Руководство по пантомиме

Мим Олег Попов
      Пантомима—театр, в котором смысл действия выражается не словами, а действием мима (актера пантомимы), его мимикой, жестами, позами и движением тела. Пантомима представляет собой Поведение персонажа, которого представляет мим. 
1. Все начинается с подготовки тела и лица мима к работе. Задача разминки: разогрев лица и тела с помощью обыкновенных физических упражнений с максимальной амплитудой движений (для развития выразительности), также, для развития выразительности мимики лица и жеста, движения необходимо научиться «Крупному плану», который заключается в том, чтобы двигать отдельной частью тела или лица в контрасте с полной неподвижностью всего остального тела. При таком контрасте достигается эффект «Речи мима». Что касается выполнения обычных физических упражнений, то помимо разогрева тела, разработки подвижности суставов, максимальной амплитуды движений, актер учится говорить на языке жестов и мимики. Я бы сказал, что разминка мима—уже пантомима. Приведу пример физических упражнений в последовательности «сверху- вниз», которые необходимо выполнять в режиме «крупного плана», с максимальной амплитудой движения: Лицо (поднятие и опускание бровей, прищуриваться и таращить широко раскрытые глаза, улыбка и гримаса недовольства); Голова (наклоны вперед, назад, вправо, влево, вращение по часовой стрелке, против часовой стрелки, поворот на право, поворот налево); Плечи ( движение плечом правым вверх, вниз, вперед назад, вращение плечом в одну сторону, вращение в противоположную сторону, (та же последовательность для левого плеча), та же последовательность для обоих плеч; Рука ( «Пьеро»: поднять правое плечо, поднять локоть на уровень плеча, поднять кисть на уровень горизонтали плеча, поднять пальцы руки выше горизонтали плеча, эта же последовательность для левого плеча, затем обратная последовательность—последовательное опускание пальцев, кисти, локтя, плеча (в этом упражнении тело и руки должны быть расслабленными, а движение частей тела было бы подобно дерганью за нитки куклы- марионетки «Пьеро»; Корпус (наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево, вращение по пройденным точкам в обоих направлениях, повороты корпусом вправо, влево, таз должен быть все это время неподвижен); Таз ( при неподвижных корпусе, головы и рук выполняется движение тазом вперед, назад, вправо, влево, вращение тазом против часовой стрелки, по часовой стрелке); Колено ( колено поднимается и опускается поочередно с другим коленом, вращение руками коленей в обе стороны); Стопы ( стоя перекатываться с пяток на носки, поднять колено и вращать в обе стороны стопой, поменять ногу и выполнить такие же вращения стопой другой ноги). Это первые пантомимы, которые мим должен научится показывать, прежде чем, переходить к сюжетным пантомимам. Они просты, понятны и доступны для исполнения, они закладывают основание для творчества мима.
2. Мимика и жест—внешнее выражение внутреннего психического состояния мима. Мимика—жесты лица, поэтому я буду иметь ввиду под жестом всякое внешнее выражение психики мима всем телом. Мим как живое существо постоянно находится в отношениях с окружающим миром, с предлагаемыми обстоятельствами, которые воздействуют на него, его психику, и его внешнее поведение об этом должно свидетельствовать. Мим не бывает в жизни в вакууме, обязательно он находится в кругу жизненных обстоятельств, в условиях, которые, в свою очередь, диктуют его поведение. Таким образом, жест мима является его реакцией на воздействие внешних условий. Можно это и назвать его отношением к условиям, воздействующим на него. Мим должен быть эмоциональным, что будет свидетельствовать о его жизненной активности. Хотя персонажи могут быть и пассивны, но тогда они активны в своей пассивной установке, вот и все. Итак, жест несет смысл. Кроме эмоции, жест выражает желание мима, цель его действия. Важно помнить, что персонаж пантомимы всегда стремится к своей цели, которую он либо достигает, либо меняет ее в процессе борьбы с условиями жизни. В этом— Конфликт персонажа и жизненных обстоятельств, препятствующих ему в достижении его цели. Конфликт желания и возможностей—самый общий конфликт в жизни. После определения личности персонажа нужно определить место действия, время и другие важные условия жизни для данного сюжета. Но прежде, чем перейти к сюжетной пантомиме, скажу о том, что жесты можно тренировать, и так развивать психотехнику мима. Пример тренировки жеста (мим должен через жест выразить свое отношение к воображаемому объекту, воображаемому субъекту, к воображаемому событию (новому факту в своей жизни)), «Скульптурный театр» (задача: воплотить в мим-скульптуре различные отношения мима к воображаемым условиям жизни): «Холод», «Жара», «Под ливнем», «Ночью», «На заре», «Первая любовь», «Стыд», «Страх», «Удивление», «Одиночество», «После сытного обеда», «Третий день ни крошки во рту», «Страшная тайна», «Признание в любви», «Жую лимон», «Выбор арбуза», «Перед зеркалом в ванной», «Перед зеркалом в театре», «У клетки с тигром», «Зловоние», «На месте свидания», «Тошнота», «Пьяница до похмелья», «Пьяница после похмелья»… Эти же темы можно взять и для импровизации поведения мима в предлагаемых условиях жизни. В импровизации необходимо предварительно определять цель персонажа, и в выбранном направлении пытаться двигаться, усиливая давление предлагаемых условий жизни (чтобы выявить конфликт между желанием и возможностями). А конфликт подведет нас к событию. А как перенесет это событие персонаж мима, приведет нас к идее этюда, смыслу пантомимы. Все в пантомиме должно быть исполнено смысла.
3. Что касается существа пантомимы, то это театр. А если театр, то должна быть драматургия, так как театр это—драматическое искусство. Драма, так сказать. Даже если комедия. Переживания по поводу достижимости своей цели. Надо сначала ответить на вопросы: Кто? Где? Когда? С какой целью? Предположим, что Дворник метет двор летним днем, рядом играет мальчик, Дворник гоняет мальчишку, чтобы тот не сорил. Цель понятна—работа за кусок хлеба, без масла. Далее, жилец дома идет на работу, Дворник здоровается с ним, жилец уходит. Дворник метет и вдруг! Событие! Находит на асфальте 5-ти тыс. купюру. Оглядывается вокруг, быстро поднимает незаметно, прячет ее за пазуху. Поднимает взгляд на небо и крестится, благодарит Бога за такой подарок. Мальчишка, кажется, заметил. Дворник пригрозил мальчишке, чтобы он молчал. Дворник продолжил мести. Остановился, сунул руку за купюрой, достал ее и любуется. Стал мечтать: что он на эти деньги себе купит. Стоит мечтает. Вдруг увидел жильца, который что-то ищет на асфальте. Едва успел спрятать купюру. А жилец спрашивает: не видел ли ничего на асфальте дворник. Дворник начинает отнекиваться, пытается входить в положение жильца. Жилец что-то ходит вокруг дворника, но дворник не показывает вида, что бумажка у него за пазухой. Дворник начинает искать вместе с жильцом. Ну нету ее нигде! Закурили. Дворник все сокрушается, сопереживает несчастному жильцу. Наконец жилец махнул рукой, и дворник тоже махнул рукой. Жилец пошел было, но его окликнул мальчик. Он указал на дворника. Жилец вернулся. Подошел к дворнику, дворник воротит нос, клянется, божится. Жилец наступает на него, требуя свою купюру. Дворник говорит, что мальчишка маленький, глупый, что его слушать. Наконец жилец угрожает ему дать по морде, если дворник не вернет ему деньги. Событие! Дворник роется в карманах, а мальчишка говорит жильцу, что купюра за пазухой у дворника. Дворник отступает, наконец, максимум напряжения, дворник молится, глядя на небо, потом опускает медленно голову и так же медленно достает купюру. Дворник нехотя возвращает деньги жильцу. Тот уходит. А дворник замер в растерянности: а счастье было так близко!? Потом посмотрел на мальчишку и прогнал его метлой. Грустный метет и вдруг что-то видит на асфальте, наклоняется берет в руку, смотрит… а бумажка, фантик. Дворник с досадой метет асфальт.  Вот такой пример драматургии для пантомимы. Главное в пантомиме это— драматическая игра, игра в переживания. В данной пантомиме мим играет Дворника, а жилец и мальчик— воображаемые партнеры, воображаемые метла и купюра.
4. Когда найдена или придумана подходящая драматургия для пантомимы, нужно увидеть ее в воображении на предполагаемой сцене. Этот воображаемый фильм является началом режиссуры драматургии в пантомиму. Проще говоря, привязка драматургии к сцене и есть режиссерское решение в пантомиме. Но режиссер должен не только смоделировать пространство, но и время. Режиссер должен реальную драматургию обработать. Это значит, что сперва надо разбить драму на эпизоды, как в кино, где каждый эпизод имеет свое содержание. Будут маленькие эпизоды и побольше. Приведем пример, разбивка на эпизоды этюда с Дворником: 1. Дворник метет двор. 2. Мальчик. 3. Жилец. 4. Купюра! 5. Мечты и грезы дворника!!! 6. Возвращение жильца. 7.Поиски. 8. Разоблачение мальчиком. 9. Изъятие купюры. 10. Дворник метет двор.11. Фантик!?…  Например, в таком виде.  К.С. Станиславский называл линию роли «линией жизни человеческого духа». В нашем случае это происходит именно так, значит, все правильно мы делаем. Мы на правильном пути. В этой пантомиме идут и диалоги с воображаемыми партнерами. Это тоже воображаемые диалоги. Воображаемый диалог мим осуществляет с помощью разыгрывания отношений с воображаемыми партнерами. Отношение мима к мальчику—сверху- вниз (пренебрежение), отношение мима к богатому жильцу—снизу- вверх (заискивание). В выражении отношения к персонажам участвует и мимика, и жесты, и действия мима. Это очень интересное зрелище.
5. Техника иллюзии мима позволяет ему создавать реальность воображаемого мира, в котором живет персонаж мима. Основные особенности реальных объектов—их неподвижность в пространстве, либо движение в определенном направлении с определенной скоростью. Поверхность объекта может быть мокрой, липкой, гладкой, шершавой, холодной, горячей, неровной, подключенной к электричеству и т.д. Существует много упражнений на развитие техники иллюзии мима. Но неподвижная точка, неподвижная плоскость, неподвижная поверхность тренируются с реальной неподвижной стеной. А нюансы осязания достигаются внутренней памятью ощущений мима, которые он может представить и вызвать у себя это ощущение и чувство в момент контакта с воображаемой реальностью. Эффект «неподвижности» достигается через контраст неподвижности контактирующей со стеной части тела мима (палец, ладонь, предплечье, корпус, таз, колено, стопа, голова) с одновременным движением остального тела мима. Опять «крупный план». Только на этот раз «крупный план» неподвижной точки в пространстве, за счет движения всего остального тела. Я вот что думаю, техника иллюзии мима необходима как этюд с воображаемым предметом, но главнее в драме- пантомиме все-таки это—хорошая, крепкая, свежая Драматургия. Дело в том, что демонстрация техники иллюзии мима это—не театр, а оригинальный жанр, владение телом, цирк, пластический трюк. Без драматургии в пантомиме нельзя. Я снимаю шляпу перед мимом-автором, какими были Марсель Марсо, Леонид Енгибаров, и немногие другие. У Леонида Енгибарова я прочитал, что он очень любил сказки Ганса Христиана Андерсена, поражался силе его драматургии. Она действительно имеет общечеловеческую ценность. Но я подумал и решил рассказать все-таки и описать словами некоторые упражнения на тренировку техники иллюзии мима. «Мертвая точка» (неподвижная точка): исх. пол., лицом к стене, на расстоянии предплечья от стены, прикоснуться ладонями к стене, пальцами вверх, ладони на уровне плеч, полуприсяд на ногах, стопы шире плеч, стопы раскрыты наружу. Ладони едва касаются стены, корпус совершает движения, при неподвижных ладонях, вниз (глубокое приседание), вверх (выпрямляя ноги). Второе упражнение, в этом же исх. пол., движение корпуса по горизонтали, вправо, влево. Третье упражнение в этом же исх. пол.: вертикальное круговое движение прямого корпуса соединяя нижнюю точку, правую точку, верхнюю точку, левую точку. В обе стороны вращения.  Следить за тем, чтобы ладони были не напряжены (как ноги), но не двигались со своего места. Эти три упражнения можно сначала делать медленно, чтобы почувствовать, что здесь вся нагрузка приходится на ноги, а руки должны быть спокойны. Эти же движения можно сделать, если вместо стены будет горизонтальная плоскость подоконника или спинка стула Исходное положение то же (полуприсяд, пупок на уровне горизонтальной линии подоконника или спинки стула, стопы развернуты наружу, корпус прямой, ладони на ширине плеч, лежат едва касаясь поверхности подоконника или спинки стула), смещение корпуса вправо, влево, вверх, вниз, круговое движение корпуса через точки внизу, вправо, вверху, влево, и обратно, ладони не напряжены и не должны двигаться со своего места при движении корпуса. «Ощупывание стены», это упражнение тренирует технику создания иллюзии стены в пространстве.  Исх. пол. Тот же полуприсяд, прямой корпус. Ладони поочередно хлопают по стене широко раскрывая пальцы в момент контакта со стеной. Упражнение делается крупным планом хлопанья о стену одной ладонью, в то время другая ладонь неподвижно прижата к стене. Ладони поочередно ощупывают вертикальную поверхность стены, одна ладонь движется, а другая неподвижна на стене. Можно поупражняться в «толкании стены», «расклеивании воображаемого листа бумаги (афиша)» на круглой афишной тумбе, в ощупывании «окрашенной стены», «хождение по лабиринту». Совмещайте ощупывание стены и на уровне плеч, и выше, и ниже этого уровня, и правее, и левее, насколько хватает рук и роста мима. Позволю себе остановиться. Многие упражнения на технику иллюзию легче объяснить с помощью рисунка. К сожалению, я не могу приложить для ясности понимания упражнения рисунков. Сделаем так, если вам захочется все же иметь у себя рисунки и описание упражнений, вы можете написать мне по  электронной почте письмо mimeoleg@gmail.com   сообщить о своем желании. Речь идет об упражнениях: «Куб», «Конвейер», «Плоскость, ограниченная в пространстве», «Движущаяся плоскость в пространстве», «Поднятие тяжести: тяжелый чемодан, гиря.», «Перетягивание каната», «Запертая дверь», «Тяга каната сверху вниз», «Лазание по вертикальному шесту», «Классическая пантомимическая ходьба», «Динамическая ходьба», «Ходьба против ветра», «Ходьба по воде», «Ходьба по песку», «Стремянка», «Подъем по лестнице в доме». Ну вот, кажется я сказал почти все. Многого не сказал, не все уместишь в слова, многое нужно показывать в живую. Но самое главное в пантомиме, на мой взгляд это— хорошая Драматургия!!!Успехов, мимы, творческих вам Открытий!!! С уважением, мим Олег Попов.