И не пытайтесь! Эдвард Слингерленд

Сендр Фридайвер
               

               Заметки по прочитанному произведению могут быть интересны в большей мере тем кто стремится к большему понимаю природы поэзии японских твёрдых форм.

               
               "И не пытайтесь!" Эдвард Слингерленд.

               Книга канадского синолога Эдварда Слингерленда уже не новинка. Её издали в 2017 голу в "АСТ" Corpvs scientficum и на нее написано немалое количество легкодоступных рецензий и отзывов. Для меня она оказалась новинкой во всех смыслах.
                Мне были совершенно незнакомы ни "популярный канадский синолог"  Эдвард Слингерленд ни его психологический, точнее сказать когнитивный подход в гуманитарном исследовании. Стоит оговориться, что сам психологический подход хорошо известен в исторической науке, но подход когнитивных наук,а тем более неокогнитивистики остаётся за полем моих знаний.Тем собственно и интересна эта работа.
                Совершенно буржуазная по среде и месту своего создания книга возможно в какой то мере была бы интересна для наших востоковедов своей абсолютной непохожестью ни на что из того с чем мы привыкли иметь дело. Ни для кого не секрет, что основные научные труды используемые в процессе обучения студентами востоковедами, это работы прославленных советских учёных и работы
 более молодых, ныне здравствующих, их учеников из числа наиболее продвинутых. Тем самым эта работа возможно будет близка нашим современным реалиям и умонастроению. Правда с некоторой оговоркой, а именно - автор в 2014 году в своей академической канадской среде защищает не либеральные культурно - политические взгляды, а скорее напротив, он вдохновлён именно консерватизмом древних китайских мыслителей. Получается, что на смену общему либеральному настроению во всём мире, а не только в России с её особом исторически сложившемся типом политического устройства, приходит идея привлекательности консерватизма и традиционализма.
                Интересно отметить, как в рамках когнитивных научных подходов автор сообщает читателю и то , что за принадлежность к выбору консерватизма или либерализма отвечает не свобода выбора или среда сформировавшая индивида, а особая наследственность находящаяся в структуре головного мозга.
               
               Книга "И не пытайтесь!"  - научно популярная, автором создавалась на основе диссертации 1998 года о парадоксе У-ВЭЙ ( буквальный перевод с китайского "недеяние" ) и ещё двадцать лет размышлений на тему синтеза древнего китайского наследия и современной когнитивной наукой. В своих работах автор настаивает на том, что парадокс У-ВЭЙ есть ни что иное, как поведение прямо проистекающие из "телесного мышления". Автор предлагает точный перевод У-ВЭЙ, - "действие без усилий" или "спонтанное действие". Его можно трактовать, как телесную альтернативу современному западному "бестелесному" идеалу.В своей диссертации автор не отходит от того что У-ВЭЙ - это, по сути, религиозный идеал.Получается, что У-ВЭЙ подразумевает растворение "я" в чём-либо большем, что больше тебя и что можно разделить с другими.
               Автор даёт нам понять о неком принадлежности У-ВЭЙ к ДАО ( Пути )- своего рода философский базис с изначальной точкой отсчёта. Именно в этом вся Культура и Этика.

             Это исследование не открывает никаких "восточных" тайн способных превратить в одно мгновение в Мастера Дзэн. Автор пытается показать, познакомить с основным парадоксом У-ВЭЙ: как стараться не стараться.

             В главе "Благодарности" автор признаётся, что с трудом и не без помощи неких консультантов и редакторов сумел таки написать книгу "которую людям будет приятно читать". Усилие этих добрых помощников весьма заметны. Доброе люди помогали и переделывали первые четыре главы книги. Именно эти главы практически читать невозможно по причине своей малой информативности и словоблудия. Прочитав и законспектировав произведение, в главе "Благодарности" нахожу благодарности этим добрым помощникам, только тогда стало понятно понятно то почему самое интересное и содержательное начинается с 124 страницы ( 5 глава текста), а в самом тексте 250 страниц. Половина книги нацелена на то, что бы развлечь консервативного и состоятельного западного "интеллектуала".

            Ранее в других литературных источниках я пытался разобраться с другим культурным японским феноменом - икигай - ( с яп.смысл жизни). Попытка осознать икигай для меня была связанна непосредственно с другим культурным и литературным феноменом, а именно это стихи японских твёрдых форм - танка и в большей мере хайку. В том литературном источнике для большего понимания феномена икигай автор отсылал читателя к теории Потока и в частности к работам Михай Чикесентмихаий. В книге "И не пытайтесь!" меня ожидала аналогичная отсылка к теории Потока и к работам Михаий Чекесентмихаий.

           Автор разбирает не только феномен У-ВЭЙ, но ещё и напрямую связанный с ним феномен ДЭ ( "добродетель", "могущество", "харизматическая власть"). Человек находящийся в состоянии У-ВЭЙ обладает ДЭ. Это состояние заметное окружающим.

           Повторим идею широко известную и повторяемую нашим автором - У-ВЭЙ занимает одно из центральных мест в философии Конфуцианства и оно наследуется Даосизмом, а в последующем переходит к Чань-буддистам и от них, легко догадаться приходит в ученье Дзэн. Однако, любопытно и то, что современное японское общество в 20 веке было политеистическим в том смысле, что одновременно исповедовало учение Конфуция, Даосизма и даже заигрывало с системой фен-щуй, с буддизмом вообще и с двумя основными школами дзэн. Одновременно с этим в Японии исповедуется и христианский монотеизм ( православие и католичество). Это обстоятельство представляется мне весьма значительным так как феномен У-ВЭЙ и ДЭ имеет прямое отношение к поэзии.
           Благодаря усилиям Мастера дзэн Д.Т.Сужзуки на западе сложилась мнение, что дзэн в наибольшей степени повлиял на развитие поэзии хайку. Этого мнения долгое время придерживалась и в российской японистике. В частности самые популярные и значимые исследователи такие как Т.П. Григорьева придерживались этого мнения.
            Однако, мы видим что дзэн использует основные мотивы своей теории опираясь на великих китайских предшественников, на канонические книги китайской цивилизации которые в разной степени интерпретации присутствовали и присутствуют как часть японской культуры.Если за феноменом У-ВЭЙ и ДЭ закреплёна функция базиса культуры, а такие эстетические категории как кавайи опираются на них.В свою очередь  каваий в тесном единстве с икигай, как личностной организацией, так же связанного с У-ВЭЙ. Приобретение которого сопряжено со следованием определённым ценностям.
           Ключ к пониманию и попыткой обретения У-ВЭЙ находится в: Необходимости желать не желать! Автор когнитивист показывает нам, что есть желания сердца, то есть существует изначальная природная человеческая высокая мораль. Необходимо научиться не желать с тем, что бы природное и истинное обрело верх и прочно укоренилось в личности.Это и есть обретение телесного ума основанного на чувстве и воображении т.е. У-ВЭЙ. Научиться слушать не ушами а сердцем, не слушая сердцем, а слушая духовными токами ЦИ(сила прямо связывающая людей с истиной, Небесной природой), одновременно ЦИ это и канал для поступление истин из его источника.         
           Когнитивисты соглашаются с этими идеями на основе изученных отделов головного мозга. Далее автор даёт нам представление о Пустоте и об Опустошении себя в целях налаживания коммуникации с Небом. Более того он сравнивает обретение этого Опустошение с сильным психологическим потрясением - Просветлением.

        Интересная работа дающая большой посыл к дальнейшему исследованию японской поэзии.