475-477. Арсений Тарковский

Календарь Знай-Наших
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 475–477

АРСЕНИЙ ТАРКОВСКИЙ
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – 
1907, Елисаветград –1989, Переделкино, Московской обл.

Гражданскую войну увидел детскими глазами, оказавшись внутри ее кровавого вихря.  Вспоминал, что
когда-то  по голове его погладила сама атаманша Маруся.  Путь к признанию был мучителен, извилист.
В  1925–1929 годах  учился  на   Высших  литературных   курсах.  Но   с  1932  года занимался  главным
образом переводами классической поэзии Востока. Первый собственный сборник вышел лишь в 1962-м
(«Перед снегом»).  Это  был  триумф  в  московских  интеллектуальных  кругах.   Высокая  поэтическая
культура Тарковского была несомненна. Поддержал многих молодых поэтов своим добрым  напутстви-
ем.   Рядом   с   его   могилой   в   Переделкине    оставлено   место  для  возвращения   праха  его  сына –
кинорежиссера Андрея Тарковского,  похороненного  в  Париже.  В  его  знаменитый  фильм  «Зеркало»
включены стихи отца.

(1)
. . . . . . ПОРТНОЙ  ИЗ ЛЬВОВА,  ПЕРЕЛИЦОВКА  И  ПОЧИНКА
             (Октябрь 1941)
.
С чемоданчиком картонным,
Ластоногий, в котелке,
По каким-то там перронам,
С гнутой тросточкой в руке,
.
Сумасшедший, безответный,
Бедный житель городской,
Одержимый безбилетной,
Неприкаянной тоской
.
Не из Лодзи, так из Львова,
Не в Казань, так на Уфу.
–Это ж казнь, даю вам слово,
Без фуфайки, на фу фу!
.
Колос недожатой нивы
Под сверкающим серпом.
Третьи сутки жгут архивы
В этом городе чужом.
.
А в вагонах – наркоматы,
Места нет живой душе,
Госпитальные халаты
И японский атташе.
.
Часовой стоит на страже,
Начинается пальба,
И на город чёрной пряжей
Опускается судьба.
.
Чудом сузилась жилетка,
Пахнет снегом и огнём,
И полна грудная клетка
Царским траурным вином.
.
Привкус меди, смерти, тлена
У него на языке,
Будто царь царей из плена
К небесам воззвал в тоске.
.
На полу лежит в теплушке
Без подушки, без пальто
Побирушка без полушки,
Странник, беженец, никто.
.
Он стоит над стылой Камой.
Спит во гробе город Львов.
Страждет сын печали, самый
Нищий из ее сынов.
.
Ел бы хлеб, да нету соли,
Ел бы соль, да хлеба нет.
Снег растает в чистом поле.
Порастет полынью след.
. . . .
1947
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
 (2)
. . . . . ЕЛЕНА  МОЛОХОВЕЦ
                ...после чего отжимки можно от-
                дать на кухню людям.
                Е. Молоховец.
                Подарок молодым хозяйкам. 1911
.
Где ты, писательница малосольная,
Молоховец, холуйка малохольная,
Блаженство десятипудовых туш,
Владетелей десяти тысяч душ?
В каком раю? чистилище? мучилище?
Костедробилище? А где твои лещи
Со спаржей в зеве? раки бордолез?
Омары Крез? имперский майонез?
Кому ты с институтскими ужимками
Советуешь стерляжьими отжимками
Парадный опрозрачивать бульон,
Чтоб золотым он стал, как миллион,
Отжимки слугам скармливать, чтоб ведали,
Чем нынче наниматели обедали?
.
Вот ты сидишь под ледяной скалой,
Перед тобою ледяной налой,
Ты вслух читаешь свой завет поваренный,
Тобой хозяйкам молодым подаренный,
И червь несытый у тебя в руке,
В другой – твой череп мямлит в дуршлаге.
Ночная тень, холодная, голодная,
Полубайстрючка, полублагородная...
. . . .
1957
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
 (3)
. . . . . . ПЕРВЫЕ СВИДАНИЯ
.
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.
.
Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: «Будь благословенна!» –
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою  тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.
.
А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И – боже правый! – ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало царь.
.
На свете всё преобразилось, даже
Простые вещи – таз, кувшин,– когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.
.
Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
. . . .
1962
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
 (4)
. . . . . . ПОЭТ
.                Жил на свете рыцарь бедный...
.
Эту книгу мне когда-то
В коридоре Госиздата
Подарил один поэт;
Книга порвана, измята,
И в живых поэта нет.
.
Говорили, что в обличье
У поэта нечто птичье
И египетское есть;
Было нищее величье
И задерганная честь.
.
Как боялся он пространства
Коридоров! Постоянства
Кредиторов! Он, как дар,
В диком приступе жеманства
Принимал свой гонорар.
.
Так елозит по экрану
С реверансами, как спьяну,
Старый клоун в котелке
И, как трезвый, прячет рану
Под жилеткой из пике.
.
Оперённый рифмой парной,
Кончен подвиг календарный,–
Добрый путь тебе, прощай!
Здравствуй, праздник гонорарный,
Чёрный белый каравай!
.
Гнутым словом забавлялся,
Птичьим клювом улыбался,
Встречных с лёту брал в зажим,
Одиночества боялся
И стихи читал чужим.
.
Так и надо жить поэту.
Я и сам сную по свету,
Одиночества боюсь,
В сотый раз за книгу эту
В одиночестве берусь.
.
Там в стихах пейзажей мало,
Только бестолочь вокзала
И театра кутерьма,
Только люди, как попало,–
Рынок, очередь, тюрьма.
.
Жизнь, должно быть, наболтала,
Наплела судьба сама.
. . . .
1963
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
 (5)
. . . . . . * * *
Как сорок лет тому назад,
Я вымок под дождем, я что-то
Забыл, мне что-то говорят,
Я виноват, тебя простят,
И поезд в десять пятьдесят
Выходит из-за поворота.
В одиннадцать конец всему,
Что будет сорок лет в грядущем
Тянуться поездом идущим
И окнам мелькать в дыму,
Всему, что ты без слов сказал,
Когда уже пошёл состав.
И чья-то юность у вокзала
От провожающих отстав,
Домой по лужам как попало
Плетется, прикусив рукав.
. . . .
(1969)
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
 (6)
. . . . . . * * *
.
Я, как мальчишка, убежал в кино.
Косая тень легла на полотно.
.
И я подумал: мне покоя нет.
Как бабочка, трещал зеленый свет.
.
И я увидел двухэтажный дом
С отворенным на улицу окном,
.
Хохочущую куклу за окном
С коротким носом над порочным ртом
.
А тощий вислоусый идиот
Коротенького за руку ведет,
.
Другой рукою трет себе живот,
А коротышка ляжками трясет.
.
Тут кукла льет помои из окна,
И прыгает от радости она.
.
И холодно, и гадко дуракам,
И грязный жир стекает по щекам.
.
И Пат смешон, и Паташон смешон,
Но Пату не изменит Паташон.
. . . .
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
 (7)
. . . . . . * * *
.
Меркнет зрение – сила моя,
Два незримых алмазных копья;
Глохнет слух, полный давнего грома
И дыхания отчего дома;
Жёстких мышц ослабели узлы,
Как на пашне седые волы;
И не светятся больше ночами
Два крыла у меня за плечами.
.
Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово.
. . . .
(1977)
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

                // дополнительные биографические сведения:

                Арсений Александрович Тарковский
                родился – 25 июня 1907, (Елисаветград, Херсонская губерния)
                умер       – 27 мая 1989, (Москва)
                прожил  – 81 год
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . З Н А Й « Н А Ш И Х « ! . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc00001
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сергей Мигаль Екб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc001