Как убивали казачество...

Мальта Ко
Для начала темы хочу представить читателям стихотворение
поэта-казака Евгения Меркулова:

********************************
Россия. Январь. Девятнадцатый год. -
Визжит циркуляра кровавая строчка:
– Казачий народ поголовно в расход!
Всеместно! Без жалости! К стенке и точка!

Такого не знала страна до сих пор,
Поставлен народ за чертою закона.
Расправил крыла большевистский террор,
В итоге погибших под два миллиона.

Сдавайся! Смирись! Ворохнуться не смей!
Иначе в леваду под дробь пулемёта.
Репрессии, ссылки, расстрелы семей.
И старых, и малых под корень без счёта.

Столетье промчалось, а память живёт,
В сердцах отпечатаны строки декрета.
И выживший в муках казачий народ
Навряд ли когда позабудет про это.

****************************************************

Страшная дата в истории казачества– 24 января 1919 года – было подписано циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП(б) «Об отношении к казакам», положившее начало красному террору против казачества. В истории России последовавшие за этим события получили название «расказачивание». Количество жертв репрессий не поддаётся подсчётам. По расчётам одних учёных – около 800 тысяч, по расчётам других – до 3 миллионов. Принято решение называть среднюю цифру - около 2 миллионов погибших..
Казаки – опора России. Так принято было считать до революции. Казаки участвовали во всех войнах Российской империи и неизменно приносили ей славу. Новая власть смотрела на них иначе. Казаки – опора царизма! В конце своего правления имперская полиция не справлялась с бунтарями и к наведению порядка привлекались казачьи части, как самые благонадёжные. Крепко-накрепко запомнили многие члены ревкомов казачью науку, которая писалась нагайками по спинам при разгоне демонстраций.
Первыми декретами Советская власть отменила сословные привилегии и отдала землю народу. Лозунгом того времени было равенство. «Отнять всё у богатых, да поделить!» - был настрой восставшего народа. А казаки славились своим богатством. Льготы, данные царями за верную службу по охране границ, по защите Отечества на фронтах всех войн, вызывали зависть. На самом деле – на территории Области Войска Донского казакам принадлежало 4/5 всей земли, а казачье население составляло всего 43 %. Казаку полагался земельный надел в пять раз больший, чем у не казака. Даже, если сам казак не мог обработать землицу, он мог сдать её в аренду и получать прибыль. Бедных казаков почти не было – считалось зазорным быть бедным, потому что у казаков слово «бедняк» приравнивалось к слову «лодырь».
Не только казачья земля была бельмом на глазу у новой власти. Область Войска Донского была государством в государстве – у казаков были свои порядки, свой суд, своя система хозяйства. Если где-то могли собраться силы, способные противостоять Советской власти, то это был Дон. Именно сюда в первые же месяцы после революции были отправлены войска из Петербурга – именно здесь новая власть собиралась давить контрреволюцию самым жёстким образом.
Реакция казаков не заставила себя ждать – уже в начале 1918 года начались первые восстания. Циркулярное письмо, подписанное 24 января 1919 года, только подлило масла в огонь – началась неприкрытая война. Если в 1918 году восстания происходили из-за дележа земли, то теперь борьба шла на выживание. И страдали в первую очередь самые беззащитные – старики, женщины и дети.
Первые пункты печальной директивы «Об отношении к казакам» гласили:

- Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
- Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.
- Провести полное разоружение, расстреливать каждого, у которого будет обнаружено оружие после срока сдачи».
Больше можно было ничего не писать. Тремя пунктами директивы уничтожался практически весь народ. Среди казаков, как вы помните, почти не было бедноты, значит, истребить надлежало практически всех. Излишками бойцы продотрядов считали даже семенной хлеб – то есть тот, который был оставлен для посева на следующий год. Отнять его, означало оставить семью голодать. Разоружить казака-воина, значит, нанести ему оскорбление. То, что для всех считается оружием, для казака – символ его принадлежности к казачеству. Например, шашка – обязательный атрибут голосования на Круге. Перефразируя известное выражение про то, что «без бумажки ты букашка», можно сказать: «Казак без шашки – не казак». К тому же у казаков было много наградного оружия, с которым не хотелось расставаться – это память о славе, о подвигах (своих или предков).
Принятых мер показалось мало. За первой директивой последовал ещё ряд документов один страшнее другого. Печально известен в этом плане Реввоенсовет Южного фронта. Именно оттуда исходили самые страшные приказы, циркуляры, инструкции и директивы.
7 февраля появляется инструкция, согласно которой надлежало расстреливать «...всех без исключения казаков, занимавших служебные должности по выборам или по назначению окружных и станичных атаманов, их помощников, урядников, судей и прочих, всех без исключения офицеров красновской армии, всех богатых и так далее».
16 марта тот же самый Реввоенсовет Южного фронта выпускает директиву, где требует:
1. Сожжение всех восставших хуторов;
2. Расстрелы всех лиц без исключения, которые принимали участие в восстании, прямое или косвенное;
3. Массовые расстрелы через каждые 10 человек взрослого мужского населения на восставших хуторах;
4. Взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;
5. Широкое оповещение населения, станиц и хуторов о том, что все, кто будет замечен в оказании помощи восставшим, все станицы и хутора, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и при первом случае обнаружения помощи, предаваться сожжению».
В результате карательных мер против казаков по приблизительным подсчётам только на Дону погибло около миллиона человек – это 35% населения. В некоторых станицах было уничтожено до 80% жителей.
Многих казаков выслали из станиц, освобождая земли для неказачьего населения. Многие казаки покинули родные места по собственной воле, спасая детей, отрекаясь от всего, что было раньше. Одни уезжали на чужбину. Другие остались в России, но перестали называть себя казаками и ничего не рассказывали своим детям о том, откуда родом, кем были раньше.
Но было немало таких «советских казаков», которые бережно хранили память о предках, и с гордостью продолжали называться казаками. Именно благодаря этим людям казачество дожило до наших дней. Именно их настойчивость и упорство помогли добиться снятия ограничений на службу казаков в Красной Армии, а позже прославить казачество на фронтах Великой Отечественной войны.
После войны казачество оказалось не у дел. В мирное время казаки, словно, растворились среди других народов, исчезли, ушли в легенды. Это было обманчивое впечатление. Когда в 1991 году появился закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов», и в нём были упомянуты казаки, их потомки подняли головы и начали возрождать казачество.
Дело это оказалось трудным. За 72 года многое было утеряно, многое утратило своё значение. Но казаки – народ упорный. Они старательно собирают по крупицам знания о культуре, языке своего народа, восстанавливают то, что ещё подлежит восстановлению.

*****************************************************