Литературная полемика-3 правило альтернанса

Соэль Карцев
Начало здесь:
http://www.stihi.ru/2016/06/09/8560

"Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Альтернанс это:
Альтернанс
АЛЬТЕРНА;НС (франц. alternance — чередование) — правило чередования рифмов. стихов с муж. и жен. окончаниями (см. Клаузула), состоящее в том, что стихи с однородными окончаниями могут стоять рядом только тогда когда они рифмуются между собой (напр., можно рифмовать ААвв, но нельзя — аавв или ААВВ; прописные буквы — жен. рифмы, строчные — мужские). Правило А. установилось во франц. поэзии 16 в. и вместе с "правилом рифмич. цепей", по к-рому между двумя стихами на одну рифму могут находится стихи не б. чем на одну иную рифму, ограничивало способы возможных рифмовок. Из франц. эти правила перешли в немецкое, а оттуда — в рус. стихосложение. В России принцип чередования муж. и жен. рифм впервые установлен М. В. Ломоносовым в "Оде на взятие Хотина" и сопровождавшем ее "Письме о правилах рос. стихотворства" (1739). Эпоха классицизма требовала строгого соблюдения правила А. Согласно А., недопустимы: белые стихи с однородными окончаниями (напр., гекзаметр); рифмов. стихи с однородными окончаниями (напр., сплошные муж. рифмы в пер. В. А. Жуковского поэмы "Шильонский узник" Байрона); строфы, начинающиеся и кончающиеся однородными окончаниями (напр., "Фонтан" Ф. И. Тютчева); стык однородных окончаний на границах строф. Особенно строго соблюдался А. в канонич. строфах и твердых стихотв. формах (секстине, октаве, сонете и др.). Нарушения правила А., редкие в 18 в., в нач. 19 в. становятся обычными, и к кон. столетия А. перестает быть обязательным."
Оппонент


в нач. 19 в. становятся обычными, и к кон. столетия А. перестает быть обязательным." То что к концу столетия(надо полагать 19) перестает быть обязательным, я должен принять на веру, потому что так говорит гуманитарный словарь? Пример можно хоть один. Речь в этом пассаже идёт, я так полагаю, о тонической системе стихосложения. К силлаботонике это не относится.

Соэль Карцев
 
"АЛЬТЕРНАНС — АЛЬТЕРНАНС, правило альтернанса (франц. alternance — чередование), правило чередования рифмованных стихов с мужскими и женскими окончаниями (клаузулами): мужские или женские стихи, находящиеся рядом, непременно должны быть связаны рифмой,… … Литературный энциклопедический словарь"
Могут также быть только женские клаузулы в стихе или только мужские.
Это правило никто и никогда не отменял. У нас конкурс не белого стиха и не тонической системы стихосложения. У нас конкурс силлаботоники.

Соэль Карцев   

"Альтернанс, правило альтернанса Альтернанс, правило альтернанса это правило чередования рифмованных стихов с мужским и женским окончаниями (клаузулами): мужские или женские стихи, находящиеся рядом, непременно должны быть связаны рифмой, стык не рифмующих однородных стихов недопустим. Согласно строгому смыслу альтернанса, недопустимыми оказываются белые стихи с однородными окончаниями (например, гекзаметр), рифмованные стихи с однородными окончаниями (как в «Мцыри», 1840, М.Ю.Лермонтова), строфы, начинающиеся и кончающиеся однородными окончаниями (как в «Фонтане», 1836, Ф.И. Тютчева), строфы со стыком однородных окончаний внутри строфы (как в «Двух липках», 1856, А.А.Фета). В русской поэзии правило альтернанса держалось в эпоху классицизма, стало допускать все больше исключений в 19 в. и перестало быть обязательным в 20 Веке.

Источник: http://www.litdic.ru/alternans-pravilo-alternansa/ ."
Оппонент

"перестало быть обязательным в 20 Веке."
Наконец разобрались, что речь идёт о 20 веке. То что Вы цитируете, уважаемый оппонент, принадлежит Гаспарову. И он не приводит не единого примера из 20 века, хотя эта ссылка кочует по Интернету уже десятки лет. Если Вам трудно найти примеры нарушения правила альтернанса из творчества Бродского, Пастернака, Цветаевой, Мандельштама Ахматовой, Есенина, приведите, хотя бы 5 своих произведений из почти 200, что Вы написали. Вы что хотите меня убедить, что  пишете с нарушением правила альтернанса?

Соэль Карцев   



"Анна Ахматова:
Но третий, не знавший ничего,
Когда он покинул свет,
Мыслям моим в ответ
Промолвил: "Мы выпить должны за того,
Кого еще с нами нет".

«Со шпаной в канавке...»
Со шпаной в канавке
Возле кабака,
С пленными на лавке
Гру-зо-ви-ка.

Под густым туманом
Над Москвой-рекой,
С батькой-атаманом
В петельке тугой.

Я была со всеми,
С этими и с теми,
А теперь осталась
Я сама с собой. "
Оппонент
 
Уважаемый оппонент, я так понял, что из Вашего творчества примеров нарушения правила альтернанса Вы не нашли. Ничего удивительного, Вы же грамотный поэт))Сейчас проанализирую стих Ахматовой.
Но третий, не знавший ничего, -!--!---!
Когда он покинул свет, -!--!-!
Мыслям моим в ответ !--!-!
Промолвил: "Мы выпить должны за того, -!--!--!--!
Кого еще с нами нет". -!-!!-!

«Со шпаной в канавке...» --!-!-
Со шпаной в канавке --!-!-
Возле кабака, -!--!
С пленными на лавке !---!-
Гру-зо-ви-ка. ---!

Под густым туманом --!--!
Над Москвой-рекой, --!-!
С батькой-атаманом -!--!-
В петельке тугой. !---!

Я была со всеми, !-!-!-
С этими и с теми, !---!-
А теперь осталась --!-!-
Я сама с собой. !-!-!"

Удивили. Какая же эта силлаботоника? Классический дольник с вкраплениями тактовиковых строк. Альтернанс в тонической системе стихосложения может скакать, как хочет. Я это показал наглядно ещё полтора года назад в своём аналитическом труде. Там не только тактовики Маяковского анализируются, но и одна из работ Есенина.http://www.stihi.ru/2015/10/26/10350
Итак, позвольте завершить нашу дискуссию кратким выводом
Силлаботоническое произведение написанное с нарушеним правила альтернанса является ВСЕГДА неграмотно написанным произведением.
 Везде женские клаузулы- не вижу ошибки. Везде мужские- тоже. Мужские только в одном катрене из трёх- ошибка. Это было первое вообще, что я выучил по силлаботонике.
А дискуссия по- моему уже себя исчерпала. Я не вижу здесь предмета для обсуждения.


Соэль Карцев