Библейские мотивы в творчестве Достоевского

Велинский Игорь
"Библейские мотивы в творчестве Фёдора Михайловича Достоевского на примере романа "Идиот"

Федора Михайловича Достоевского всегда волновали социальные темы и те нравственные катастрофы, происходившие одна за другой в том обществе, в котором он жил. И дело даже не в том, что социальная среда окончательно поделилась на «чёрное и белое», богатых и бедных, что экономический кризис уже угрожающе вторгался в жизнь каждого жителя «жёлтого Петербурга» (вспомним «Преступление и наказание») и не только. Вся суть трагедии заключалась в том, что люди «в Бога не веруют, в Христа не веруют». Эти слова принадлежат Лизавете Прокофьевне, героине «Идиота». Её роль не так значительна в романе, однако эта фраза является смысловой аортой произведения.

Стоит начать с того, что сам писатель не всегда был верующим человеком. Если проследить его биографию, то его жизнь не была наполнена духовностью и хождениями в церковь до определённого момента. Да и в его произведениях прослеживается дух Фридриха Ницше - «Бог мёртв, мы убили его!». Однако нельзя не упомянуть, что любимой книгой у Достоевского во время его ссылки было именно Евангелие (интересная параллель с «Преступлением и наказанием»). К тому же, сам Достоевский неоднократно в своих письмах утверждал, что без веры человеческая личность начинает просто разрушаться, разлагаться под воздействием той атмосферы, в которой он вынужден находится. И возможно именно осознание этой мысли привели писателя на путь веры и религии, хоть и не совсем типичный для классической церкви.

Весь «Идиот» - это своеобразная аллюзия на второе пришествие Христа, роль которого здесь играет главный герой, князь Лев Николаевич Мышкин. Даже в черновиках Достоевского мы можем увидеть, что изначально Мышкин был «князем Христовым». Нельзя также не отметить, что в этот образ писатель вложил многое и от себя самого, но описанные внутри книги события почти полностью повторяют эпизоды жизни Христа. Приезд Мышкина в Петербург - это как явление Спасителя, как разжигание давно заброшенного маяка, который должен привести людей к конечному светлому исходу - прощению грехов. Почти каждого персонажа появление главного героя возбуждает, переворачивает и заставляет заново осмыслить те вещи, которые давно вошли в норму их жизни. Вся среда вдруг колыхнулась, исказилась и вывернулась наизнанку, показывая оголённые души героев, их истинные мотивы, боли и помыслы.

Наиболее яркий персонаж этого романа, Настасья Филипповна, предстаёт перед нами героиней «инфернальной». Эта женщина истерична, порочна, но глубоко несчастна в своих метаниях, обманутая «старым развратником» и находящаяся в духовном тупике. Проанализировав её образ и роль в романе, можно сделать вывод, что она является Марией Магдалиной, из которой Иисус «изгнал семь бесов» (Марк. 16:9). Однако Мышкин не смог этого сделать в рамках произведения Федора Достоевского, так как мир, который описан в романе, тот 1869 год, когда было опубликовано это произведение, не были готовы к Пришествию; почти никто из героев не был «красив» именно в духовном смысле, и потому их души были обречены на вечные муки. Мария Магдалина «Идиота» не смогла пойти за своим учителем, потому что она не верила в него до конца, а «жёлтая среда», существовавшая вокруг неё, просто разъела её. Её смерть от рук Рогожина (ещё один убийца в галерее героев автора, который подобно Раскольникову из другого романа писателя проходит через катарсис в конце произведения благодаря Мышкину) - это судьба библейской Магдалины, если бы та не пошла за Христом и не стала свидетельницей его воскрешения.

Интересно то, что при внимательном анализе сна Ипполита Терентьева из третьей части пятой главы романа, мы можем найти абсолютно чёткую параллель с Откровением Иоанна Богослова, а именно - со Зверем Апокалипсиса. При этом до этого момента герой произносит мимолётную фразу из самой Библии, а именно «времени больше не будет». Полная цитата из Апокалипсиса: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём, что времени уже не будет» (Откр. 10:5-6). А в самом сне Ипполита мы видим Зверя. Видоизменённого, искажённого по сравнению со своей версией из Библии, однако такого же безобразного и такого же глашатая скорой войны и гибели.

Основной посыл этого произведения заключён в одной фразе, которая принадлежит Мышкину-Христу - «Красота спасёт мир». И это истина, которую хочет донести нам автор. И речь не о красоте внешней, а о красоте внутренней, моральной, духовной, ибо только она способна привести человека на путь веры и спасения. И если даже откинуть религиозный посыл этой идеи, нельзя с ней не согласиться: лишь истинно красивый внутренне человек способен выжить в тёмные времена, когда все моральные ценности искажаются и размываются. Этот смысл можно смело перенести и на наше время, так как общество, пережившее две мировые войны и ужасные социальные катастрофы, находится снова на пороге гибели, и снова Зверь начинает выползать из моря. Конечно, метафизический и символический, но такой же губительный.