все облака вряд ли поместятся в альбом, но самые пушистые и красивые – легко! И по всему альбомному листу – от края до края – облака, будто на свете больше и нет ничего: ни дома с трубой, забором и деревом, ни слоника сзади, ни девочки – только огромное небо и бегущие облака. Едва заметная карандашная линия обозначает контуры будущего облака, а белая акварель делает его рождение не только возможным, но и случившимся. Можно и даже нужно обойтись без белил, прикоснувшись к намеченному облачку смоченной в воде кистью: вполне достаточно белоснежности самой бумаги. Но девочка этого не знает, потому что художник в ней ещё не проклюнулся. И пока не высохла белая краска, надо не забыть про кошачий закат. Кошачий он потому, что мягкий и осторожный. Но кто вслушивался в закат? Разумеется, никто! Поэтому ни один человек на свете не знает его мелодичного тихого урчания. Девочка макает тонкую кисть в розовую краску и касается ею самого краешка облачка. И вдруг оно оживает и, слегка покачиваясь, несмело и плавно движется по листу. Краски сливаются, аккуратно и нежно проникая одна в другую, и розовая рисует на белой тоненькие прожилки. Но девочка готова поспорить, что облака и правда плывут и смешение красок тут ни при чём. Она подносит альбом к самому рту и дует, дует на облака и совсем не для того, чтобы высыхала краска, а потому, что так облака плывут гораздо быстрее…

На следующий день Вера Петровна носилась с девочкиными облаками по всему детскому саду, показывая их всем подряд: Пине и Веронике, Ленке Горелик и Глекову, ребятам из других групп на прогулке, их воспитательницам и нянечкам, поварам в пышных ватрушечных колпаках и даже самой строгой заведующей с громким пронзительным голосом. Бедная восхищённая Вера Петровна не знала одной простой вещи: девочка совсем не умеет рисовать. А девочке было нестерпимо стыдно, будто только что в хлебном отделе гастронома за углом она тайком затолкнула в рот малюсенькую пресную ароматную булочку за три копейки.