Аполлон Майков

Александр Савченко 2
  В день рождения Аполлона Николаевича Майкова (4 июня 1821 года), который умер в 1897 году, — русского поэта, члена-корреспондента Петербургской Академии наук (1853), стоит вспомнить, что он считался одним из главных поэтов послепушкинского периода. Стихи стал сочинять с 15-ти лет.

  В 1878 году он написал:

  Не говори, что нет спасенья,
  Что ты в печалях изнемог:
  Чем ночь темней, тем ярче звезды,
  Чем глубже скорбь, тем ближе Бог...

  Ему принадлежат потрясающие строчки, в которых он определил счастье:

  В чем счастье?..
               В жизненном пути
  Куда твой долг велит — идти,
  Врагов не знать, преград не мерить,
  Любить, надеяться и — верить.

  Сначала Майков мечтал о карьере живописца, но позже посвятил себя литературе.
  Поэзия Майкова отличается созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, отчетливостью и ясностью форм.
  Однако ей не хватает красок и поэтому в своем стихотворении «Двойной портрет» Евгений Евтушенко дает ему такую характеристику:

  Майков был совсем не Аполлон.
  Борода его аляповато
  отдавала коляске поклон,
  словно дворницкая лопата.

  Но цинизм вглубь души не проник,
  и сознанье раздвоенной драмы,
  словно цензорский тайный дневник,
  выдавало на власть эпиграммы.

  Был он даже Белинским пригрет,
  хоть стихи были столькие плохи.
  В целом что ж? Получался портрет
  и себя самого, и эпохи.

  Тот поэт – кто, скрываясь, любя,
  написал и свой век, и себя.
  Без такого двойного портрета
  вообще не бывает поэта.

  В 1857 году он пишет о своих духовных поисках:

  Когда гоним тоской неутолимой,
  Войдешь во храм и станешь там в тиши,
  Потерянный в толпе необозримой,
  Как часть одной страдающей души, —
  Невольно в ней твое потонет горе,
  И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
  Таинственно в свое родное море
  И заодно с ним рвется в небеса...

  В 1888 году в стихотворении о легкомысленном Валтасаре по мотивам книги пророка Даниила он восклицает:

  Что твердишь: «О горе! горе!
  В суете погрязший век!
  Без руля, на бурном море,
  Сам с собою в вечном споре,
  Чем гордишься, человек?

  В буйстве мнящий быти Богом,
  Сам же сын Его чудес —
  Иль не зришь, в киченьи многом,
  Над своим уж ты порогом
  Слов: мани — факел — фарес!..»

  Свою творческую лабораторию он рисует так:

  Вдохновенье — дуновенье
  Духа Божья!.. Пронеслось —
  И бессмертного творенья
  Семя бросило в хаос.

  Вмиг поэт душой воспрянет
  И подхватит на лету,
  Отольет и отчеканит
  В медном образе — мечту!

  Это было сказано в 1889 году, а в 1891-м, одержимый идеями перфекционизма, он признаётся:

  Жизнь — достиганье совершенства,
  И нам победа над собой
  Едва ль не высшее блаженство
  В борьбе с ветхозаветной тьмой.