Опус - Обо всём понемногу - 1

Сандер Алков
Опус-1

Сандер Алков

    

       
МИХАИЛ ИЦЫКСОН
      и
САНДЕР АЛКОВ

               
      

Поэтическое произведение, которое ты, Читатель, надеюсь, прочтёшь до конца, на самом деле конца не имеет. В этом смысле оно напоминает ремонт, который, как известно нельзя закончить, а можно только прекратить. Диалог, ведущийся двумя мало похожими друг на друга авторами (хотя они двоюродные братья), был начат спонтанно и не предполагал столь длительного продолжения. Но авторы в него втянулись, «подсели», как сейчас говорят. Если по какой-то причине один них задерживает ответ, то второй начинает чувствовать какое-то беспокойство (ломку?). Один из авторов считает себя поэтом, и видимо, заслужено. Второй - считает себя версификатором, т.е. человеком, способным более или менее грамотно рифмовать, но у которого нет острой потребности к стихосложению. Этот диалог, который в тексте называются то «Опусом», то «Тандемом», - продукт современных технологий. Он ведётся по электронной почте. Авторы не встречались уже более 30 лет – с тех пор, как один из них – Поэт эмигрировал в США, Версификатор же безвыездно жил в Советском Союзе, плавно трансформировавшемся в Россию. Разный жизненный опыт соавторов, естественно, накладывает отпечаток на характер диалога, но может быть это и делает его интересным не только для них самих. Необходимо отметить, что был выбран достаточно жёсткий регламент – авторы обмениваются четырёхстишьями. Понятно, что в четырёх строках, да ещё соблюдая размер и рифму, довольно сложно из раза в раз высказывать законченную мысль. Бывает  и так, что «подвернувшаяся» рифма как бы сама поворачивает диалог в новом направлении. Толчком к вступлению в стихотворный диалог явилось совместные воспоминания авторов о далёкой юности, когда, ещё, будучи подростками, они сочинили совместное стихотворение. Тем более, что прозаическая переписка, ввиду несовпадения взглядов на многие вопросы, начиная от религии и кончая политикой, начала постепенно терять «политкорректность». Переход же на стихотворную форму позволил укрепить братские чувства. Поэт, имеющий неизмеримо больший опыт стихосложения, зачастую выступает также и в роли редактора, с предложениями которого Версификатор, как правило, соглашается, если правки касаются формы, и, как правило, не соглашается, если правка затрагивает и содержание. Для недостаточно искушённых ценителей поэзии, поэтический вкус которых не позволит однозначно отличить поэзию от версификации, открою секрет - нечётные строфы написаны Поэтом.

С уважением, Версификатор.             

                ******
            
        ПРЕДИСЛОВИЕ


Примите в дар, Читатель наш любезный,

Рифмованный изящно диалог,

Который нами  создан безвозмездно,

Рождаясь из крупиц взаимных строк.

Хоть длинноват наш спор, но, в общем, честный -

Сужденье разных внутренних миров.

Один из нас - поэт весьма известный,

САНДЕР АЛКОВ - творец нечётных строф.

Кто ж автор чётных строф (или куплетов)?

Читателям пока неведом он,

Охотник до вопросов без ответов...

Я - МИХАИЛ БОРИСЫЧ ИЦЫКСОН.

            ***

                (САНДЕР АЛКОВ)
1
В начале самом было слово Бога.

Оно пыталось мир преобразить.

Прошли тысячелетья. Было много

Всего, чего и не вообразить.

               
                (МИХАИЛ ИЦЫКСОН)
2
Но мучает давно меня вопрос,

Не смог я на него найти ответа

(До глубины я, видно, не дорос)

Откуда взялся Бог? Скажи мне это.

3
Вот тут ты, брат, по-моему, слукавил.

Не говорил бы вслух об этом хоть.

А я вопрос иначе бы поставил:

Откуда взялся ты, а не Господь?

4
Откуда взялся я - оно понятно.

А вот как жизнь возникла на Земле

Неясно до конца, и что досадно -

Не объясняют книги это мне.

5
Я говорил тебе об этом ранее,

Но мой совет не принял ты всерьёз.

В общедоступных текстах книг Писания

Ответ на все вопросы ты найдёшь.

6
Читал святое я произведение,

Забросив все текущие дела.

Но всё равно живу в недоуменье.

Увы, ответов Книга не дала.

7
Всё потому, что люди мы с тобою.

Нам не дано всеведущими быть.

Вселенский Разум силою святою

Любую жизнь способен сотворить.

8
Ну, хорошо, Вселенский Разум может

Всё сотворить. Меня ты убедил.

А Бог и Разум - суть одно и тоже?

Иль Разум Бога тоже сотворил?

9
Нам в таинства небес вникать не надо,

Спасибо и на том, что родились.

Познанию поставлена преграда -

Сперва с земным получше разберись.

10
Ну, вот опять… опять вопрос открытым

Ты оставляешь, братец, как всегда.

Где мирозданья таинства зарыты,

Я так и не узнаю никогда!

11
Нам не доступен звёздный мир Вселенной.

Удел людей - вопросы задавать...

Жизнь на планетах - жемчуг драгоценный,

Который так непросто отыскать.

12
Коль недоступен он - так и не надо.

Мы ничего не можем изменить.

И мы тому с тобой должны быть рады,

Что довелось нам в этом мире жить.

13
Как в очевидное, скажи, не верить,

Земной Природы видя чудеса?

Их сути не постичь и не измерить,

Не устремляя взора в небеса.

14
Не всё, что нам доступно - объективно.

Природа не спешит открыться нам.

И изучать её неперспективно,

Лишь обращаясь взглядом к небесам.

15
Не вижу смысла в споре ради спора.

Как можно Божью мудрость объяснить?

Но у раввина есть Талмуд и Тора -

Вот надо с кем тебе поговорить.

16
Кто есть раввин? Живущий лишь по Торе,

Талмуда правил признанный знаток.

В теологическом силён он споре,

Но от наук естественных далёк.

17
Наука дело Божье подтверждает,

Копируя творение Его.

А человек живёт и умирает,

По сути, не узнавши ничего.

18
Дела Творца наука изучает,

Пытаясь суть постичь по мере сил.

Кому-то вера в Бога помогает,

Мне ж атеизма дух свободный мил.

19
Жива планета Божьими делами.

Заматерев в бессмысленной борьбе,

Ты собственными дерзкими словами

Противоречишь, Миша, сам себе.

20
Жива наука верой в то, что может

Небесное строенье объяснить.

И вера в Бога вряд ли ей поможет,

Хотя и легче с верой в Бога жить.

21
Нет у неверья веских оправданий.

Зло - результат безумности идей

И атеизма догмы - не от знаний,

А от духовной скудности людей.

22
Зачем же так с безверием сурово?

Терпимости учил людей Христос.

В горячности нет проку никакого,

А кто здесь прав из нас - ещё вопрос.

23
Ты разве, Миша, принял христианство?

А разве твой Учитель скромным был?

Ты позабыл, какие хулиганства,

Он в иудейском храме учинил?

24
Ты знаешь, что Христос не мой учитель,

И христианства я не принимал.

Святого ты Писания ценитель,

Я ж Библию лишь бегло прочитал.

25
Ну что ж, тогда живи, как понимаешь,

Хвали, кулик, своё болото, но

В том, в чём меня упорно убеждаешь,

Разочарован я уже давно.

26
Ни в чём тебя не переубеждаю.

Знать, наш различен жизненный багаж.

Позицию твою я уважаю,

Но и моё неверие уважь.

27
Позиция моя принципиальна.

Не защищаю Ветхий я Завет,

Но мысль - духовна, не материальна.

Материей ум движет, разве нет?

28
Духовна мысль, ну кто ж оспорит это?

Мысль иногда имеет даже вес.

Но если ею двигают предметы,

Так то, сдаётся мне, - телекинез.

29
Ты, демагогий здесь взбивая тесто,

Опять меня не так истолковал.

Вне нас с тобою мир - пустое место,

Как будто он и не существовал.

30
Что ты хотел сказать последней фразой?

Мне не понять - где суть, где антураж.

Возможно, здесь маразма метастазы

И сказываться начал возраст наш.

31
Разумную черту в вопросе этом

Никак с тобой не можем подвести.

В то время как остался я поэтом,

Ты остаёшься спорщиком… прости.

32
Ну что ж, тогда не будем ставить точек.

Чудесный шанс для нас открылся тут.

Продолжим наш тандем без проволочек,

Глядишь, и мысли новые придут.

33
Конечно же, придут! Не сомневаюсь,

И к продолженью диспута готов.

Я к обоюдной радости, стараюсь,

Конфетки рифм сворачивать из слов.

34
Конфетки рифм в пирожные размеры

Мы запечём, на славу, спору нет.

Не потерять бы только чувство меры,

Рифмуя наши мысли много лет.

35
Сдаётся мне, ты несколько не прав.

Оставь свою чреватую ментальность.

Невыгодно ты выглядишь, поправ

Природную свою оригинальность.

36
И чем моя ментальность так чревата?

Стал выражаться сложно, братец, ты.

Мысль для меня твоя тяжеловата,

И обороты речи непросты.

37
Не нагнетай избыточные страсти.

Меня упрёк твой несколько смутил...

Я только лишь хотел сказать, что к счастью,

Талантом нас Господь не обделил.

38
Пора кончать из рифмы ткать узоры.

Ведь столько есть ещё конкретных тем,

Пригодных для рифмованного спора

И интересных, в то же время, всем.

39
Ты всем хорош: умён и самобытен.

Таких невеждам жалко отдавать.

Ты эфемерных, будничных событий

От горних не умеешь отличать.

40
Да, я такой! Спокойный, осторожный,

В дискуссиях достойный оппонент.

Но переубедить меня возможно,

Лишь приведя серьёзный аргумент.

41
За атеизм тебя не осуждаю,

Ибо "с волками жить - по-волчьи выть".

Лишь к одному тебя я призываю:

Об Ицыксонов корне не забыть.

42
Менять свои воззрения столь резко

Для, что ни день, сменяющихся мод,

Пока ещё причин не вижу веских

Я - верующий до наоборот.

43
В материальном хаосе нет мира.

Для спора здесь для нас предмета нет.

Не сотворяй в быту себе кумира,

Так как не жрец ты, Миша, а поэт.

44
Мне странно, что наш мир материальный

Ты хаосом назвал. А что ж Творец,

Сидящий где-то в горних высях дальних,

Он наведёт порядок, наконец?!

45
Не строй Творенью грубых трафаретов

Для временной юдоли на земле.

Знай: у Творца, (не как у нас - поэтов)

Не кавардак, - порядок на столе.

46
Возможно у Него всё чинно, гладко.

Но на Земле порядка явно нет.

Всё созданное Им в большом упадке...

Что возразить ты можешь мне в ответ?

47
Бедлам - проблема материализма.

Всему виною пошлый реализм.

У идеала нежная харизма.

А атеизм ваш это - атавизм.

48
Проблема в том, что там, где верят в Бога,

Дела немногим лучше, чем у нас.

И преступлений тяжких слишком много,

Пугающих циничностью подчас.

49
Всё это так, но только лишь в сравненье.

Всех этих я не чувствую проблем.

Там, где живу я, редки преступленья,

Но есть места, такие как Гарлем.

50
А сумасшедший как же, что студентов

Среди занятий подло застрелил?

Он в них, наверно, видел конкурентов

Своей судьбе, которую сгубил.

51
Да мало ли на свете психопатов,

И всяческих уродов - чекатил...?

Не вывести, увы, всех этих гадов,

Всегда в толпе отыщется дебил.

52
Но дело же не в том, что психи эти

Живут средь нас, а дело в том, что Бог

Сам не предотвратил нелепой смерти,

А, может, не хотел или не смог?

53
Не то же ли о жертвах Холокоста

Все, разводя руками, говорят.

Так что не всё в вопросе этом просто,

Как кажется иным на первый взгляд.

54
Пример твой, ещё более весомый,

Для атеистов лишний аргумент.

У верующих  мысль возникнет, что мы

Для Бога - только лишь эксперимент.

55
Что ж, вариант такой вполне возможен.

Я даже где-то в этом убеждён.

Но означает разве, что безбожен,

В глазах всех вас - неверующих, он?

56
Итак, Творец исследует явленья,

Что сотворил, работая шесть дней,

(Я так твоё трактую убежденье?)

И вместо крыс, использует людей.

57
Нет, понимать не надо так буквально.

У материализма крыльев нет...

Шесть дней недели - это фигурально.

О миллионах мы толкуем лет.

58
Точнее, миллиарды лет промчались

Пока Земля остыла навсегда,

Пригодной став для жизни. И остались

В подарок нам: нефть, уголь и руда.

59
Как расплодились люди, я не знаю.

Но динозавров тоже видел свет,

Которые здесь, как я понимаю,

В пластах земли оставили свой след.

60
В далёком прошлом все они остались.

С тобой мы эту тему обсуждать

Не компетентны, как бы ни старались…

А людям что от будущего ждать?

61
А разве ты рассчитывал на что-то?

Из праха вышли, в прах же и уйдём...

Живи своё и знай свои заботы.

Мы смертны, брат, и Бога не поймём.

62
Да, безусловно, смертны индивиды,

Но в целом, гомо сапиенса род

Имеет ли на будущее виды,

Иль так же как и ящеры, умрёт?

63
Субстанция материи - вторична.

Подвержен гомо сапиенса род

Телесным трансформациям различным...

Зато душа бессмертна - не умрёт.

64
Простор Земли - пустыня мест безлюдных,

И сонмища безтелых, скучных душ

Проводят время в диспутах занудных...

(Приснится же порой такая чушь!)

65
А почему же нет? Вполне возможно,

Что мир себя вчистую изведёт,

Поскольку сам себе вредит безбожно.

Так, что остаток лет идёт на счёт.

66
Нас с малых лет концом пугают света.

Ты говоришь про это же сейчас.

Однако же, не глядя на всё на это,

Живём, и нам "страшилки" не указ.

67
Полтыщи лет назад сам Нострадамус

В своих катренах это написал.

А он ведь ни какой-то Санта Клаус -

Всю будущность правдиво предсказал.

68
Расплывчаты Мишеля предсказанья,

По-разному их можно толковать,

Причём любому, было бы желанье,

Поскольку дат конкретных не сыскать.

69
Здесь даты ни при чём. Важны событья,

Названья городов и имена...

Вот и тебя хочу теперь спросить я

Ну, даты нет, зачем тебе она?

70
"Дождёмся ливней или снегопадов.

Я предсказать погоду буду рад.

Вот только даты спрашивать не надо…

Я не люблю, - сказал синоптик, - дат".

71
Но Настродамус всяко не обманщик.

Он был провидцем, знавшим каббалу.

Неадекватный выбрал ты образчик.

Мир до сих пор поёт ему хвалу.

72
Отнюдь не все в восторге от Мишеля,

А толкованье множества катрен

Весьма условно и, на самом деле,

От временных зависит перемен.

73
Всё так, но слишком много совпадений

В чреде событий страшных и времён.

Не исключают разве тень сомнений

Конкретность стран, названий и имён?

74
У всех провидцев есть беда такая -

Постфактум ход событий толковать.

О том, что уж давно свершилось, зная,

Я сам бы смог катрену подобрать.

75
Мы говорим о будущем, что точно,

Детально он событья предсказал.

Ведь это не придумаешь нарочно,

Что Гитлера он Хислером назвал.

76
Давай провидца этого в покое

С тобой оставим… хислеров полно.

Обсудим лучше что-нибудь другое,

Если тебе, Сандер, не всё равно.

77
Не соглашусь с тобою ни в какую.

Он описанье точное даёт,

Нам предсказав Вторую Мировую,

Которую затеял тот урод.

78
На базе всех сомнительных «сверхзнаний»

Предотвратить сумел ли кто беду?

А если нет, что толку от гаданий,

Я никакой в них пользы не найду.

79
Вот в том-то всё и дело, что мы знаем,

Но разуму не внемлем никогда.

Мы прежние ошибки повторяем,

И в этом наша главная беда.

80
Да, в этом смысл имеется, возможно,

И препираться глупо нам с судьбой.

Конечно же, судить о прошлом можно,

Но шанс знать о грядущем - небольшой.

81
И всё ж, не зря я вспомнил про Мишеля.

Он видел всё вперёд на сотни лет...

Ведь это же не в Первое апреля,

Очередная шутка из газет.

82
Возможно, видел он, что с нами стало.

Смотрел назад, а может быть - вперёд.

Но, думается мне - таки немало

За счет его трактовщиков живёт.

83
Сдаётся мне, что ходим мы по кругу.

Давай оставим тёзку твоего.

Я жму твою "увёртливую" руку.

Ты откреститься мастер от всего.

84
Где видишь ты "увёртливую" руку?

Я не хочу с тобой кривить душой,

Как брату говорю тебе и другу:

Негоже нам так ёрничать с тобой.

85
Ты прав, напрасно я погорячился.

Какой-то бес меня попутал вдруг...

Считай, что я за это извинился.

Поведай лучше мне про свой досуг.

86
Читал двоих из пишущих по-русски.

Порадовали творчеством своим.

Писак немало, круг хороших - узкий.

Предпочитаю этих всем другим.

87
Я очень много книг прочёл когда-то.

И вот, как знаешь, сам пишу уже.

Не сомневаюсь, что твои ребята

Пришлись довольно многим по душе.

88
Улицкую тебе рекомендую,

(Ведь пишешь сам - читать ты не отвык).

Не поленись, прочти её любую,

Из изданных уже, десятка книг.

89
Прости, но столько авторов на свете,

Которых бы прочесть обязан я,

Что даже и ближайшего столетья

Достаточно не будет для меня.

90
Хотел тебе я также в дополненье

И Быкова порекомендовать,

Чтобы потом твоё послушать мненье.

Но, думаю, не станешь ты читать.

91
Я прежде говорил тебе, что много

На свете тем, и всяческих идей.

Но все они, чем далее от Бога,

Тем, на мой взгляд, бесцветней и тусклей.

92
Позиция твоя довольно странна.

Я потерял логическую нить...

Какого Бога? Библии, Корана?

Ты поточнее мог бы пояснить?

93
А пояснять тут что? Любые темы

Загадочной интриги лишены,

Ибо скучны житейские проблемы,

Тогда как крылья - горнему даны.

94
Запутался вконец я безнадёжно

О чём же всё же надо рассуждать?

Неужто, лишь о Боге думать можно,

А на земную жизнь нам наплевать?

95
Я объяснить хочу тебе, что глубже

Религиозной темы в жизни нет.

Она универсальна и, к тому же,

Предполагает диспут в тыщи лет.

96
Не перейдут ли наши разговоры,

Что ты упорно хочешь навязать,

Как и всегда, в божественные споры,

Которым и конца не увидать?

97
Теологи - учёные... А впрочем,

Любые темы можешь развивать.

Признаться, я одним лишь озабочен:

Смогу ли их достойно поддержать?

98
Вот ты уверен в этой теологии,

А я же в ней не слишком-то силён,

Как, впрочем, не один лишь я, а многие.

И обсуждать мне это - не резон.

99
Ты прав, смешны отчаянные споры.

Бессмыслен наш с тобою разговор.

Душа стремится я в горние просторы

Мы ж ворошим обыденности вздор.

100
Так с чем я, всё же, должен согласиться

Не понял я, но спорить не хочу.

В любые темы можно погрузиться,

Если, конечно, будет по плечу.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ