Л. П. Смокотина. Кузбасский он и поступью, и родом

Василий Дмитриевич Фёдоров
                Л. П. Смокотина

«КУЗБАССКИЙ ОН И ПОСТУПЬЮ, И РОДОМ».
(Роль семейных материалов в создании экспозиции
о поэте земли Кузнецкой Василии Фёдорове)

   Кузбассовцы гордятся своим выдающимся земляком Василием
Фёдоровым (23 февраля 1918 г. – 19 апреля 1984 г.) и чтят его
светлую память. На основании Постановления Совета Министров
РСФСР от 10.06.1987 г. Кемеровской областной научной библиотеке
 присвоено имя В. Д. Фёдорова; 24 февраля 1988 г., в год 70-летнего
юбилея В. Фёдорова, там была открыта мемориальная доска.
 
   В 1993 году в библиотеке был установлен гранитный бюст поэта.
В соответствии с распоряжением Администрации Кемеровской
области от 05.10.1995 г. № 569-р «Об именных наградах в области
литературы и искусства» за литературные произведения в прозе,
поэзии, драматургии и публицистике присуждается премия имени
В. Д. Фёдорова. На сегодняшний день девять человек награждены
этой премией.

   Литературно-мемориальный музей имени Василия Дмитриевича
Фёдорова – выдающегося русского советского поэта, лауреата
Государственных премий РСФСР (1968 г.) и СССР (1979 г.) находится
на самом высоком месте в Марьевке, откуда хорошо виден
 бюст поэта работы кемеровского скульптора Григория Трофимова.
Василий Дмитриевич Фёдоров родился в селе Усть-Искитимское
(Щеглово) Кузнецкого уезда, которое в момент его рождения ещё
не было преобразовано в уездный город Щегловск, в 1918 году;
в этом году ему исполнилось бы, как и нашему городу, 95 лет
(1, с.115). Нами составлена родословная В. Фёдорова, которая
представлена пятью поколениями и содержит сведения о 37 прямых
родственниках.

   Монографический сбор мемориальных вещей в Москве в семье
поэта был проведён автором статьи в 1984 году. В их числе редкие
документы и фотографии, где В. Д. Фёдоров снят среди родных
в 1937 году с братом Иваном, матерью Ульяной Наумовной, се-
страми Татьяной и Зинаидой. (прим. фото 1935 года).
Единственная деревенская фотография,
на которой запечатлён пятнадцатилетний Василий во время работы помощником бригадира в колхозе в 1933 году:
он занимал такую должность потому, что был грамотным, ведь год назад он
окончил шесть классов школы колхозной молодёжи. Ценнейшие
рукописи с пятнами от кофе и машинописные тексты с авторскими правками.
 Книги на нескольких языках мира, картины, личные
вещи: очки и пепельница с сигаретами «Космос», любимая сорочка с запонками,
на чёрной эмали которых монограмма «В. Ф.», и
галстуком – ленточным, самозавязывающимся.
Деревообрабатывающие инструменты (2).

   С 1970 года у Фёдоровых появился дом-усадьба в Марьевке
на Назаркиной горе, где прошли детство и юность будущего поэта.
Умело работая топором, рубанком, пилой, Василий Дмитриевич
всё делал своими руками. Особенно ему нравилась резьба по
дереву. Берёзовый кап в его руках превращался в изящную вазу или
оригинальную чашу с затейливым орнаментом. Умельцу с душой
поэта удалось отыскать даже в самом обыкновенном куске дерева,
похожем на корягу, самые неожиданные и смелые скульптурные
композиции.

   Практически каждое лето Василий Дмитриевич вместе с супругой –
известным прозаиком Ларисой Фёдоровой – приезжал за новыми
впечатлениями. Василий Дмитриевич говорил, что не променял
бы Марьевку ни на какой другой отдых, будь то Крым или
престижный зарубежный курорт: в Марьевке «дышится трепетно».
Здесь он набирался сил от воды из его любимого волшебного
родничка, именно здесь задумал поэму «Женитьба Дон-Жуана»
и написал новеллы «Сны поэта».

   Смотрю сейчас на фотографии пятнадцатилетнего Василия: …
«упрямый» лоб, брови вразлёт и глаза… глаза большие и чистые,
с огоньком. Тем самым, который с годами превратился в будущий
пламень мыслей.

   Нелёгкая жизнь выпала на долю В. Фёдорова, но он выдюжил,
прожил достойную жизнь. Не стремился к славе, хотя её было
предостаточно.

   Фёдоровские стихи и поэмы хранят частичку души самого по-
эта. Спустя немало лет он писал о Родине, о чистой и беззаветной
любви, о верной дружбе. И главное, что его стихи не остались неза-
меченными. Они зажигали человеческие души так же, как когда-то
у юного Василия, когда он только начинал ощущать магическую
силу поэзии.

   Сергей Михалков сказал: «Я думаю, что выражу мнение много-
миллионной аудитории любителей поэзии, что творчество
Василия Дмитриевича не может умереть. Я глубоко убеждён и в том,
что его книги будут ещё долго жить, вдохновлять и направлять тех,
кто понимает поэзию и любит её». При жизни поэта издано свыше
40 сборников стихотворений, поэм и прозы.

   Поэзия В. Фёдорова – как память века! Умер поэт. Жива его
поэзия, его бессмертное пророческое слово – слово великого сына
России, озарённое дыханием правды, дыханием времени. В 1998 году
в издательстве «Современный писатель», в серии «Вечные спутни-
ки человечества», вышло собрание сочинений В. Фёдорова.

   С 10 августа 1985 года в городе Кемерово и 11 августа в
деревне Марьевка Яйского района Кемеровской области проводятся
Всероссийские и Всекузбасские литературные праздники
«Фёдоровские чтения». «Фёдоровские чтения» стали не только
встречами коллег-литераторов всех возрастов, но и духовным праздником
всех кузбассовцев, временем, когда ощущаешь и терпкую красоту
сибирской природы, и теплоту встреч с талантливыми творческими
земляками…

   Заслуженный работник культуры России, автор и исполнитель
тридцати восьми песен на стихи В. Фёдорова, которые опубликованы
в сборнике, В. Н. Егоров – неутомимый (более 20 лет) пропа-
гандист литературного творчества земляка, провёл свыше трёхсот
литературно-музыкальных вечеров (3).

   Сам Василий Фёдоров был очень скромным человеком. Слов
«моя поэзия», «я – поэт» мы никогда от него не слышали. Немно-
горечивый, с глубокими, вечно думающими глазами, он как будто
всегда был рядом и в то же самое время там, где жили его герои, где
рождались его образы. Он был очень эмоциональный русский поэт,
очень большой русский поэт, не просто развивший, но обогативший
традиции русской поэзии. Он был и остаётся поэтом сложным
и вместе с тем ясным, целеустремлённым и вечно новым (4, с. 4).

   У Василия Фёдорова есть такое стихотворение, которое мы
используем как наказ в музейной работе:

«О если б
Нам далась такая честь
В наш горький век,
Что праведен и ложен,
И слово уберечь, какое есть,
И камень сохранить,
Каким положен» (5, с. 372).

   Эти строчки звучат и как хорошее напутствие молодым семьям,
как завет сохранять культурные и семейные традиции и семейные
реликвии, доставшиеся в наследство от отцов и прадедов.

Источники и литература

1. Смокотина Л. П. Из истории топонима «Кемерово» // «Балибаловские
чтения». – Кемерово, 1998.
2.  КОКМ. ОФ 7141–7155.
3. Егоров В. Н. Я душу распахну…: Сборник песен на стихи поэта
В. Фёдорова, Кемерово, 1998.
4. Софронов А. Некролог. Слово прощания. // «Литературная газета».
1984. № 17 (4979), 25 апреля.
5. Фёдоров В. Д. «Есть книг тома древнее, чем дома…» // Сочинения: в 5
тт. Т. 2. М., 1987
 
*
"Семейный ценности через музейный предмет".
Сборник тезисов докладов научной конференции.
Нижний Новгород. 2008. с. 36-39.