Коэволюция человека и вселенной

Фатхула Джамаль
КОЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ВСЕЛЕННОЙ.
(ПРИНЦИПЫ  КОСМОРЕАЛИЗМА ПРОНИКАЮТ В СОВРЕМЕННУЮ  ФИЛОСОФИЮ).

Доктрина Космореализма, разработанная Королём Поэтов Фатхулой Джамалем начинает активно проникать в науку, философию и в мировоззрение  современного социума в целом. Мы публикуем фрагмент из книги современного философа Я. Яскевича "Основы философии", где своеобразно излагаются некоторые идеи Космореализма.

                3.2. Бытие человека в мире
Общеизвестной и понятной всем истиной является существование человекав огромном и сложном мире, в который он вписан всю свою жизнь. Человек выступает в качестве субъекта, носителя целой системы бытийных отношений, которые связывают его с другими вещами, явлениями, людьми.

Поэтому человек есть "существо, зависящее от тысячи условий", и понять его можно только "исходя из его встроенности в целостность реального мира"[26]. В этом смысле человека можно рассматривать в качестве элемента трех важнейших сфер мировой реальности - Вселенной, природы, общества.

                Человек и Вселенная
Человечество всегда являлось (и будет являться - если не погибнет)
своеобразным гражданином Космоса, Вселенной и в первую очередь той огромной звездной системы (галактики), которая называется Млечным путем (или нашей Галактикой).

Осознание этого факта пришло в философию давно:
уже древние греки рассматривали человека как элемент Космоса, неразрывно связанный с ним и испытывающий на себе его влияние. Эти идеи далее развивались во все времена и выступили в своей совокупности как философия космизма.

Так, представители русского космизма (Федоров, Умов, Циолковский, Чижевский и др.) считали человека продуктом не только биологической, но и космической эволюции, рассматривали его как органическую часть Космоса, обладающую особым статусом устроителя и организатора Вселенной. Мир, по их мнению, незавершен в своем развитии, и смысл бытия человечества заключается в преображении Космоса, в установлении гармонии с ним.

В XX в. многие из этих идей получили научное обоснование.
Оказалось, что между существованием человека как сложной системы и
космического существа и строением Вселенной есть тесная взаимосвязь. Ее смысл выражается с помощью так называемого антропного космологического принципа – его предложил в 1973 г. Б. Картер, специалист по теории гравитации.

Антропный (от греч. anthropos – человек) принцип используется в различных формулировках, но их общая суть примерно одинакова: Вселенная по своим физическим характеристикам должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование человека.

Иными словами, наш мир оказался устроенным так удачно, что в нем сложились физические условия (и прежде всего - фундаментальные физические постоянные: скорость света, массы электрона и протона идо.), при которых человек смог возникнуть во Вселенной.

В самом деле, теоретические расчеты показывают, что если бы, например, изначальная масса протона оказалась меньше ее реального значения на 30 % (при тех же физических законах и неизменных иных фундаментальных постоянных), то во Вселенной не могли бы существовать атомы, более сложные, чем атом водорода. Понятно, что тогда не могли бы образоваться какие-либо физические и
химические системы, и жизнь стала бы невозможной.

Интересно, что антропный принцип допускает как религиозную, так и
 научную интерпретацию. Согласно первой, он подтверждает существование Творца, который спроектировал мир так, чтобы в точности удовлетворить нашим требованиям. Научная же версия предполагает возможное наличие множества миров (Вселенных), в которых реализуются различные комбинации физических законов и констант.

При этом в одних мирах складываются лишь простые физические объекты, а в других возможно формирование сложных систем – в том числе и жизни в ее различных формах. Но в нашем мире человек уже есть, и поэтому стоит подумать о том, чтобы его космическая активность (пока еще небольшая) не привела когда-нибудь к такой перестройке Космоса, которая была бы чревата гибелью Земли или даже Солнечной системы.

                Человек и природа
Понятие "природа" используется в литературе в разных смыслах: и как
все сущее, весь мир (и в этом значении оно стоит в одном ряду с
понятиями материи, Вселенной, Универсума), и как совокупность
естественных условий существования человеческого общества на нашей планете (именно в этом смысле оно и применяется в данном пособии).

Самим фактом своего бытия человек "обречен" жить в природе, взаимодействуя с ней и в той или иной мере завися от нее. Его отношение к природе - одно из ведущих в сложной системе взаимоотношений человека и мира. И это отношение было различным в разные исторические времена.

На заре человеческой цивилизации человек считал себя подчиненным природе: он признавал ее господство над собой, довольствовался в своей жизни в основном естественными благами, стремился найти гармонию в отношениях с природой, чтобы наилучшим образом приспособиться к ней.

Особенно ярко это проявлялось в культуре Востока: так, древний китаец в своей практической деятельности исходил из принципа "не-деяния", ("у-вэй"), который требовал от человека ограничения его активности, предписывал ему как можно меньше вмешиваться в природные процессы.

Да и в античной Греции природа была
для человека преимущественно объектом изучения и подражания, а не
практического преобразования.
Позже, в эпоху средневековья, отношение человека к природе
начинает меняться.

Согласно Священному писанию, человек - как высшее
творение Бога - является господином и хозяином природы и поэтому волен
распоряжаться ею по своему разумению. Так в европейском мышлении
постепенно возникает и укрепляется идея господства человека над природой.

Наиболее полное воплощение эта идея находит в Новое время - эпоху
 промышленного производства и небывалого роста человеческих желаний и
потребностей. Природа воспринимается новым активным человеком как
безмерная кладовая ресурсов - ему лишь остается познать ее объективные
законы с тем, чтобы преобразовать природу уже по своему, а не по
Божественному образу и подобию.

В этом четко проявилась специфика
человеческого бытия. Известный немецкий философ Макс Шелер
 (1874-1928) пишет: "По сравнению с животным, которое всегда говорит
"да" Действительному бытию, ... человек - тот, кто может сказать "нет"
... вечный протестант против всякой только действительности. ... Человек – это вечный Фауст ... никогда не успокаивающийся на окружающей действительности..."[27].
 
Эта деятельность человека привела его ко многим успехам в науке,
технике, производстве, дала ему новый, достаточно комфортный житейский
мир. Но она же породила и многие проблемы и в первую очередь печально
известную нам сегодня – экологическую.
К сожалению, сознание людей весьма консервативно и пока еще с
трудом отказывается от привычного утилитарного отношения к природе.

Поэтому в XXI в. все большее влияние на человека начинает оказывать идея равенства человека и природы
 во всех отношениях между ними, принцип своеобразного диалога между
этими равными партнерами. Такой диа лог должен происходить в двух
формах: теоретической -научного познания природы с целью все более
глубокого овладения ее законами, и практической – деятельности по
использованию природы и одновременно ее сохранению и развитию.

В итоге должно быть найдено такое отношение человека к природе, которое учитывало бы интересы и тенденции развития обоих. Начало этому поиску положила концепция ноосферы (от греч. noos – разум и sphaira – шар), т. е. сферы разума, предложенная в начале XX  в.   русским  ученым  В.  И.  Вернадским(1863-1945).
 
Он рассматривал ноосферу как новое состояние биосферы, возникающее под
воздействием научной мысли и человеческого труда на всю нашу планету.
Вместе с тем ноосфера – это не столько настоящее, сколько будущее Земли.
 
Она станет реальностью, когда человек сумеет разумно организовать
взаимодействие природы и общества, их гармоническую взаимосвязь. В
современной науке для обозначения этой цели используется также понятие
"коэволюция" (со – приставка, обозначающая овместность, согласованность; от лат. evolutio – развертывание, развитие), т. е. процесса совместного развития биосферы и человеческого общества.

Именно концепция коэволюции природы и общества (впервые ее предложил советский биолог Н. В. Тимофеев-Ресовский
 (1900-1981)) должна определить оптимальное соотношение интересов
человечества и остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей:
стремления к абсолютному господству человека над природой ("Мы не можем
ждать милостей от природы..." – И. В. Мичурин) и полного смирения перед ней ("Назад, в природу!" - Ж.-Ж. Руссо).
 
Согласно принципу коэволюции, человечество, чтобы обеспечить свое
будущее, должно не только изменять природу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы.

Не случайно отец кибернетики Н. Винер, упоминал о том, что мы уже так сильно изменили нашу среду, что теперь пора изменять самих себя, чтобы жить в ней.

Для реализации на практике принципа коэволюции человечество
должно следовать как минимум двум императивам – экологическому и
нравственному. Первое требование обозначает совокупность запретов на те
виды человеческой деятельности (особенно производственной), которые
чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим
существованием человечества.

Второе требует изменения мировоззрения
людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, к уважению
любой жизни), к умению ставить превыше всего общие, а не частные
интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и др.

                Человек и общество.
В своем повседневном индивидуальном бытии человек - не некий
Робинзон, он всегда часть человеческого общества, его "социальный атом". Бытие человека есть условие общественного бытия и, наоборот, бытие общества есть необходимое и достаточное условие бытия каждого из нас.

Именно в обществе человек проявляет свою сущность, реализует (хотя и не всегда) свои возможности, вступает в многообразные общественные отношения, играет определенные социальные роли и т.д. Строго говоря, всяистория Человечества есть не что иное, как единство огромного числа "человеческих историй", людских "онтологических судеб", состоявшихся в самые разные времена и внесших тот или иной вклад – от малого до великого – в историческое бытие общества.

Я. С. Яскевич "Основы философии"
____________________________________________
 Фатхула Джамаль "АСТРАЛЬНЫЙ ПОСОХ"
  http://www.stihi.ru/2009/11/14/2052