Адам Загаевский. Музыка слушания с тобой

Юрий Салатов
Музыка слушания с тобой


                Music I heard with you was more than music...
               
                Conrad Aiken

(англ. «Музыка, которую я слушал с тобой, была больше чем музыка…               
                Конрад Эйкен»)



Музыка слушания с тобой
останется с нами навсегда.

Серьезный Брамс и элегический Шуберт,
некоторые песни, четвертая баллада Шопена,

несколько квартетов с раздирающим
сердце звучанием (Бетховен, адажио)

и грусть Шостаковича, который
не хотел умирать.

Большие хоры в страстях Баха –
словно кто-то нас звал

и требовал от нас радости,
чистой и бескорыстной,

радости, в которой вера
является чем-то очевидным.

Некоторые фрагменты Лютославского
мимолетные как наши мысли.

Пение черной исполнительницы блюза
пронзало нас как блестящая сталь –

хотя настигало нас где-нибудь на улице,
в пыльном, скверном городке.

Нескончаемые марши Малера,
голос трубы открывающий пятую симфонию

и первая часть девятой
(ты его иногда называешь «malheur»!) *

Отчаяние Моцарта в Реквиеме,
его веселые фортепьянные концерты ,

которые ты напевала лучше, чем я –
но мы об этом хорошо знаем.

Музыка слушания с тобой
замолкнет вместе с нами.


* франц. «несчастье»


перевод с польского Юрия Салатова
14.04.2018
15-31



Adam Zagajewski

Muzyka s;uchania z tob;


              Music I heard with you was more than music...
               
                Conrad Aiken






Muzyka s;uchania z tob;
zostanie na zawsze z nami.

Powa;ny Brahms i elegijny Schubert,
niekt;re piosenki, czwarta ballada Chopina,

kilka kwartet;w o rozdzieraj;cym
serce brzmieniu (Beethoven, adagia)

i smutek Szostakowicza, kt;ry
nie chcia; umiera;.

Wielkie ch;ry w pasjach Bacha -
jakby kto; nas wo;a;

i ;;da; od nas rado;ci,
czystej i bezinteresownej,

rado;ci, w kt;rej wiara
jest czym; oczywistym.

Pewne fragmenty Lutos;awskiego
ulotne tak jak nasze my;li.

;piew czarnej ;piewaczki bluesa
przeszywa; nas jak l;ni;ca stal -

cho;by dobiega; nas gdzie; na ulicy,
w zakurzonym, brzydkim mie;cie.

Nieko;cz;ce si; marsze Mahlera,
g;os tr;bki otwieraj;cej pi;t; symfoni;

i pierwsza cz;;; dziewi;tej
(ty go czasem nazywasz "malheur"!).

Rozpacz Mozarta w Requiem,
jego pogodne koncerty fortepianowe,

kt;re nuci;a; lepiej ni; ja -
ale o tym dobrze wiemy.

Muzyka s;uchania z tob;
zamilknie razem z nami.