Однажды я полетел на выставку на Тайвань

Юрий Сенин 2
Лишь раз довелось побывать на Тайване и в Гонконге. Прилетал на выставку компьютерного железа на Тайване, а летел  через Гонконг. Садились еще  в старом аэропорту, зрелище впечатляющее: заходит так самолетик  над какими-то пучками травы, потом пролетает между небоскребами и все… вылезайте, граждане. You are welcome! Визы были английские, а для Тайваня – в какой-то непонятной конторе китайцы проставили нам штемпелечки и  – лети себе на свой Тайвань.
Гонконг мне понравился, очень все уютно. На улицах прудики, в них не спеша плавают золотые рыбки величиной с карася. Жарковато, но к вечеру – очень приятная обстановка, только не нужно лезть на магистрали. Ужинали мы в монгольском ресторане, замечательная система: набираешь мясо, рыбу, морепродукты - идешь по кругу, и выбираешь, что тебе нравится.  Потом плошку твою взвешивают и вручают тебе железный жетон с номером. Посреди комнаты большущий раскаленный вращающийся железный лист. Китаец берет твою плошку и выворачивает ее прям на этот лист, рядом кладет жетон. После полного оборота китаец переворачивает твой ужин, потом, после второго оборота, пища твоя готова. По своему жетону ты ее узнаешь и расплачиваешься. Просто и очень вкусно. Но только не для тех, кто любит тефтели.
На Тайвань мы летели на Тайских авиалиниях. Тайпэй выглядел после Гонконга не таким красочным и набитым всяким людом. Было там что-то советское, да и жизнь народонаселения очень упорядочена, говорят, из-за японской оккупации. У них и кухня с заметными элементами японской. Посмотрели мавзолей Чан Кайши. Поучительная история с двумя Китаями. Не знал, что Чан Кайши был в Москве в 1925 году как представитель Сунь Ятсена. Его план в Москве не приняли.
На выставке мы общались с молодыми ребятами, которые свои фирмы открыли в один год с нашими ТОО. Сейчас-то они - владельцы крупнейших производителей комплектующих, а наш бизнес стерли в порошок. Но тогда мы были готовы вместе двигаться и, главное, доверие было абсолютно взаимным. Это очень пригодилось. В последний день выставки мы что-то там подписали, купили бутылку виски и поднялись в номер. Этаж был восьмой (наверное). И,  только мы сдвинули рюмки, сильно качнуло, зашаталась люстра, мы схватили паспорта, билеты и виски, и скатились по лестнице вниз. У отеля спокойно сидел народ, что-то выпивал и расслаблялся. Мы спросили у служащего, что случилось-то? Он удивился, сказал только, что здесь такое бывает. Уж подумали, может, привиделось? Но увидели какую-то англичанку (предположительно), которая вопила о землетрясении. Мы ей спокойно объяснили, что такое тут бывает. Ну, вот и все. А через год на Тайване было серьезное землетрясение, было разрушено 70 тыс зданий, пришлось вводить военное положение. Ту гостиницу нашу разрушило. У них здания сейсмоустойчивые, так что падают на бок целиком. С того времени много воды утекло, и в Тайпэе построили один из самых высоких небоскребов в мире.
Возвращались снова через Гонконг, но улетали уже из нового аэропорта. Вот там размеры поражают, к терминалам подвозят поезда, километры ресторанов и магазинов, совсем не похоже на Шарик с его облитым бензином асфальтом. Впрочем, не похоже ни на один европейский аэропорт. Все это они устроили на насыпных площадях.
Между прочим, поправка Джексона-Вэника тогда вполне себе действовала (до 2012 года!) а в это время, назло идиотическим американским задумкам, которые и тогда ни о чем кроме демократии (читай – своих интересов) не думали, в портах Тайваня, Гонконга и Сеула грузились пароходы оргтехникой и комплектующими. Плевать нам тогда хотелось на этих Веников. Все это крутилось на коленках, и из Москвы (в основном) развозилось по России. Так и осуществлялась пресловутая компьютеризация, без всякого управления и влияния со стороны государства, ему было не до того, и оно вынужденно не вмешивалось в эту сферу. Рынок был настоящий и с конкуренцией. Мы себе не отдаем отчета, насколько этот период повлиял на нашу жизнь и наш менталитет. Его влияние не так-то просто истребить, несмотря на насаждаемую концепцию «лихих 90-х» и ненависти к либералам, и прочей требухой. Думаю, кому-то придется этот путь пройти заново.