Сила покаяния и молитвы

Свет
Меня с детства волновали вопросы, связанные со здоровьем. Лишь позже, придя к вере, узнала то, что нужно не обвинять других, а во всем стремиться видеть свою вину, что чистая совесть, доброжелательное отношение к людям и душевное спокойствие укрепляют не только «иммунитет» души, но и охраняют тело от преждевременного разрушения. Лучше пострадать самому, чем стать причиной страдания других людей.
Работая над составлением сборников о жизни святых и подвижников 20–го столетия, выписывая изречения праведников и собирая свидетельства современников святых, по молитвам которых исцелялись даже безнадёжные с точки зрения медицины больные, я нашла те кусочки мозаики, которые помогли увидеть картину в целом.
Простуды, переохлаждения, перегревания часто являются причиной болезни, но душевная нестабильность оказывается более сильным фактором. Следует отметить, что сила духа, горячая молитва и крепкая вера помогают верующим людям в экстремальных ситуациях. Известно, что после сильного переохлаждения даже закалённые люди заболевают, но здесь уместно вспомнить случаи из жизни подвижников, описанные в сборнике «Великие старцы двадцатого столетия»(7). Например, в юности архимандрит Таврион (Батозский) чуть не утонул, четыре часа он провёл в ледяной воде, всё это время он горячо молился. Когда его привезли в монастырскую больницу, он сразу уснул, а проснулся совершенно здоровым. В лагерях подвижников выгоняли раздетыми, босыми в лютый мороз, их согревала молитва и Покров Божией Матери.
Православные врачи отмечают, что некоторые пациенты, даже православные, всё понимая, на практике не желают работать над собой, ждут чуда от таблеток, от врача. Иные, наоборот, гнушаются лечением. Следует придерживаться золотой середины. Мы не можем сравнивать себя с подвижниками, многие из которых отказывались от помощи врачей, принимая любую болезнь со смирением. Подвижники непрерывно молились, Господь укреплял праведников по их великой вере. Для мирского человека, у которого нет должного смирения, которому трудно сосредоточиться на молитве, слепое подражание подвижникам и изнуряющая болезнь могут привести не только к унынию, но и к безверию. Святая блаженная Матрона Московская, по молитвам которой исцелились больные люди, никогда не запрещала лечиться. Блаженная Матрона говорила: «Тело — домик, Богом данный, — говорила она, — его надо ремонтировать!» (8)
Бывают случаи, что врачи не могут выбрать правильный метод лечения, поэтому прозорливые старцы и советовали верующим людям, прежде чем обратиться к врачу, покаяться, обратиться к Господу с просьбой, чтобы Он руководил действием врачей.
В книге «Блаженный старец Иаков (Цаликис)» можно найти подтверждение важности этого совета.  Тяжело больной старец Иаков перед операцией горячо молился Господу, а потом стал просить святого Давида, «захватить с собой св. Иоанна» и явиться в больницу, чтобы помочь ему. Самое удивительное то, что он духовным зрением увидел в операционной комнате святых, которых приглашал. Операция прошла успешно, старец нахваливал врача и молился за него. А однажды ночью ему было видение, явился святой Иоанн Русский и сказал: «Иаков, почему ты постоянно хвалишь врача? Ведь это я тебя вылечил, Господь дал мне повеление сделать тебе операцию. Что мог сделать один врач?»
Позже в беседе со старцем хирург признался, что во время этой сложной операции, кто-то будто водил его рукой. (4)
Подвижники советовали и своим духовным чадам, которые имели медицинское образование, прежде чем подойти к больному — молиться. Приведём отрывок из жизни старца Феодора Соколова (7). Из воспоминаний врача скорой помощи Веры Лебедевой: «Старец всё наблюдал за мной, наконец, сказал: «Так нельзя подходить к больному. Надо наперёд прочесть молитвы, хотя бы «Отче наш», сделать три поклона, и тогда ехать, и дорогой читать молитвы, и просить Господа, чтобы Он помог. И пока ты едешь к больному, Господь всё сделает... После этого вразумления меня старцем так и получалось: я приеду, а Господь уже исцелил больного ребёнка. Родители и близкие изумлялись, что происходила такая перемена в состоянии больного».
Врачи отмечают, что жизнерадостные, доброжелательные люди легче переносят любую болезнь, они и быстрее выздоравливают. А раздраженные, обиженные на всех пациенты, мучаются от своего характера сами и доставляют много хлопот окружающим людям.
Приведём пример из жизни преподобного исповедника Георгия, Даниловского чудотворца (9): «В тюрьме иеромонах Георгий не только врачевал раны телесные, но и исповедовал и причащал всех желающих. Заразившись тифом, он сам месяц провёл в тюремной больнице, рядом с ним лежал тяжелобольной озлобленный на власть человек. Отец Георгий обратился к нему: «Голубчик, поисповедуйся у меня, ведь ты плох, вдруг умрёшь...» Не сразу согласился заключённый открыть свою душу иеромонаху, отец Георгий долго молился со словами: «Господи, сохрани его жизнь. Что же он идёт к Тебе с таким озлоблением...» Больной успокоился и начал свою исповедь... Из воспоминаний старца: «Я его выслушал, разрешил, и он уснул, а утром встал здоровым. С той поры это самый близкий мой духовный сын».
Священник Александр Дьяченко, автор книги «Плачущий Ангел» (10) рассказал удивительную историю о том, как женщина, узнавшая, что её дочь Полина больна спидом, не только стала ходить с дочерью в церковь, но и дала обет Богу, что бросит курить, и через три года её дочь исцелилась. Приведём небольшой отрывок из воспоминаний Ирины: «Раньше я, если и молилась, то очень редко... Грянула беда — и мы пошли к Богу. Со временем Полина начала ездить в один храм в Подмосковье, а я молилась у себя недалеко от дома. Помню, в первый раз пришла, встала у Распятия и прошу Христа исцелить мою дочь. И понимаю, что мало только просить, нужно, что–то ещё и от себя отдать, пожертвовать, пострадать что ли, вот, как Он страдал. И надумала...
За эти годы курение стало частью моей сущности. Никто не мог представить меня без сигареты. И тогда я подошла к Нему и сказала, всё, бросаю курить, а Ты, пожалуйста, исцели мою девочку. Не так, чтобы сначала исцели, а потом брошу, но наоборот — я бросаю курить ради её спасения. И вдруг, откуда–то прямо–таки уверенность появилась: да, через три года она исцелится. Три года уже не курю, хотя далось мне это очень нелегко, но ради Полины я готова была и не есть, и не дышать. Она лечилась, и каждый год врачи отмечали положительную динамику. Этим летом дочь закончила второй институт, но самое главное — у неё прекрасные анализы... ВИЧ больше нет! В своё время я просмотрела множество материалов об этой болезни и знаю: такого не бывает. Но его на самом деле нет!».
Священник Александр Дьяченко пишет: «Я не скажу, что рассказ Ирины меня потряс. Когда становишься священником, перестаёшь удивляться чудесам и начинаешь воспринимать их точно норму. Что удивительного в том, что Господь исцеляет человека от неизлечимой болезни, на то Он и всемогущ. Удивительно, когда после оказанного тебе благодеяния, когда ты... получаешь помилование, и тут же забываешь Того, кто тебя пожалел. Удивляет наша неблагодарность, с Богом так нельзя...»
В последнее время появилось много статей в журналах и книг написанных православными врачами, в которых анализируется зависимость здоровья людей от отношения к окружающему миру, рассказывается о неразрывной связи между некоторыми болезнями и страстями. В них можно найти полезные советы как предотвратить некоторые заболевания, если обратится к духовным истокам недугов.
Например, доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоиерей Сергий Филимонов пишет (12): «Если человек не становится рабом страстей, то многие болезни просто не появятся. И врачам очевидна прямая зависимость между несбалансированными эмоциями и болезнями...
Мы всегда должны помнить, что в болезни нужно прибегать, прежде всего, к Спасителю с молитвой, к своему тезоименитому святому, к своему ангелу–хранителю и к святому великомученику и целителю Пантелеимону, покровителю всех врачей и всех болящих и страждущих, а потом к тем святым, которые ходатайствуют перед Божьим престолом об исцелении.
Человек так устроен, что у него избыточные эмоции поражают определенный орган, поскольку каждое эмоциональное напряжение строго взаимосвязано с определенным органом. Например, если у человека излишне проявляется печаль, то у него страдают такие органы, как легкие, толстая кишка. Избыточная радость (не та тихая радость, когда человек молится Богу, помогает другому, общается с ближним — а перевозбуждающие эмоции в виде долгого, громкого хохота, сладострастия или сходных переживаний), когда неестественно сильно стимулируются эмоции, — приводит к нарушению работы сердца и тонкой кишки...
Чревата последствиями и сильная тревога. Когда человек деятельно о ком–то заботится, беспокоится, это доброе чувство вреда не нанесет. Но когда эта эмоция начинает переходить в гипертрофированное состояние, то у человека может нарушиться деятельность желудка, селезенки и поджелудочной железы и даже образоваться острая язва желудка... Избыток же страха поражает почки и область мочевого пузыря. Но больше всего повреждает здоровье и все существо человека гнев. Человек, который постоянно испытывает гнев, как правило, страдает болезнями желчного пузыря. Эта несбалансированная избыточная эмоция так сильна, что даже отдельные вспышки гнева повреждают этот орган... На эмоциональном фоне гнева, резких вспышек раздражительности у человека часто возникает дискинезия желчевыводящих путей…
Соединяясь с Господом, человек приходит в состояние внутреннего спокойствия, все в нем гармонизируется, и эмоциональные нарушения нивелируются. Даже лекарства в такой ситуации подействуют более благотворно. Если бы человек вел жизнь православного христианина, то у него многих эмоциональных нарушений просто бы не возникало. Никакие аутогенные тренировки здесь не помогут (их часто рекомендуют психотерапевты). Даже невоцерковлённому человеку вряд ли стоит к ним прибегать — ведь это психотехники, а они могут негативно воздействовать на подсознание. Кроме того, при аутогенной тренировке человек обращается не к Господу, а к собственному «Я» — следовательно, и помощи никакой не получит, только вред…
Безусловно, есть соответствие ряда заболеваний нашим страстям. Так, у человека, страдающего чревоугодием и потребляющего чрезмерное количество острой и тяжелой пищи, естественно будут развиваться заболевания желудочно–кишечного тракта... Если человек постоянно пребывает в гневе, раздражении, то это может привести к таким заболеваниям, как гипертония, инсульт и инфаркт. Если же человек невоздержан в половом отношении, то его беспорядочные половые контакты заканчиваются венерическими заболеваниями. Так что, действительно, существуют болезни, которые соответствуют нашим страстям — это соответствие естественно и логично как с духовной, так и с медицинской точки зрения...». (Журнал «Народная здравница».)
По свидетельству православных врачей, даже если верующий человек поддался какой–то излишней страсти, то есть получил непомерную нагрузку на организм, то болезнь, которая должна бы в такой ситуации возникнуть, может и не проявить себя, если пациент побывал на исповеди, стал избавляться от последствий греха. И хирургическое, и нехирургическое лечение у людей, верующих в Бога, молящихся и кающихся протекает несравненно лучше, чем у людей неверующих. Послеоперационный период протекает быстрее.
Эмоциональным фоном простудных заболеваний часто бывает печаль — повреждаются легкие и толстая кишка, поэтому врачи советуют: «Для того, чтобы помочь легким, надо успокоиться, преодолеть в себе состояние печали по поводу болезни и даже порадоваться и благодарить Господа, что он послал такое испытание. Когда человек не раздражается по поводу конкретных проявлений болезни, понимая, что они могут быть ему нужны для духовного выздоровления, он удерживает свой эмоциональный строй в норме, и его дела быстро идут на поправку».
Православные врачи отмечают, что многие болезни возникают на эмоциональном фоне страха. Но очень часто человек внезапно чего–то испугался — это и явилось причиной болезни...
Не следует забывать слова святых отцов о том, что скорби, искушения и утеснения очищают нас, достойно перенеся страдания, мы начинаем ощущать близость Бога. Отрывок из письма р. Б. Екатерины православному врачу К.Н. Зорину — автору книги «Встань и ходи: шаги к выздоровлению» (76) лишний раз подтверждает истинность этих слов: «...Прочитав вашу книгу «Встань и ходи: шаги к выздоровлению», я решилась на это письмо... Когда по мере духовного роста человек идёт дальше желания выздороветь телесно, то абсолютно всё меняется в восприятии болезни… Болезнь, которая ставит тебя перед лицом смерти, может принести много духовной пользы. Изменяется сознание, потрясает величие Любви Божией и душа смиряется по–настоящему, преклоняется перед этой Любовью, понимает всю ничтожность суеты, жизни без Бога.
Два раза Господь даровал мне Свою милость — болезнь на грани смерти.
Первая была дана мне так. В тонком сонном видении, без образов, я поняла, что во время революции мои предки участвовали в гонении на священство и уничтожении святынь. Я проснулась с ужасом, которого никогда не испытывала. Придя в церковь, спросила батюшку, могу ли я исповедовать этот грех. Батюшка спросил, сама ли я это придумала. И я рассказала о видении. Батюшка благословил исповедоваться. После исповеди дома у меня открылось сильное кишечное кровотечение и очень обильные месячные. Температура — 40, сердце — как в предынфарктном состоянии...
Я желала хоть что–то исправить в своей жизни, помочь детям, ведь грехи трех–четырех поколений усопших нужно отрабатывать. Болезнь воспринималась как бесценный дар, ибо степень тяжести содеянного предками... не соответствовала степени тяжести моей болезни. Я часто теряла сознание... Душа встречалась с невообразимой Любовью, купалась в Любви, которая разлита вокруг, как чудный аромат. Словами это не передать. А когда я приходила в себя, два чувства были доминирующими: бесконечный до физической боли стыд за то, как я прожила свою жизнь, и жалость к тем, кто на Земле. Сознание, очищаемое этой купелью Любви от земных привязанностей, стало другим. Всё земное осталось, но от многого я освободилась... Смерти нет, есть переход. После этого ты существуешь в этом мире, но находишься в нём настолько, насколько держат тебя грехи, от которых душа ещё не очищена милостью Божию. Господь не хочет смерти грешника, и в безмерной Своей Любви строит наше спасение. Я пролежала всего две недели и поправилась.
По какому признаку можно сразу понять, правильно ли осознал грех, который очищается болезнью? Если ты принял благую весть Божию как правду о себе и путь к покаянию, то почти мгновенно улучшается самочувствие. Это сигнал свыше... Во время болезни страдает тело, а внутри такая сила, что мир поднять можешь. Эта та сила Божия, которая в немощи совершается. Благодарение — тоже дар. Но одно дело благодарить бессознательно, другое — понимать, что именно болезнью Господь созидает из тебя новое творение во Христе, готовит твою душу к вечности. Тут уже и благодарность и смирения настоящие, не выдуманные. И понимаешь святых отцов, которые говорили: «Здоровье — драгоценный дар Божий, а болезнь — бесценный дар Божий». Насколько мне было открыто, я испытала на себе...» (Из книги «Об очень личном — с православным врачом».) (77)
Старец Игумен Исаия (Будюкин) говорил своим духовным чадам (7): «Господь дает крест всегда по силам, сверх сил не дает, а когда уже крест не несешь, Господь и убирает его».
Преподобный Даниил Катунакский считал, что христианин, не знающий поста, не сможет нести крест, как нёс Свой Крест Спаситель, не сможет и последовать за Христом.(22)
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16,24).
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) поясняя слова из Евангелия, говорил (11): «Взять крест — это, значит, претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу.
Взять крест — это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть...А что же значит свой крест? Это, значит, идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим...
А последовать Христу — это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста...»
 

  Между болезнями и грехами —  связь
 «...Но если внешний человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4,16).

Заповеди Божие даны нам в первую очередь для того, чтобы мы смогли уберечь свою душу от гибели, а тело от разрушения. Через болезнь очищается душа, страдания приводят нас к покаянию, осознанию неправильных поступков. Со смирением и терпением перенося страдания, мы либо искупаем грехи рода, либо, осознавая свою вину в той или иной ситуации, очищаемся от последствий наших грехов. Когда приходит понимание того, что, нарушая заповеди, мы вредим, прежде всего, себе, появляется желание изменить себя, мы начинаем борьбу со страстями.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечал, что между болезнями и грехами существует такая связь: грех гибельный для души, вместе с тем разрушителен и для тела.
«Стоит только посмотреть на больного или подверженного какому–нибудь другому несчастью, чтобы убедиться, как благотворны иногда здесь для нас болезни и несчастья». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский) (22)
««В жизни христианской необходимы искушения — пробы для испытания нашего душевного состояния. Искушения по большей части бывают: для испытания веры и преданности, иногда для исправления, для наказания за грехи.
1. Примеры испытания: праведный Лот, Авраам, Иов и многие святые.
2. Для исправления — когда Господь, смиряя Своих праведных за малые какие–нибудь и легкие грехи или за превозношение своею праведностью, предает их разным искушениям, чтобы здесь еще, в настоящей жизни, очистить их от всякой скверны помыслов и, выжегши всякую, какую видит, нечистоту, не позволяет оставаться в них ничему нечистому...
3. Посылаются удары искушений и по грехам нашим». (Схиигумен Савва (Остапенко)) (13)
Старец архимандрит Сергий (Шевич) говорил (14): «Страсти являются частью нашего падшего состояния и составляют в нас «ветхого человека». Если мы пребываем во грехе или привыкаем ко греху, то мы становимся неспособны замечать в себе страсти, так как они кажутся нам нормальными, будучи в наших глазах просто чертами характера, присущими всем людям. Борьба со страстями имеет первостепенное значение в духовной жизни и должна происходить постоянно... Если первой заповедью Христа является любовь к Богу, а второй — любовь к ближнему, как к самому себе, то основными страстями являются те, которые противоположны этим заповедям и приводят к таким состояниям, устремлениям и намерениям, которые отвращают нас от любви к Богу и к ближнему, а также от истинной любви к самим себе».
Когда духовные чада спросили Оптинского старца Амвросия перед его блаженной кончиной (6): «Что мы будем делать без тебя, отче?». Он ответил: «Вы видели, как я вел себя перед вами; если хотите подражать сему, сохраняйте и вы заповеди Божии, и Бог пошлет благодать Свою. И мы также скорбели, когда отходили от нас к Господу отцы наши, но, соблюдая заповеди Господни и завещания старцев, жили так, как будто они были с нами. Поступайте так и вы, и спасетесь!».
Отметим, что не всегда болезни попущены за грехи, болезни попускаются и как испытание, ограждение, бывают и другие случаи. В Евангелии от Иоанна есть следующие строки: «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 1–3)
Не каждому человеку дано пройти испытание болезнью, кто смог вынести всё благодушно, удостаивается высокой награды, как праведный Иов Многострадальный, который в дни тяжких лишений и болезней со смирением говорил: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» Когда его жена, лишившись детей и всех богатств, стала роптать, поражённый проказой святой Иов Многострадальный сказал: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?»
Одному верующему человеку, сраженному тяжким недугом Святитель Феофан Затворник писал: «Примите эту болезнь, как Богом посланную во спасение вам. И будет, что, терпя благодушно свое болезненное состояние, вы идете прямым путем в рай. Путь туда и тесен, и прискорбен. Вот он и есть у вас: вы на нем. Смотрите, не пропустите, или проще, не проглядите спасения».
Святитель Феофан отмечает, что кроме артоса с богоявленскою водою, в целебной силе которых удостоверились многие, в отдельных случаях следует употреблять и лекарства. При этом замечает: «И то и другое можно употреблять — и Божеское, и человеческое...». « Молитва молитвою, а доктора докторами. И докторов Бог дал и к ним обращаться Божия есть воля. Господь со Своею помощью приходит, когда естественных средств, Им же нам устроенных, оказывается недостаточно. Потому молиться — будем молиться, а естественными средствами все же пренебрегать не следует».
 «Наш современник старец Григорий (Давыдов) советовал больным людям: «Прежде чем обраться к врачу, (нужно) сначала покаяться в своих грехах с семилетнего возраста, причаститься, пособороваться, отслужить молебен о здравии, попросить, чтобы Господь умудрил врача, и тогда Небесный Врач поможет земному врачу, и тот сотворит чудо исцеления». (36)
Игумен Никон (Воробьев) говорил: «Чтобы идти по правильному пути, надо следить за собою, сравнивать свои дела, слова, помыслы, влечения и проч. с заповедями Христовыми, не оправдывая себя ни в чем, стараться исправлять себя, насколько, можно, не обвинять и не осуждать других, каяться пред Господом, постепенно смиряться пред Богом и людьми — тогда Господь постепенно будет открывать такому человеку его падение, его порчу, его неоплатный долг...
Укоряйте себя за всякое нарушение малейшей заповеди Божией, не допуская никакого самооправдания... Опирайтесь на Евангелие и на пример Самого Господа Иисуса Христа в борьбе со тщеславием и в приобретении смирения. Надо творить и дела милосердия. Милостыня очищает от многих грехов...
Просите у Господа мудрости и силы и ревности к исполнению Его святых заповедей. «Без Мене не можете творити ничесоже доброго». Поэтому и надо умолять Господа о вразумлении и помощи... Только милость Божия прощает кающихся и включает в царствие Божие... Человек может спастись через веру и исполнение всех заповедей. Исполнение их изменяет психику (душу) человека, обновляет его, делает человека новым по образу Божию, точнее — по образу Спасителя Иисуса Христа».


 Болезнь смиряет и очищает

Болезнь посылается для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить самовозношение. Болезнь служит духовному росту человека, когда он становится страдальцем и сознательно переносит тяготы болезни, уповая на Бога. Известно, что те люди, которые несут со смирением крест болезни и за всё благодарили Бога, получали такие духовные дарования, каких удостаивались аскеты за свои подвиги. Многие праведники просили Господа о предсмертной болезни и несли со смирением тяжёлый крест болезни, приготавливаясь к вечности.
Любая болезнь, как бы она не была неприятна — это благо. Болезнь предупреждает человека о неправильном поведении. Например, чревоугодие и неправильное питание могут привезти к болезням желудка, гневливость — к гипертонической болезни и сердечно сосудистым заболеваниям, безнравственная жизнь — к венерическим заболеваниям.
Причины некоторых болезней могут быть вызваны неблагоприятными условиями окружающей среды, следствием отравления химическими веществами или облучением, чрезмерным употреблением пищи, содержащей вредные для человека вещества. Отравится можно и загрязнённой водой. Но не следует забывать и то, что всё попущено Господом. И для тех, кто молится перед едой, с верой крестит еду и напитки, риск заболевания может снизиться до нуля. Например, украинские верующие, которые часто бывали у блаженной Алипии, говорили, что она еще за 5 лет предсказала Чернобыльскую аварию, многим дала советы, как правильно вести себя после аварии. Из воспоминаний протоирея Анатолия Городинского: «Перед Чернобылем матушка была очень беспокойная, всех, отправляя, домой, говорила: «Плотно закрывайте двери и окна...» Многие спрашивали, что делать уезжать или оставаться в Киеве. Матушка никого не благословляла уезжать, а кто не послушался, потом жалел, там было ещё хуже. На вопрос как поступать с пищей говорила: «Помойте, прочитайте Отче наш и Богородицу, перекрестите и ешьте и будете здоровы».
Одна из духовных дочерей старицы работала поваром. После Чернобыльской аварии мясо проверяли на радиоактивность дозиметром. Однажды она взяла кусок мяса, после того как его, проверив дозиметром, отложили как непригодное. Дома, вспомнив совет старицы, помыла, прочла молитвы, перекрестила, а на утро принесла в столовую. Это мясо после проверки дозиметром было принято пригодным для употребления. (Из жития блаженной Алипии (Авдеевой) (1910–1988)) (16)
Болезнь может предупреждать о том, что постоянное переутомление ведёт к разрушению организма, как и чрезмерное употребление алкоголя, наркотиков и других вредных веществ.
В настоящее время учёные выделяют в особую группу телесные заболевания, которые провоцируются нервными расстройствами. Вспоминается известное в простонародье выражение «все болезни от нервов». Об этом подробнее читайте в разделе «Болезни «на нервной почве»».
Есть так называемые наследственные болезни, которые могут обостряться при неблагоприятных условиях. Наследственные болезни связаны с грехами рода, поэтому, когда мы просим Господа в молитве простить наши прегрешения, добавляем просьбу простить нам и детям нашим грехи рода.
Случается, что люди, рождаются с тяжкими неизлечимыми недугами, те, кто со смирением несёт крест болезни, и те, кто терпеливо за ними ухаживает, удостаиваются венцов.
В качестве примера приведём отрывок из жития преподобного Лаврентия Черниговского. Одна верующая женщина пришла к Черниговскому старцу Лаврентию (ныне прославленному) с жалобой на свою болезнь. И спросила, когда душа её очистится, чтоб болезнь оставила её. Прозорливый старец ответил, что болезни бывают разные, в том числе и за прародительские грехи. И эти болезни освобождают их от уз. (50)
Через болезнь Господь может оградить человека от дальнейшей греховной жизни. В разделе «Болезнь — защита от грехов» мы приведём несколько примеров на эту тему. Многие подвижники молились о спасении душ страждущих, об исцелении людей, при этом часто брали грехи страждущих на себя, поэтому тяжело болели.  Приведём лишь несколько примеров. Тамбовский блаженный старец Костя (†1959) последние годы жизни перебрался в пригород Кирсанова Шиновку (7). Во время переезда он говорил: «В Ростов еду. Буду как Иов многострадальный — весь в ранах и грехах». «Да какие же у тебя грехи», — спрашивали его. «Ой, много, — отвечал, — я чужие на себя беру». Как переехал, у него на ногах появилось 13 ран — язв.
Мичуринская старица схимонахиня Серафима (Белоусова) (1890–1966) однажды сказала своей духовной дочери, которая привозила к ней людей: «Вот, Машутка, ты их везешь, а на мне все их грехи отражаются, от тяжести некоторых даже болею». Но при этом все равно матушка принимала всех с любовью и радостью.
По воспоминаниям Л.П. перед кончиной у матушки Серафимы наступило сужение пищевода. Терпеливо перенося страдания, старица просила: «Господи, накажи меня, только помилуй мир». И говоря о характере своих страданий, поясняла: «Лежу, как на костре, живот опух, хоть бы каплю воды пропустить». (19)
Схимонахиня Евгения (Полюшка) рассказывала, что схимонахиня Михаила (Сарычева) за людей так молилась, «что после больная в постели лежала», так болела за каждую душу. (83)
По свидетельству очевидцев, старица схимонахиня Ольга (Ложкина) (1871–1973) утешала страждущих до тех пор, пока не уходила скорбь, часто даже оставляла ночевать, укладывала на свою кровать, укрывала одеялом. По молитве старицы уходили тревожные мысли, отступала боль (21). Блаженная Ольга часто брала на себя болезни людей. Бывали случаи, когда после того, как больной человек уходил от неё счастливым и обновлённым, старице становилось плохо. Из воспоминаний духовных чад старицы Ольги:
«Однажды к старице Ольге пришла женщина с больными легкими. Матушка положила ее на кровать и долго била по спине ладонями. Больная после этого выздоровела, а матушку несколько дней рвало, видно было, что она испытывала сильнейшие боли...» (О жизни подвижниц можно прочесть в книге «Православные подвижницы двадцатого столетия».) (20)
Мы перечислили лишь некоторые возможные причины болезней. В любом случае мы должны помнить, что главное со смирением нести крест болезни, не уставать каяться, и если Господь не попускает быстрого выздоровления, значит, нам нужно запастись терпением, так как через это испытание болезнью спасается не только наша душа, но и очищается наш род. Преподобный Серафим (Романцев), когда страждующие жаловались на болезни, утешал: «Болезни допускаются тогда, когда мы не способны к подвигам. Наше горе в том, что мы очень нетерпеливы и малодушны».
Старец схиигумен Савва (Остапенко) говорил (13): «Часто мы не знаем сил своих — искушение открывает их меру... Очищают и научают. Не унывай при сильных искушениях, скорбях или болезнях — все это есть обличение и наказание праведное, испытывающее сердца и утробы к очищению, пробуждению и исправлению твоему, выжиганию терния плотских страстей, и потому не посетуй, если иногда бывает тебе очень больно. Взирай не на боль, а на благие последствия этого наказания и на здравие души. Надо все терпеть!» « В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйтесь молитвою».
Продолжение следует...