Моголь птица в русских сказаниях. Гриф. Грифон

Таня 5
Моголь птица. Грифон. Гриф птица. Птице собака. Ногай. Гриб птица. Сказочный персонаж. В русской сказке она переносит Ивана-царевича к Ненаглядной Красоте. Воображению народа это существо представляется наполовину птицей (голова и крылья у него орлиные), наполовину зверем (туловище и ноги льва). Перья у этого птице зверя заострены, как стрелы; когти и клюв у него — железные. Величиною он — с гору. Гриф-птица носит в наших преданиях разные имена: Моголь, Ногай, Гриб-птица (искаженное гриф), но ясно, что этот образ пришел к нам из переводных сказок, изрядно при этом обрусев. Изредка упоминается в сказаниях также грифон — могучая птица-собака. В одном пересказе русской сказки Птица Моголь переносит Ивана-царевича к Ненаглядной Красоте. Камнем шибается к звездам птица Моголь, и -перо, кипя смолою, падает счастливому.
Немало причудливых существ породили славянские мифы и легенды. В некоторых из них — огромная, наделенная недюжинной силой птица Могол. Она является олицетворением Нави, воплощением хтонической силы. Но ее можно приручить, поставить себе на службу.
Могол — чудесная птица, неоднократно упоминаемая в славянских мифологических и фольклорных текстах.  Птица Могол обладает, помимо огромной силы и быстроты, впечатляющего размаха крыльев, еще и способностью перемещаться между тремя мирами — Правью, Явью и Навью. Само название «Могол» происходит от слова «мощь». Несмотря на то, что эта птица-великан является порождением Нави, назвать ее однозначно злой нельзя. Как и многие существа в мифах наших предков, птица Могол несет значение добра и зла одновременно.
"Унялась погода, летит большая птица Могол. Прилетела, под дуб села и спрашивает птенцов: «Детушки мои милые, не убила ли вас погодушка-ненастье?» «Не кричи, мать, нас оберег русский человек, своим кафтаном укрыл». Птица Могол спрашивает Ивана-царевича: «Для чего ты сюда попал, милый человек»?"

В ряде легенд Могол или подобная ему крупная птица является оборотнем поневоле, заколдованным человеком:

Птица говорит человеческим голосом: «Не бей меня, я такой же человек, только заколдованный, лучше возьми меня к себе». Взял его купеческий сын к себе, поил-кормил… Прошло время. «А теперь, — сказал орел, — вытряхни меня из этой шкуры». И как шкура с него слезла — стал он статным добрым молодцем…

В Египте гриф - символ богини матери, пожирающей плоть умершего, рождающей живое яйцо и вновь готовой поглотить того, кто в конце земного пути.

Многие древние народы считали грифа священной птицей. В Вавилоне, Ассирии, Древнем Египте главные божества изображались с головой грифа. Одна из египетских богинь носила имя Мут, что в переводе означало «гриф».

Мут изображалась в виде женщины в объединённой короне пшент и грифом — её иероглифом — на голове.

 Мут (егип.  — «мать»)

 Среди её имён также «богиня-мать», «царица богинь», «владычица (царица) неба», «матерь богов». Постоянный эпитет Мут — «владычица озера Ишру», по имени священного озера при её храме, выстроенном Аменхотепом III к северо-востоку от главного Карнакского храма и соединённом с ним аллеей сфинксов.

           Как Иван - Царевич Красоту искал.

Жил царь с царицею. У их не было сына. И вот наконец дождалися. Он рос не по дням, а по часам. И вот царь ево послал в сваты на конец света, чтобы высватал ненаглянную красоту. Вот ён приезжае к бабушке, привязал коня к менному кольцу и вошел в избу. Тут старуха раскричалася: ты никаково кольца не стоишь — не то што менново. И стала расспрашивать: «Куда ты едешь?» Он говори: «Бабушка, прежде накорми-напой, потом в постель уложи — тогда и спрашивай». Вот он лег спать и стал рассказывать. «Не видала ли ты такую красоту, которая живет на конце света?» Она говорит: «Я слыхом не слыхала и видом не видала такой красоты!»

Потом встал поутру рано, отвязал коня от менново кольца и поехал в путь-дорогу. К вечеру приезжает ко дворцу, привязал коня к серебряному кольцу, вошел в избу. Тут старуха раскричалася: «Ты менново кольца не стоишь, а к серебряному привязал!» И начала спрашивать: «Куда ты едешь?» Он говорит: «На конец света, сосватать ненаглянную красоту». И говорит: «Не видала ли ты ее?» Она говорит: «Я видом не видала и слыхом не слыхала. Ложись спать, утро вечера мудре;нее». Вот он лег спать. Старуха поутру и будит, говорит: «Пора вставать». Он встал, умылся и поехал в путь-дорогу.

Ехал-ехал, наступает вечер, приезжает к разваляшшему дворцу, привязал коня к золотому кольцу и вошел в избу. Старуха на ево и раскричалася: «Ты менного кольца не стоишь, а к золотому привязал». И стала расспрашивать: «Куда ты едешь?» Он говорит: «На конец света — сосватать ненаглянную красоту». Она его накормила-напоила, в постель уложила и говорит: «Ложись спать, утро вечера мудре;нее».

Вот он поутру встал рано, умылся, оделся и вышел с ней на крыльцо. Она на землю поглядела и крикнула диким голосом: «Рыбы и гады, идите сюда!» Они пришли. Она их спрашивает: «Не видали ли вы ненаглянную красоту, которая живет на конце света?» Рыбы и гады отвечают ей: «Мы видом не видали и слыхом не слыхали такой красоты». Она поглядела на небо и крикнула диким голосом: «Что есть птиц, слетайтесь сюда!» Оны прилетели. Она стала их спрашивать: «Не видели ли вы ненаглянной красоты, которая живет на конце света». Они ей отвечают: «Мы видом не видали и слыхом не слыхали такой красоты». Только они вошли в избу, старуха и царевич, прилетела мого;ль-птица, вся изба и затемнела сразу. Вышли оны на улицу, говорят: «Моголь-птица, где ты проживала?» Она им отвечает: «Я проживала в диком лесу». Старуха спрашивает у неё: «Не видала ли ты ненаглянной красоты, которая живет на конце света?» Она им отвечает: «Видала». Старуха и говорит ей: «Сколько есть у вас сил, довезите Ивана-царевича дотули». Она согласилась.

Иван-царевич пошел в кузницу, сковал длинное копье и купил бочку мяса и бочку винца. Положил на нее две бочки и сел сам. Вот оны полетели: как она оглянется — он положит на копье мяса и дасть ей в рот. Вот она проглотит сразу ево. Как оглянется — он опять положит на копье мяса — опять дасть ей. Потом скормил ей этих две бочки, прилетели в болото. Иван-царевич и говорит: «Моголь-птица, давай здесь опустимся». Моголь-птица ему отвечает: «Што ты надумал? Мы с тобой здесь ввязнем». Они пролетели это болото. Она как оглянется — он вырезал свои икры — подал ей свои икры. Вылетели на лишину[1], опустилися на землю. Иван-царевич слез с моголь-птицы, он пошел, хромает. Моголь-птица ему и говорит: «Чяво вы хромаете, Иван-царевич?» Он ей отвечает: «Я вырезал свои икры да вам отда;л». Она в этот же миг выплюнула ево икры и сразу ему отдала. Иван-царевич их приставил и пошел как новый и опять кривлять[2] не стал.

Пришел он к бабушке-задворё;нке[3] и говорит: «Бабушка, не видала ли ты ненаглянной красоты, которая живет на конце света». Она ему отвечае: «Ложись спать. Утро вечера мудре;нее». Е;н лег спать. Наутро старуха ево будит: «Вставай, пора в церкву идти». Он встал, умылся, оделся и пошел в церковь. Пришел в церковь — а она к ему и встала сбоку, ненаглянная красота. Потом отошла обення, пошел он домой.

Пришел к бабушке-задворё;нке. Бабушка ево и спрашивает: «Видал ненаглянную красоту?» Он отвечает: «Я видом не видал таких и слыхом не слыхал!» «Ну, говорит, ложись спать, завтра я тебя рано разбужу». Вот он лег. Бабушка-задворенка [не «ё»] ево и будит поутру. «Вставай, Иван-царевич, пора в церков идти». Вот он встал, умылся, оделся и пошел. Пришел в церков — она уже там. Она пришла к нему и стала рядом. И оны начали говорить. Он ену сосватал. Он взял ону с церкви и пошли с ней вместе к бабушке-затворёнке. Справились оны там и — в путь-дорогу. Взяли своего коня и поехали. Доехали до зеленова дубу, Иван-царевич лег отдохнуть и заснул и проспал долго. Ненаглянную красоту украл Кащей Бессмертный. Он проснулся и хватился — ненаглянной красоты уже нет. Он заплакал и пошел. Наконец, он догадался, что у Кащея Бессмертного красота.

Вот Кащей Бессмертный встал рано и ушел на войну. Иван-царевич прокрался к ненаглянной красоты. Она как увидела ево и бросилась на шею. Он и стал ей говорить: «Спроси у Бессмертного Кащея, где смерть ево положена». Вот он ушел. Приходе Кащей Бессмертный и говорит: «Кто-нибудь у тебя был, наверно, Иван-царевич». Она и говорит ему: «Если он был, так караульте вы, если он придет, а я ево и в глазы не видала». Сели ись оны — она и спрашивает: «Кащей Бессмертный, где смерть твоя?» — Он говорит: «Моя смерть положена в венке[4]». А сам засмеялся. Он потом ушел на войну, поутру.

Приходи Иван-царевич и говорит: «Расспросила, где смерть у Кащея Бессмертного?» Она говорит: «Расспросила. Он мне сказал: „Смерть моя в венке“, а сам засмеялся». Вошел Иван-царевич домой. Приходит Кащей Бессмертный и говорит: «Верно у тебя Иван-царевич был?» А она говорит: «Я вам несколько раз говорила, что не было». Расспросила она про смерть: «Где твоя смерть? Скажи правду мне». — «Ну, говорит, моя смерть в озере во пне, во пне яйцо, а в яйце моя смерть». Вот он вошел на войну.

Иван-царевич и приходит к ненаглянной красоте, говорит: «Сказал тебе Кащей Бессмертный, где смерть евоная лежит?» Она и говорит: «Он мне сказал: „Моя смерть — в озере пень, во пне яйцо, в яйце смерть“». Вот он пошел к озеру, Иван-царевич, и стал кричать: «Рыбы, идите сюда и тащите пень!» Оны приташшыли. Иван-царевич взял пень, поднял кверху и бросил на землю — пень разлетелся, яйцо вывалилось оттуда. Он взял это яйцо и пошел к Кащею Бессмертному. Пришел к нему и стал яйцо переворачивать с одной руки на другую. Кащей Бессмертный тогда глаза вытращил и стал переворачиваться [т. е. перекидываться] с угла на уго;л. Тогда Кащей Бессмертный стал совсем затряхываться[5] и помёр.

Тогда Иван-царевич взял ненаглянную красоту и пошел домой. Пришли домой. Царь с царицей не нарадуются, и царь сыну отдал полцарства, и стали оны жить с ненаглянной красотой. Вся.

1 Лиши;на — Сухое, голое место.
2 Кривля;ть — То же, что хромать.
3 Бабушка-задворё;нка — живущая за дворами в одиноко стоящей избушке.
4 Вено;к — Веник.
5 Затря;хываться — Трепетать, задыхаться.


Могол - могучая птица, унесшая Сурицу с горы Березань, чтобы оживить Перуна. Она же вынесла из подземного царства Велеса. Вслед за Вороном стаей чёрною, мрачным видением, с криком громким и жалобой горестной поднялись птицы Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол - птицы грозные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Потемнело от птиц Солнце Красное, воронье над полями заграяло, закурлыкали черные лебеди, а сычи и совы заухали. Однажды птица Могол вынесла Велеса на Землю, когда он, брошенный названными братьями Горыней, Дубыней и Усыней, остался в бездонном колодце в царстве подземном. Велес стал искать выхода из царства, и тут увидел, как Змей крадётся по дереву к птенцам беззащитным птицы Могол. Убил тогда Велес Змея. А прилетевшая после Могол за это вынесла Велеса на поверхность Земли. Велес на дорогу взял с собой еды и воды для Могол и кормил её в пути. В конце дороги у него не осталось ничего и он отрезал икры со своих ног и скормил их Могол. Когда прилетели, птица Могол вернула Велесу его икры и они сразу приросли на место.