Натали и Пушкин

Нина Ландышева
НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ.
История брака Александра Пушкина и Натальи Гончаровой

Они венчались 2 марта 1831 г. в храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот. Оттуда молодые сразу поехали на Арбат, 53, где поэт снял 5-комнатную квартиру в доме Хитрово. Ему было 31, ей - 18.

Во время венчания то ли свеча погасла, то ли кольцо пушкинское упало: дурной знак! Так и вышло: с того дня, сделав выбор в семейной жизни, поэт сделал и первый шаг к своей гибели.

Любвеобильный пылкий «арап» (так он себя называл) сам признавался, что Гончарова была его 113-й любовью. Было до неё и сватовство - к дальней родственнице С. Ф. Пушкиной, но поэт получил отказ. И бурные чувства - к кн. Е. Голицыной, гр. Е. Воронцовой, к Амалии Ризнич (бывшей, по слухам, ранее любовницей Байрона!), к «гению чистой красоты» Анне Керн (о которой, правда, поэт писал позже, что «мимолётное виденье» он-таки «с помощью божьей у...»). Был и ребёночек на стороне - от крепостной девицы в Болдино, которую он «по нечаянности обрюхатил». Даже полюбив, женившись, остепенившись, поэт продолжал ухаживать за дамами. Есть свидетельства, что Пушкин был серьёзно влюблён в сестру жены девицу Александрину и что якобы в супружеской постели был найден её крестик. Кстати, Натали была весьма ревнива.

«Умру за неё»

Натали он звал «жена», «жёнка» - по-домашнему. Она была первостатейной красавицей Петербурга. Рост даже по нынешним меркам «модельный» - 177 см! Баснословно тонкая талия, роскошные грудь, плечи, огромные глаза… Правда, она была близорука и слегка косила, поэтому муж называл её «моя косоглазая мадонна», а Карл Брюллов даже будто бы отказался из-за этого писать по просьбе Пушкина её портрет. Но и известные портреты дают представление об абсолютной красоте Натальи Николаевны. Пушкин влюбился, увидев её, 16-летнюю, на балу, и два года добивался её руки. «Бог свидетель - я готов умереть за неё», - писал он, жених, будущей тёще. Словно напророчил.

«Ты ни в чём не виновата», - первое, что произнёс поэт, когда его, раненного, принесли домой. И после повторял непрестанно, умирая почти двое суток. И это Пушкин! Пушкин, доведённый до бешенства гнусными сплетнями и анонимными посланиями! С его-то бешеным темпераментом! Всё, происходившее в их семье в последние месяцы, напоминало трагедию Отелло и Дездемоны. Разница лишь в одном: Отелло немедленно поверил в измену любимой, Пушкин не верил ни секунды.

Натали многие считали холодной, безжизненной, «мраморной». А она была попросту очень молода. Застенчива, сдержанна, молчалива. Гораздо позже она признавалась, что только во время молитвы обретает «душевное спокойствие, которое часто раньше принимали за холодность, и меня в ней упрекали. Что поделаешь? У сердца есть своя стыдливость. Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца». И не зря Пушкин писал: «А душу твою люблю ещё более твоего лица».

Сохранилось совсем немного писем Натальи Николаевны к Пушкину. А те, что можем прочесть, рисуют облик доброй, спокойной, простой, семейственной, а не простоватой и уж никак не глуповатой пустенькой женщины. За шесть лет брака она родила ему четверых детей. Пятого недоносила, был выкидыш по дороге с очередного бала. За это она была по-отечески строго отчитана в письме мужем; но и здесь на первом плане у него страх за её здоровье. Она вела хозяйство, что было весьма непросто при маленьком достатке и вечных долгах: «Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами - и без того вижу, как он печален, подавлен». Хотя к бедности Наташе Гончаровой было не привыкать - родом из полуразорившейся семьи, она с сёстрами, бывало, являлась на балы в старых перчатках и рваных ботинках.

У многих осталось ощущение искреннего супружеского счастья от их семейной жизни. Он - в креслах, она у ног его, голова на его коленях: такую картину застали гости их дома за три дня до трагедии. А уж после гибели Пушкина даже недоброжелатели этой пары переживали всерьёз, что «несчастную жену едва спасли от безумия». Нервные судороги её были такой силы, что во время припадков ноги касались головы, а ночами она кричала: «Пушкин!» Из-за крайней слабости не пошла даже на отпевание, не поехала и сопровождать тело мужа в Святогорье. Тем не менее для многих она стала женщиной, осиротившей Россию.

«Бес попутал»

У Пушкина это была 29-я дуэль. Он стрелялся даже с лицейским другом Кюхлей (В. Кюхельбекером). Правда, до кровопролития не дошло ни разу, дело чаще заканчивалось миром. Ведь многочисленные «вызовы» случались из-за горячности Пушкина, но он быстро остывал и легко переводил всё в курьёз, смех. История роковой дуэли с Дантесом обросла множеством версий, домыслов. Трагедия эта - в последнюю очередь любовная драма. Скорее политический детектив. Какую роль на самом деле сыграл красавец-кавалергард Жорж Дантес, усыновлённый голландским посланником бароном Луи Геккереном? Ходили слухи, что стареющий новоявленный «отец» был его любовником. Но как мог он тогда «организовывать» Жоржу женитьбу на сестре Гончаровой Катрин? Ведь люди подобной ориентации страшно ревнивы.

Увы, но Пушкин сам искал этой дуэли. Первый вызов был ещё в ноябре 1836-го, после получения им анонимного письма с посвящением в орден рогоносцев. Но тут Дантес внезапно сделал предложение Катрин Гончаровой, и оно было принято: бедной приживалке в семье Пушкина, безумно влюблённой в Жоржа, и не снилось такое «счастье». Однако ухаживания Дантеса за Натали, наглые, дерзкие, на грани приличий, продолжились и после свадьбы. Пушкин стал мишенью, посмешищем, он был издёрган, взбешён. И теперь уже после вызова Дантеса, спровоцированного поэтом, он был согласен на самые кровавые условия (к примеру, дуэль была бы возобновлена, если бы Пушкин выжил).

Камер-юнкер и титулярный советник Пушкин (оба «звания» были одинаково унизительны для 37-летнего «солнца русской поэзии») умер в страшных страданиях. Похоронили его без почестей, но со странными предосторожностями, ночью вынеся гроб на отпевание вместо Исаакиевского собора в Конюшенную церковь при огромном количестве жандармов. И затем, заперев гроб в ящик, завернули его в рогожу и на соломе в санях спешно и опять же с жандармом отправили тело в Святые Горы, где поэт, по его прижизненному желанию, покоится рядом с матерью и предками из рода Ганнибалов.

Дантес был депортирован из России, дожил до чинов и глубокой старости. А на вопрос, как он мог, отвечал: «Бес попутал».

Марина Мурзина

На фото: «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу». Художник Н. Ульянов


***


Великим даром наделенный,
Что русской овладел судьбой,
Стихом  высоким, просветленным
 Ты вел Россию за собой.


Георгий Долматов http://www.stihi.ru/2016/08/26/4335



 А в 1826 году Пушкин вот что написал в письме к Вяземскому:

"Я,
 конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если
иностранец разделяет со мною это чувство. Ты, который не на привязи, как
 можешь ты оставаться в России? если царь даст мне слободу, то я месяца
не останусь. Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон,
чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские
театры и <бордели> — то мое глухое Михайловское наводит на меня
тоску и бешенство"


Письмо Пушкина Вяземскому,кажется невероятным.НО разве не интересно ему было увидеть мир, ему, величайшему поэту всех времен!

Ведь Байрон, осуществил свою мечту, он объездил всю Европу и погиб, сражаясь за свободу в Греции*.


*Первое путешествие

В июне 1809 года Байрон отправился в путешествие. Побывал в Испании, Албании, Греции, Турции и Малой Азии, где переплыл пролив Дарданеллы, чем впоследствии очень гордился. Можно предполагать, что молодой поэт, одержав блистательнейшую победу над своими литературными врагами, уехал за границу довольным и счастливым, но это было не так. Байрон покинул Англию в страшно подавленном состоянии духа, а вернулся ещё более угнетённым. Многие, отождествляя его с Чайльд-Гарольдом, предполагали, что за границей, подобно своему герою, он вёл слишком неумеренную жизнь, но Байрон и печатно, и устно протестовал против этого, подчёркивая, что Чайльд-Гарольд — только плод воображения. Томас Мур говорил в защиту Байрона, что тот был слишком бедным, чтобы содержать гарем. К тому же Байрона тревожили не только финансовые затруднения. В это время он потерял мать, и, хоть никогда не ладил с ней, тем не менее очень скорбел.
«Чайльд-Гарольд». Слава

27 февраля 1812 года Байрон произнёс в Палате лордов свою первую речь, имевшую большой успех: «Разве мало крови [бунтарей] на вашем уголовном кодексе, что надо проливать её ещё, чтобы она вопияла к небу и свидетельствовала против вас?»[4]. «Смуглая раса с берегов Ганга до основания потрясет вашу империю тиранов»[5].

Через два дня после этого выступления появились две первые песни Чайльд-Гарольда. Поэма имела баснословный успех, и 14 000 её экземпляров разошлись за один день, что сразу поставило автора в ряд первых литературных знаменитостей. «Прочитав Чайльд-Гарольда, говорит он, — никто не захочет слушать моей прозы, как не захочу и я сам». Почему Чайльд-Гарольд имел такой успех, Байрон сам не знал и говорил только: «Однажды утром я проснулся и увидал себя знаменитым».

Путешествие Чайльд-Гарольда увлекло не только Англию, но и всю Европу. Поэт затронул всеобщую борьбу того времени, с сочувствием говорит об испанских крестьянах, о героизме женщин, и его горячий крик о свободе разнёсся далеко, несмотря на кажущийся циничный тон поэмы. В этот тяжёлый момент всеобщего напряжения он напомнил и о погибшем величии Греции.


***


 Коралловый браслет
Уж не алеет,
На ручке нежной,
Вдалеке…
Все грезится, ей пояс дивный,
Изысканный порте- буке…


***


Наталья Николаевна, богиня…
Изящней, утонченней, не сыскать,
В поклоне обожатели застыли,
Завистницы осмелились шептать.

И романтическая муза века,
В венецианских зеркалах скользя,
Не думала о радости успеха,
И ни о том что можно, что нельзя…

В просторах Полотняного Завода,
Беспечною красавицей жила,
И птичка певчая ее свободу,
В замужество на крыльях унесла.

Еще по сути, девочка,
Парила сильфидой на прекраснейших балах,
И грациозно Аничков сразила,
Зеленые глаза чуть приподняв.

В ней мило все: улыбка молодая,
Высокий рост, Венеры плеч изгиб,
Поэт влюбился , на нее взирая,
И от любви …погиб.

***

Вот краткая история...
В музее,
Мы смотрим на подаренный браслет,
На туфельки атласные Психеи,
На высохший букет…