С любовью к балету. К году русского балета... Цикл

Натали Самоний
С ЛЮБОВЬЮ К БАЛЕТУ...
(тематический цикл)

1. БАЛЕРИНА
                Тот, кто терпеньем свыше наделён,
                Тот обречён в труде своём стать первым.
                Н.С.

В пуантах ножку выгнула как пунт –
Настоянным вином изящность линий.
Ах, как тернист, как труден к славе путь,
Как нелегко в балете стать богиней.
И тем вкуснее славы совиньон,
Прекрасным фуэте восторг душевный…
Тот, кто талантом свыше наделён,
Тот обречён в изяществе быть первым!
____________________________________________
*Пунт – выемка на дне бутылки.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2018/04/25/4377


2. ОСЕНЬ ВСТАЛА НА ПУАНТЫ…

Тучи – порванные банты –
Так похожие.
Цапля встала на пуанты,
Грустно клёкает:
– Через годик я вернусь,
Мои хорошие!
Пусть лягушкою в сердцах
Тоска не ёкает.

Осень встала на ПУАНТЫ –
К солнцу тянется.
В сердце ходики – куранты,
С грустью тикают.
Скоро пташек перелётных
Не останется…
Расставание дожди
Вот-вот накликают.

Натали САМОНИЙ
http://www.stihi.ru/2018/04/25/9294


3. ИЮНЬСКИЙ БАЛЕТ

Пушатся одуванчики,
Ведь май сошёл на нет.
Бредут ветра-шарманщики,
А в воздухе – балет:

В пуантах тянут пальчики
Цветы один в один,
Сменили сарафанчики
На пачки балерин.

Пушинки одуванчиков
Блистательно кружат,
Движеньями заманчиво
Притягивая взгляд.

Поют ветра-шарманщики,
Июнь в балет влюблён.
Танцуют одуванчики
Воздушный па д'аксьон*!
_____________________________________
                /
*Па даксьон. Па д’аксьон  (франц. pas – шаг,
танец и action – действие), танец в балете.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2013/03/14/8114


4. НОЯБРЬ

Измяты листопадные билеты,
Искусной осени разрушен мюзик-холл*:
Ни цирка, ни эстрады, ни БАЛЕТА...
Рассветный воздух леденящий, как ментол.

Не рукоплещут клёны и платаны,
На страсть эмоций не осталось больше сил.
И стихли сладкогласые фонтаны...
Гастроли осени ноябрь завершил.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2010/11/14/1217


5.О ВРЕМЕНИ И ДРУЖБЕ

КрУжит бесконечно
Время-балерина,
Стрелочки в пуантах,
Сцена – циферблат.
Фуэте по кругу,
Мощь неоспорима,
Как в балете русском
Выверен талант:

Время без ошибок
Лучших выбирает!
Кто синоним дружбе,
В жизни не предаст.
…Всех секундной ножкой
Время вымеряет,
Проверяя сущность,
Кто на что горазд.

Натали САМОНИЙ,
10.09.2016 г.,
http://www.stihi.ru/2016/09/10/7542


6. ЕЩЁ ЧУТЬ-ЧУТЬ…

Ещё чуть-чуть… Отстукивает время,
Что близок час ухода лета в Лету.
Заогнедышит лиственное племя –
Продолжит осень жизни эстафету.

Ещё чуть-чуть… Дыханьем индевелым
Окутаны под утро будут парки.
И солнце будет еле пожелтелым,
И без тепла… как звёздные фиалки.

Ещё чуть-чуть… Приблизит время зиму
И нА год канет осень тоже в Лету,
И станет в грусти мир подобен миму,
А снегопад – воздушному БАЛЕТУ.

Ещё чуть-чуть… И сменятся заставки,
Оставив зиму где-то в закулисье.
Сосулек вновь засветятся булавки,
Когда по цвету солнце будет лисье…

Ещё чуть-чуть… И снова будет лето!
И снова утро станет земляничным,
А поле в ковылях – длинноресничным…
Жизнь круглый год прекрасна для Поэта!

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2017/08/30/8781


7. МЕДУЗЫ
(загадка "Доскажи словечко")

В белых пачках БАЛЕРИНЫ
Под водой порхают.
Ну а выше – субмарины
Мирно проплывают.
Меж балетом и водою
Крепкие есть узы:
Скрыта сцена под волною,
Пляшут здесь – …
(МЕДУЗЫ!)

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2017/12/02/655


8. СВИНКА-БАЛЕРИНКА

Хрюшка Долли – мини-пиг,
Свинка-балеринка.
Носит шляпу и парик,
Ножки – не в ботинках,
Ведь копытца у неё
Будто бы пуанты…
В цирке Долюшка живёт,
У неё – таланты.

Но при этом – так скромна
Звёздная «царица».
Дивно хрюкает она –
Славная певица!
И пусть шея не тонка,
Талия – подавно,
У балетного станка
Долли так забавна!

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2018/05/18/5915


9.ЛЕБЕДИ
(загадка обычная)

Нет прекраснее картины,
Если птицы тут как тут:
В белых пачках балерины,
Нынче сценой – тихий пруд.
Шеи тянут грациозно,
Словно в небо, за звездой.
Не влюбиться – невозможно...
Только ножки под водой.
Яркий клюв – что цвет малины,
Что за птицы-балерины?
(ЛЕБЕДИ)

Натали САМОНИЙ
http://www.stihi.ru/2018/10/23/1821


10. ОСЕННИЙ БАЛЕТ

В апельсиновых юбках
КружАт балерины –
Это листьев прощальный
Щемящий балет.
Раставанье – не шутка,
Горче летней рябины...
Будут реки хрустальны,
Стихнет водный кларнет.

В пачках цвета шафрана
ТанцОвщицы вьются:
Черенки у листочков,
Словно руки парят...
Солнце вновь – Несмеяна,
В грусть сады окунутся.
Осень выдохлась – точка...
Глянь, снежинки летят.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2018/11/12/8878


11. МАРТОВСКИЕ ВЁСНЫ

Ах, мартовские вёсны –
Красотки в голубом!
И ночи пусть морозны,
Но оттепель грядёт.
Ах, мартовские вёсны –
Капели за окном.
Сердца от счастья росны:
Растаял грусти лёд!

Ах, мартовские вёсны!
Восторг – аквамарин!
Берёзы грациозны –
Натурщицы с холстов!
Ах, мартовские вёсны –
Изящность балерин,
Пейзажей русских – звёзды,
Достойные стихов!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2018/11/12/8270


12. А ДЕНЬ ПРЕМЬЕРАМИ БОГАТ...

А день премьерами богат:
С утра – зонтов цветных парад.
Они, что юбки балерин –
Танцует осень, гонит сплин.

А день премьерами богат:
Вновь на пуантах весь наш сад,
Сплошь иней – пачки героинь –
У яблонь образы богинь!

А день премьерами богат:
Уж слышен зимний аромат –
Над кофе вьющийся парок,
Как балерины пара ног.

А день премьерами богат:
То стылый дождь, то снегопад.
Снежинок крошечный балет
Зимы несмелой шлёт привет.

А день премьерами богат...
Вмиг листопад ушёл в закат.
Ноябрь бразды свои сдаёт –
И декабрю уже почёт.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2021/08/12/3188


13. КОШАЧИЙ БАЛЕТ

Посмотри: в пуантах ножки!
Свой окрас боготворю.
Ну и пусть, что я лишь кошка,
Но искусство так люблю!

Вот куплю я юбку-пачку –
И в балет тотчас пойду.
Пусть твердят, что я чудачка...
С неба я сорву звезду!

Па-де-де танцуют двое?
Так-так-так... Кого найти?
– Хватит нежиться в покое!
Ну-ка, Барсик, выходи!

Всюду есть кружки и школы
По дзюдо и карате,
И по теннису, футболу...
Где ж плясать нам фуэте?!

– Снова небо бирюзово,
Ивы в новенькой листве...
Ах, балет! – два милых слова.
Кошки пляшут на траве.

И, пожалуйста, без смеха!
Мурка кружит на ура!
Хвост балету – не помеха...
Хлопай громче, детвора!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2020/05/07/5665

*
"Па-де-де" - это балетный дуэт. Слово это французское ("pas de deux") и означает оно примерно "шаг вдвоём".
Па-де-де; или па-де-дё (фр. pas de deux [pa d; d;] досл. «шаг обоих»)

**
ФУЭТЕ;, нескл., ср. Фигура классического женского танца, состоящая в повороте на пальцах одной ноги и одновременном круговом движении в воздухе другой ноги.
[Франц. fouett;]


14. ДЕКАБРЬСКОЕ БЕЗВЕДРИЕ

Осенней тревогой
Наполнены полдни:
Пейзажи – без снега –
Печаль да тоска.
День серый, убогий,
Гризайлью исполнен…
Скрипучей телегой
Сквозняк у виска.

Простор волоокий,
Но больно угрюмый,
И в сотне слезинок
Окна скорлупа.
Осенней тревогой
Наполнены думы…
А в грёзах – снежинок
Воздушные па.
_______________________________
*Па – танцевальный шаг в балете.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2017/12/29/9032


15. ВЕСЕННИЙ БАЛЕТ

Снега нет давно,
Ни единой льдинки.
Настежь в сад окно –
Кружат БАЛЕРИНКИ:

В воздухе – балет –
Лепестки соцветий…
Солнцем день согрет
И скворцом воспетый.

Стынь – в небытие,
Сникли вьюг оргАны…
Дарят гран-плие
На ветру тюльпаны.

…Нет зимы давно,
Есть – балет садовый:
Танец за окном –
Снежно-лепестковый.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2021/10/10/7268

Гран-плие (фр. grand plie) — глубокое приседание с максимальным
сгибом коленного сустава, при этом пятки слегка отрываются от пола.


16. МАЛЕНЬКАЯ БАЛЕРИНА

В музее балета девчушка стояла,
Себя балериной она представляла,
И "ласточку" делая, будто бы прима,
Восторг вызывала: была несравнима!

И все посетители стыли, глазея,
Как будто привиделась с крыльями фея.
Потом подарила вдруг три пируэта...
Вмиг став восходящей звездою балета.

И пусть танцевать всем в музее негоже,
В ладоши смотрители хлопали тоже:
Ведь в аплодисментах мечта оживала...
Юлою девчоночка кружась, танцевала.

Натали САМОНИЙ, 2023 г.,
http://stihi.ru/2023/06/09/7019

*СТЫТЬ и СТЫ'НУТЬ.Разг. Неподвижно стоять.
**ПИРУЭТ, пируэ'т. Мужской род.
В танце: полный круговой поворот всем телом на носке одной ноги.
***СМОТРИТЕЛЬ, -я, м. Служащий, осуществляющий надзор, наблюдение за чем-л.,  Смотритель маяка. Смотритель музея.


17. ГРУСТНЫЙ БАЛЕТ

Птицы – эмигранты,
Грусти – градиенты.
Ивы – на пуантах,
В кронах – ветра ленты.

Из листвы "шопенки",
Словно из фатина...
Дни – к зиме ступеньки...
Осень – балерина,

Что в предзимнем танце –
Лебедь на закланье...
Сцена – в грустном глянце:
Слёзное сиянье.

Ведь вот-вот простится
Прима-балерина,
Перелётной птицей
Упорхув за клином.

В небесах нащиплет
Облаков пушинки...
Нам балет покажут
Первые снежинки.

...Снежные пуанты –
Зимние акценты,
Птицы – эмигранты...
Грусти – градиенты.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2023/09/25/5327


* ГРАДИЕНТ, градие'нт – это плавный переход с одного оттенка в другой.
**ШОПЕНКА, "шопе'нка".
Юбка-шопенка – вид балетной пачки.
***Заклание – ср. устар. 1. процесс действия по гл. заклать 2. Результат такого действия; жертвоприношение... (иноск.) на погибель.


18. БАРХАТЦЫ
(загадка обычная)

Ах, лепесточки бархатны –
И рыжие, и красные.
А наши детки грамотны
И знают: распрекрасные
До ноября на клумбочках,
До снежного покрова,
Сплошь балерины в юбочках,
Как мамы чернобровы.
Что это? (БАРХАТЦЫ).

Натали САМОНИЙ, 2023 г.,
http://stihi.ru/2023/11/02/2725


ИЗОБРАЖЕНИЕ:
http://ya2018.com/news/2018-god-russkogo-baleta/


19. АХ, ОСЕНИ УДВОЕННОЕ СЧАСТЬЕ!

Окончил август школу лета:
Осина – красный аТТестат.
В пруду лебёдушка ОдеТТа
Взрастила стайку лебедят.

Но к перелёту – оТТорженье,
Ведь знаменитости теперь:
Столицы нашей украшенье!
Пруд лебединый – в сказку дверь.

Тут ивы нынче в позолоте,
А листья – оТТиски лучей.
День каждый солнечный в почёте,
Дождливый день теперь – ничей:

Давно собрали урожаи...
Впредь редко встретишь баТТерфляй...
Листва вот-вот сорвётся в стаи...
К пруду спеши – и отдыхай.

Для птиц здесь плавает коТТеджик,
Их деревянный теремок,
Что в пору осени расцветшей,
В ненастье – милый островок.

Пусть чаще в инее рассветы,
Нет птичьих трелей ассорти...
Листвы летящей самоцветы –
Октябрьских сказок конфеТТи.

Погода – сплошь аТТракционы –
На дню меняется сто раз...
Но клумбы в огненных бутонах,
И пламень жизни не погас.

И чувств удвоенное счастье
Приносят пруд и листопад.
Душа у осени во власти:
Октябрь – отрада из отрад!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2022/09/09/5579

*ОДЕТТА, ОдЕтта. Главная героиня  балета «Лебединое озеро»
на музыку П. И. Чайковского, созданного по мотивам старинной
немецкой легенды о прекрасной принцессе, превращённой в
белого лебедя колдуном – рыцарем Ротбартом,
которую спасает принц Зигфрид.

Данное произведение подходит для изучения темы по русскому языку
"Слова с удвоенными согласными".


20. ИЛЗЕ ЛИЕПА (акростих)

И/ сколько ей дано таланта!
Л/елеет сердце Терпсихора.
З/латой оправой бриллианта
Е/ё краса – не блеск "декора".

Л/уна и Солнце освещают –
И/ льются реки восхищенья,
Е/й рукоплещут поколенья...
П/егасы сказки навевают...
А/ристократка – от рожденья!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2024/03/08/5337


21. ДОТРОНУТЬСЯ ДО НЕБА
            Посвящается звёздам балета.

День за днём – всё дублет за дублетом,
Экзерсис, мастер-класс – день сурка.
Нелегко быть артистом балета:
В вечных па от станка до станка.

Миг премьеры – души обновленье,
Виртуозность – прыжок в облака;
Жизнь в полёте – вот пик наслажденья:
Словно Бога коснулась рука!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2024/02/29/6871

*ЭКЗЕРСИС, экзерси'с – комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца,
**ДУБЛЕТ, дубле'т. (фр. doublet double удвоенный) – второй экземпляр какой-л. вещи; один из двух одинаковых предметов.


22. ЛЕТНИЕ СНЕЖИНКИ

Ах, соцветье – пачка балеринки!
Клумба – сцена будто, понарошку.
Георгины – летние снежинки,
Лишь не уместишь их на ладошку.

Снегопадов летом не дождаться,
Так желанна лёгкая прохлада...
Георгином снежным любоваться
В знойный день – сердечная услада!

Ах, соцветье – пачка БАЛЕРИНКИ!
Фукси, блонд и алые рубины –
Сплошь большие летние снежинки,
Разноцветье дарят георгины!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2022/06/22/551

*В упомянутом выше слове ударение падает на слог
с буквой И — уместИшь.


***
2018 – год русского балета

В последние годы в России прочно утвердилась практика каждый год посвящать какому-то значимому событию или явлению в жизни страны. Особенно восторженно граждане РФ воспринимают годы, приуроченные к событиями из сферы искусства, поэтому в России с таким размахом празднуют юбилеи великих композиторов, поэтов, художников и писателей. В рамках торжественных мероприятий во всех крупных городах организуются фестивали и выставки, которые помогают всем желающим приобщиться к прекрасному.

2018 год не стал исключением из данного правила – новый календарный период пройдет в России под покровительством музы Терпсихоры, и будет посвящен искусству балетного танца. Кроме того, Россия будет отмечать 200-летний юбилей со дня рождения одного из главных популяризаторов и вдохновителей русской балетной школы – Мариуса Петипа, который внес неоценимую лепту в дело прославления российской балетной хореографии во всем мире.

Правительство уже заявило о множестве мероприятий, которые будут проведены в 2018 году. Всех поклонников и ценителей искусства балетного танца ожидает время, наполненное лучшими хореографическими постановками, премьерами, фестивалями, конкурсами и гастрольными мероприятиями. Давайте узнаем, как русский балет стал визитной карточкой страны, и поговорим о том, какие мероприятия к юбилею Петипа запланированы в 2018 году.

Из истории русской балетной школы
Балетная хореография в Российской Империи, согласно мнению историков, зародилась еще в 17 столетии, когда в 1675 году во дворце монарха Алексея Михайловича состоялась премьера балета «Орфей». Спустя полвека в Северной Пальмире было основано военизированное заведение для молодых дворян, названное Сухопутным шляхетным корпусом, – которое, как ни парадоксально это звучит, стало впоследствии колыбелью российского балетного искусства. В числе прочих дисциплин выпускники заведения осваивали под руководством Жана Батиста Ланде бальные танцы, чтобы не посрамить отечество на приемах.

Сегодня историки считают его непосредственным основоположником российского балетного мастерства – именно Жан Батист в мае 1738 года основал школу балета. Его хореографическое заведение стало не просто первым в России, но и существует до сих пор – сегодня оно известно россиянам, как русская балетная Академия русского имени А.Я. Вагановой. При первом наборе в школу была принята дюжина мальчиков и девочек, которые набирались из простого сословия.

Следующий толчок в развитии российской балетной хореографии случился во времена Елизаветы Первой. В этот период Ланде основал полноценную труппу танцоров, которым стали платить гонорар за выступления. В августе 1759 года российское дворянство впервые узрело балет, получивший название «Прибежища добродетели». Постановка Ланде, приуроченная победе в военной кампании у Франкфурта и именинам императрицы, произвела фурор у российской знати.

После вступления на престол Екатерины II балетное искусство стало еще больше популяризироваться – в постановках принимал участие сам престолонаследник Павел. В это же время зародилась традиция иметь собственную балетную труппу – такой роскошью могли похвастаться многие российские знатные особы и крупные помещики. Обычно труппа набиралась из детей крепостных, для обучения которых приглашали французских и австрийских хореографов.

Царствование Павла I ознаменовалось еще одним значимым событием – российскую императорскую труппу впервые возглавил не заморский хореограф, а балетмейстер русского происхождения – Иван Вальберх, который, хотя и придерживался традиций французской школы, внес в эту сферу творчества свежую нотку с истинно русским духом. В 19 столетии, когда на престол взошел Александр I, дальнейший толчок к развитию русской балетной школы задал французский хореограф Карл Дидло, приехавший в страну в 1801 году.

Именно в этот период российский балет достиг небывалой популярности и распространенности, что позитивно сказалось на совершенствовании мастерства танцоров. Постановки великого мастера восхищали Державина, Пушкина и Грибоедова, а имена балерин Авдотьи Истоминой и Екатерины Телешовой неоднократно упоминались в произведениях этих мастеров слова. Все мы помним эти слова Александра Сергеевича: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Итомина…»

Не отказал в высоком покровительстве балету и следующий российский монарх, Николай I – этот вид сценического мастерства в период его правления продолжал играть ведущую роль в стране. На подмостках театров блистали приглашенные звезды, в числе которых нужно упомянуть всемирно известные имена прим Габриэль Иелла, Марии Тальони, Луизы Флери, Карлотты Гризи и Розы Гиро.

После вхождения на престол императора Александра II национальная балетная школа начинает делать ставку на собственные таланты – поклонники восхищаются Надеждой Богдановой, Марией Суровщиковой-Петипа, Марфой Муравьевой, Клавдией Канцыревой. Именно в этот период (с 1847 года) балетную школу страны возглавил юбиляр 2018 года Мариус Петипа, который сначала покорил сердца поклонников изящного искусства в качестве ведущего солиста сцены.

Попав на стезю хореографа, Петипа поставил более семи десятков балетов, в числе которых нужно упомянуть «Дочь фараона», «Дона Кихота», «Баядерку», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Арлекинаду». Он возвел это искусство в абсолют и заложил основы современной академичности. Стройность, хореографичность, точность и синхронность балета Петипа сделала его известным во всем мире, а пиком творчества хореографа был назван период его сотрудничества с великим композитором Чайковским.

Совместные постановки мастеров танцевального и музыкального жанров обладали той легкостью, драматичностью и одухотворенностью, которые может продемонстрировать балетный танец в своем высочайшем воплощении. Именно Петипа сделал балет визитной карточкой империи, увековечив себя, а танец его времен был назван пиком расцвета балетного искусства России.

В эпоху Александра III балетные представления проходили в Северной Пальмире по несколько раз в неделю, собирая полные залы поклонников. Публика была в восторге от танцевальных партий, представленных Варварой Никитиной, Екатериной Вазем, Евгенией Соколовой и Марией Андерсон.

В начале 20 столетия список прим пополнился новыми именами – ведущие партии были отданы Ольге Преображенской, Вере Трефиловой, Марии Кожуховой. Балет приобрел новые грани и воплотился в инновационных формах – в «Египетских ночах», «Петрушке», «Карнавале» и «Половецких плясках» хореограф Михаил Фокин опробовал и внедрил в моду одноактовые постановки с постоянно сменяющимся действием и выраженной динамикой танца.

Последующая популяризация русского балета связана с именем Сергея Дягилева – именно он организовал на парижских сценах сезоны, которые со временем стали называться его именем. После революции 1917 года многие мастера хореографии отбыли в эмиграцию, однако это не снизило интенсивность развития балетной хореографии – только, к сожалению, уже за границей.

В это время под руководством А.Павловой, Л.Фокина и Б.Романова русский балет обрели новый дом в школах западноевропейских государств и США. Впрочем, в новой России база балетной хореографии также уцелела, а мастера-хореографы получили возможность поэкспериментировать, наполнив свои балетные постановки революционной тематикой. Одним из лучших мастеров этого времени считается К.Голейзовский – новатор, внедривший в балетную практику эстрадные и хореографические миниатюры на сцене Большого театра.

Балет стал драматическим, многоактным, а в основу многих постановок были положены известные образцы литературного наследия – как в «Бахчисарайском фонтане» и «Утраченных иллюзиях» Р.Захарова или в «Кавказском пленнике» Л.Лавровского. В 30-е балетные труппы возникают практически во всех крупных городах страны, однако через несколько десятилетий популярность этого искусства начала снижаться. Впрочем, это не помешали развитию хореографии и появлению новых звезд – М.Плисецкой, Р.Стручковой, Н.Фадеечева.

Балет доказал свою жизнеспособность, а мастера того времени (прежде всего, Л.Якобсон, М.Барышников, И.Колпакова, Н.Сорокина) пополнили копилку этого вида искусства новыми и возрожденными видами постановок – балетом-плакатом, балетом-сатирой, балетной симфонией и миниатюрами. Сегодня русский балет остается одним из самых любимых и востребованных видов искусства, так что 2018 год должен стать периодом очередного триумфа музы Терпсихоры.

Правительственные инициативы к Году балета
Слова о том, что 2018 год будет посвящен российскому балетному наследию и двухсотлетнему юбилею с рождения великого хореографа Мариуса Петипа, озвучила Ольга Голодец на Международном форуме, посвященном вопросам культуры. Зампред российского правительства возглавила заседание в стенах балетной Академии им. А.Вагановой и сообщила, что правительство решило приурочить новый год этому высокому искусству, чтобы вновь приковать внимание к русской балетной школе – как в стране, так и за ее пределами.

Для организации мероприятий и выработки общей концепции торжеств были приглашены балетные мастера французской и других мировых школ, в частности – из Марселя, являющегося родиной танцмейстера. Кроме того, Голодец отметила, что балетные мероприятия должны выйти за рамки ведомства, отвечающего за культуру – зампред правительства сообщила о планах подключить к разработке праздничной концепции и Минобразования России.

Такое решение было принято после проведения опроса. Оказалось, что большая часть школьников не знакома не только с творчеством Петипа, но и с именами великих русских танцовщиков и танцовщиц. Единственными знатоками имен и постановок оказались дети, живущие поблизости от Большого и Мариинского театров, а также юные дарования балетных школ. Итогом обсуждения, связанного с данным опросом, стала особая инициатива Минобразования.

Было решено провести мероприятия по популяризации балета во всех территориальных субъектах страны, включая общеобразовательные учреждения Сахалина и Камчатского края. Для реализации этой цели в 2018 году в программу по мировой культуре будут введены темы, раскрывающие исторические вехи в становлении и развитие русской балетной хореографии, а также повествующие о жизни и творческом наследии Мариуса Петипа. На уроки предлагается приглашать профессионалов балетной сцены, которые расскажут школьникам о важнейшей компоненте национальной культуры.

Кроме того, Академия балета предложила открыть мемориальную доску Мариуса Петипа. Ректор данного хореографического заведения – Николай Цискаридзе, – пообещал принять непосредственное участие в подготовке печатных материалов и проведении фестивальных мероприятий не только в Северной Пальмире и столице, но и в других городах. По его словам, 2018 год может поспособствовать не просто сохранению, но и приумножению балетного наследия страны. Для реализации заявленной цели Академия откроет филиал во Владивостоке.

Перечень запланированных мероприятий

Следствием правительственной инициативы стал целый ряд мероприятий, посвященных как балетному искусству, так и хореографу Петипа. Участниками действ и приглашенными гостями станут выдающиеся представители мировой и российской балетной школы. В числе мероприятий заявлены:

многочисленные постановки и творческие вечера. Например, на базе детских школ искусств будут организованы просветительские лекции-концерты и тематические вечера хореографии;
областные концерты учеников хореографических школ;
выставки тематического детского рисунка;
областные конкурсы детских балетных коллективов;
творческие лекции, сопровождающиеся просмотром фрагментов известнейших балетов;
книжно-иллюстративные выставки, приуроченные 200-летнему юбилею Петипа;
уроки и классные часы в общеобразовательных учреждениях, на которых школьникам расскажут о выдающихся достижениях русского балета и творчестве французского хореографа, который за свои успехи был удостоен подданства Российской империи;
петербургская выставка достижений балетной школы;
научная конференция, посвященная перспективам развития балетной хореографии, под названием«Мариус Петипа на мировой сцене»;
международная тематическая выставка «Петипа. Танцемания», которая будут проходить в Центральном выставочном зале «Манеж». Ее подготовят для поклонников балетной хореографии специалисты из Санкт-Петербургского государственного музея, проводящего экспозиции из жизни театрального и музыкального искусства;
гала-шоу, состоящее из балетных дивертисментов, заявленное на 2 июля 2018 года в стенах Государственной академической капеллы Северной Пальмиры;
масштабный концерт-балет на базе театров Санкт-Петербурга, в котором будут принимать участие как российские, так и зарубежные хореографы и танцовщики. Зрителям обещаны современные постановки и возрожденные балеты в лучших традициях школы прошлых веков;
балетные конкурсы общефедерального и международного значения;
международный фестиваль балетной хореографии «Мариинский»;
в московском Большом театре обещают продемонстрировать классическое виденье «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика», которые пользуются неизменной любовью зрителя;
памятная акция и концерт в Марселе, в которой примут участие российские хореографы и артисты балетных школ и трупп;
торжественное мероприятие по переименованию одного из скверов Санкт-Петербурга в честь Мариуса Петипа;
балетные мастер-классы для желающих, которые будут организованы по всей стране.
Праздничные мероприятия стартуют уже в 2017 году, анонсируя программу на будущее и приглашая иностранных туристов посетить масштабное действо. Так, артисты балета Мариинского театра представили на подмостках вашингтонского театра Кеннеди Центра классическую постановку «Баядерка».

Подробную программу мероприятий и места их проведения можно будет отслеживать на официальном сайте Министерства культуры в разделе, посвященном культурной жизни регионов РФ, а также на порталах территориальных администраций. В итоге правительство надеется, что 2018 год напомнит россиянам о великих достижениях русского балета, и сделает этот вид искусства популярнее в широких массах, позволив насладится хореографической сказкой и волшебством не только давним ценителям высокого мастерства.

ИСТОЧНИК:
http://ya2018.com/news/2018-god-russkogo-baleta/