Чудесные истории 2

Свет
9+

         Преподобный Гавриил (Ургебадзе)

 Архимандрит Гавриил (в миру Годердзи Ургебадзе) (1929-1995) родился в Тбилиси 26 августа 1929 года. В первый раз в храм он попал в детстве благодаря соседкам. Он  услышал, как одна другой сказала: "Ты меня распяла, как Христа". Любопытный мальчик поинтересовался у них, что означает слово "распять" и кто такой Христос. Женщины посоветовали ему сходить в церковь.  Когда он добрался до церкви, церковный сторож, выслушав ребёнка, посоветовал ему прочитать Евангелие. Прошло лишь несколько лет, и мальчик уже свободно цитировал священную книгу. Позже в его душе родилось желание посвятить свою жизнь служению Богу. Годердзи  был пострижен в монашество в 26 лет, при постриге был назван в честь  преподобного Гавриила, который прошел по воде и принес на Афонский берег приплывшую по морю икону Божией Матери «Иверская». Отец Гавриил особо почитал чудотворный список этой иконы, хранящийся в монастыре Самтавро.
Будущий подвижник с юных лет был настоящим аскетом. Он построил рядом с домом небольшую  келью, в углу вырыл яму и спал  на холодном земляном полу даже зимой. В  конце 1962 года он закончил  строительство домовой церкви во дворе своего дома на тбилисской улице Тетрицкаройской. Иконы для церкви отец Гавриил находил на городских свалках, где в годы безверия оказались  многие святыни.
Отец Гавриил говорил: «Большего героизма, чем монашество, нет».  Он бесстрашно проповедовал, призывал к вере в Бога и покаянию... Ему суждено было пострадать за веру. Он был арестован, его жизнь была в опасности, но, Господь сохранил жизнь Своему избраннику.


    Наставник сестер Мцхетского  монастыря

 В 1990-е по благословению Патриарха всея Грузии Илии блаженный старец Гавриил поселился в Мцхетском женском монастыре Самтавро во имя равноапостольной Нины. Монахини рассказывали, что поначалу им казалось странным, что он жил в холодном курятнике, зимой ходил босиком. Потом они поняли, что по милости Божией им послан настоящий подвижник.  Сестры рассказывали, что старец стяжал дар Любви, этой любовью он сумел согреть всех вокруг,  и учил всех, что когда творишь добро – на одну ступень поднимаешься, а когда грешишь – опускаешься.
Мудрый старец часто напоминал всем, что Грузия – земной удел Богоматери, призывал всех любить всей душой Господа, всегда почитать Богородицу и святых, стремиться жить по заповедям Божиим,  и творить добрые дела. «Бог не приемлет пустых слов. Бог любит дела. Добрые дела – это               
есть любовь... Живи так, чтобы не только Бог любил тебя, но и люди – больше этого нечего нет...»
По свидетельству современников, когда он проповедовал, у него светились глаза, а слова имели необыкновенную силу воздействия на слушателей.   Многое ему  было открыто в судьбах людей,  предвидел он грядущий развал страны Советов и трагические события в Грузии. Очевидцы рассказывали, что он плачем мог прервать литургию и потребовать всех встать на колени: каяться и молиться. Когда ему говорили, что у каждого подвижника свой крест, и  спрашивали: «Какой он несёт крест!» Он отвечал: «Мой крест – это вся Грузия и половина России».



О том, как преподобный Антоний Марткопский помог старцу Гавриилу

Отар Николаишвили был духовным чадом старца Гавриила и часто проводил время в его келье. Однажды отец Гавриил неожиданно сказал ему, что надо сейчас же, срочно ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар попробовал возразить, так как его машина была неисправна. Объяснил, что  в гору заехать машина не сможет. Но блаженный старец  настоял на своём, и они с Божией помощью отправились в путь. Когда они достигли горной дороги, автомобиль "закашлял и зачихал", водитель начал расстраиваться, ожидая с минуты на минуты, что мотор заглохнет. Но старец его взбодрил словами: «Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся». Внезапно машина с такой скоростью поехала  вперед, что водителю пришлось притормаживать. Когда они въехали в монастырские ворота, машина тут же заглохла. В это же время в монастырь ворвались вооруженные агрессивно настроенные люди, которые стали угрожать монахам. Старец тут же вышел вперед и сказал: «Стреляйте в меня». Это отрезвило бандитов – они опустили ружья вниз и вскоре покинули обитель.
Блаженный старец Гавриил отошёл ко Господу 2 ноября 1995 года, по завещанию старца, его тело обернули в циновку и предали земле. На его могиле вскоре стали происходить чудеса исцелений. 
22-го февраля 2014 года состоялось торжественное обретение мощей Святого преподобного Гавриила, исповедника и юродивого, и перенесение их в Свято-Преображенский храм Мцхетского монастыря Самтавро. 25 декабря 2014 года Священным Синодом РПЦ он включен в месяцеслов и Русской православной церкви. День памяти - 2 ноября (н. стиль).


(Преподобный Антоний, столпник Марткопский, –  один из тринадцати Каппадокийских святых отцов, основателей грузинского монашества, пришедший в Грузию в VI веке. По преданию, он принес в Грузию первый отпечаток на «черепице» с подлинника Едесского изображения Нерукотворного Спаса. Поселился на уединенной горе, названной в его честь Марткопской, что значит «уединенной», где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Последние 15 лет своей жизни прп. Антоний подвизался на столпе, поэтому получил название столпника Иверской Церкви. Память его совершается Грузинской Церковью 19 января и 16 августа, в храмовый праздник Анчисхатской церкви в Тбилиси, где хранилась чудотворная икона Нерукотворного Спаса, принесенная преподобным.)



Преподобный схимитрополит Серафим (Мажуга)               
            
 
Владыка Зиновий (в схиме Серафим) (1896 - 1985) был человеком, сочетавшим благодать старческого и архиерейского служения. Многие удивлялись тому, что такой смиренный и простой человек смог стать архиереем. Все 35 лет своего служения в Тбилиси владыка Зиновий прожил в небольшом домике рядом с Алескандро - Невским храмом. «Митрополичьи покои» владыки состояли из двух крошечных комнат. Вот как описывает свое первое посещение владыки Г. А. Гзиришвили: «Пожилая благообразная монахиня встретила меня у порога и ввела в маленькую комнатку, в которой стояла железная кровать, маленький стол и два стула... Стены этой комнаты до потолка были обвешаны иконами и портретами священнослужителей». Все побывавшие здесь удивлялись тому, что у митрополита было такое скромное жилище.
Смирению владыка Зиновий учился с юных лет. Когда он был новоначальным послушником, ему не давалось никакое послушание: отовсюду его гнали, постоянно укоряли, жаловались на него настоятелю – он все терпел. Когда его определили ухаживать за лошадьми, которых он с детства панически боялся, он полностью предал себя воле Божией и вскоре даже полюбил свое послушание. В то время один юродивый Глинский монах предсказал монастырскому конюху, что он станет великим человеком.
В годы безверия подвижник был арестован, отбывал наказание за веру в Бога в ссылке. Когда старец впоследствии вспоминал о скорбных обстоятельствах своей жизни, лицо его всегда просветлялось, он говорил близким ему людям, что никогда не скорбел, но радовался испытаниям, принимая их, как от руки Божией.
После освобождения мученик за веру служил во многих храмах. Ему предстояло подняться по всем ступеням иерархической лестницы. Наконец, 30 декабря 1956 года владыка Зиновий  стал епископом, а в 1972 году был возведён в сан митрополита.

Люди любили владыку Зиновия за его строгую монашескую жизнь. Старец-митрополит имел дар непрестанной молитвы (он постоянно творил Иисусову молитву), многие видели, как какой-то внутренний свет озарял его лицо.
К владыке приезжали за тем, чтобы получить духовное наставление, утешение, облегчить свою совесть, поведать о своих скорбях и просто за советом. Приезжали миряне, монахи,  опытные священники и духовники  для того, чтобы увидеться со старцем - митрополитом. Всех надо было встретить, накормить, утешить. Владыка был рад каждому, кто к нему приходил, ласково принимал, непременно выслушивал, утешал, наставлял, молился за него и никого не отпускал, не угостив хотя бы чашкой чая. Окружающих его людей называл своей семьей и никогда не садился за стол один. Обращавшимся к нему за духовной поддержкой он давал не просто совет, а открывал им волю Божию, будучи наделён даром прозрения и духовного утешения. Сохранилось много свидетельств о прозорливости святителя, по молитвам митрополита Зиновия многие получали избавление от болезней и утешение в жизненных скорбях. С теми же, кто не слушал слов старца, случались неприятности.
У него было множество духовных чад. Духовными чадами старца Зиновия являлись не только миряне и клирики, но и церковные иерархи. Духовным сыном старца-митрополита Зиновия был Патриарх Илия II, совершая монашеский постриг над которым, владыка предсказал его будущее патриаршее служение в Грузии. В числе духовных чад владыки был и схиархимандрит Виталий (Сидоренко)...
Скончался владыка 8 марта 1985 года и был погребён в Тбилиси, около Александро-Невского храма. После его кончины у него под кроватью нашли чемодан, в котором было полное схимническое облачение и записка: «Имя мое Серафим». О тайной схиме владыки не знали даже ближайшие его помощники.
Торжественное прославление его в лике святых 21 августа 2010 года было совершено в Глинской пустыни.  Память - 9 сентября в Соборе преподобных отцов Глинских.
         

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко)


 

Схиархимандрит Виталий (в миру Виталий Сидоренко) (1928-1992) родился в 1928 году, в селе Екатериновка Краснодарского края. Его отец был добрым, умным, трудолюбивым человеком, много помогал бедным и сиротам. В пятилетнем возрасте Виталий начал поститься: совсем отказался от мяса, а в среду и пятницу - от молочной пищи. Как только он научился читать, Евангелие стало его настольной книгой. Виталий часто убегал молиться в кукурузное поле или прятался в камышах у реки. Впоследствии отец Виталий так вспоминал об этом времени в письме к духовной дочери: «В юности работал в колхозе, но не давали мне зарплаты... А не давали за то, что ежели среди седмицы праздник, то я бросал работу — и в Божий храм. Вот и не давали». С 14 лет он взял на себя подвиг странничества. Часто ночевал в стогах сена в поле или заброшенном сарае. В 16 лет отправился в Таганрог, там получил благословение на монашеский подвиг от слепого прозорливого старца Алексия. В 1948 году Виталий поехал в Свято-Троице-Сергиеву Лавру, помогал некоторое время восстанавливать монастырь. Так как у юного подвижника не было документов, его не смогли принять в обитель, а посоветовали поехать в Глинскую пустынь, где его духовным отцом стал ныне прославленный старец Серафим (Романцов).


               


Без документов ему часто приходилось скрываться, когда в монастырь приезжали представители власти. В конце 1950-х годов власти ужесточили контроль, в Глинскую пустынь стали все чаще приезжать проверяющие. Послушнику Виталию стало опасно находиться в монастыре, и он уехал в Таганрог.

           Любовь сильнее кулаков

«Если ты хочешь одолеть врагов своих без брани,
победить без оружия, укротить без труда и покорить себе,
будь кроток, терпелив, тих, незлобив, как агнец, и ты одолеешь, победишь, укротишь и покоришь». Святитель Димитрий Ростовский

Вокруг подвижника стали собираться верующие люди. Из воспоминаний келейницы отца Виталия схиигумении Серафимы (Дьяченко): «Странствуя с ним, мы не имели ни денег, ни двух одежд. Бывало, ночевали в поле, утром молились, клали поклоны и дальше шли...»
Однажды мотоцикл с вооруженными милиционерами остановился прямо перед подвижником, когда он шел с людьми. «Кто такие? Откуда? Документы!» Но он так ласково к ним обратился, что они были крайне изумлены. Поклонился, поцеловал их в плечи со словами: «Вы наши ангелы-хранители, наши защитники». Он победил их своим смирением и любовью - они, попросив его помолиться, уехали. Только спустя некоторое время он сказал: «А ведь они специально за мной ехали».
            Схиархимандрит Виталий ходил всегда в подряснике и с дорожным посохом — его невозможно было не заметить. И почти в каждом селении его поджидала милиция. Он рассказывал своим чадам об этом времени так: «Я иду — на пути речка, перешел через нее — стоит постовой. Я ему в ножки поклонился, он повернулся спиной, как будто не заметил — я и прошел. А в другом месте меня как барина встречали на машине... На своих обидчиков он не обижался, помня слова Господа «благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк.6,28).
              Из рассказа духовной дочери отца Виталия: «Шли мы как-то раз с батюшкой... как овцы за пастырем. А на встречу идет пьяный мужчина и громко выкрикивает всякие ругательства. Когда он к нам приблизился, мы все с перепугу разбежались, а батюшка не уклонился и пошел прямо ему навстречу, подошел, обнял и стал целовать. Как этот человек сразу переменился! Куда делся его грозный вид? А когда батюшка его благословил, радости того человека не было предела. Он стал благодарить батюшку и сказал, что еще никто так с ним не обращался...»
          Сам, за свою жизнь никого не осудив, отец Виталий сразу пресекал недовольство другими, если оно у кого-то возникало. «Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами», — писал старец Виталий...
Где бы ни странствовал подвижник, он всегда возвращался в Глинскую пустынь к духовному отцу старцу Серафиму. Ночью старец Серафим и старец Андроник постригли его в рясофорного инока. В 1958 году духовник направил инока Виталия на Кавказ в Сухуми, а оттуда в горную местность — Барганы… В 1969 году по благословению старца Серафима отец Виталий отправился в Тбилиси к владыке Зиновию (Мажуга).
            В Тбилиси в 1976 году владыка Зиновий рукоположил его в иеродиакона, а через несколько месяцев во иеромонаха.          По свидетельству духовных чад отца Виталия, старец отличался крайней нестяжательностью: никогда не носил хорошей одежды, всегда ходил в стареньком подряснике. У него никогда не было денег — все, что ему присылали, раздавал нуждающимся... Отец Виталий делал все, чтобы спасти людей от смерти духовной и физической. По молитвам старца многие  люди исцелялись от  телесных недугов.

                Наставления

           «Любовь будет — и стены разойдутся...Лучше потерпеть боль и очиститься от греха, нежели быть здравым и быть обреченным на муки огня... Всегда надо читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Сидишь, кушаешь, беседуешь, идешь, стираешь, стряпаешь, моешь, копаешь, носишь — всегда надо читать Иисусову молитву... Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое.
           С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство.
Читайте 26, 50, 90 псалмы...
          Знай Бога, храни Его Заповеди, слушай духовного отца; от ближних в свою душу принимай только доброе, что согласно с Заповедями Божиими. Старайся себе внимать и никого не осуждать, и не замечать чужих недостатков…»
«Если хочешь помолиться о многих предметах... Молись так: «Владыко Господи, Иисусе Христе, настави мя по воле Твоей!» Если же о страстях, то говори: «Исцели меня по воле Твоей». А когда об искушениях, говори: «Ты знаешь полезное мне, помоги моей немощи и даруй мне по воле Твоей избавление от искушений». Или: «Господи! Я в руках Твоих, Ты знаешь полезное мне, наставь меня по воле Твоей, не попусти мне впасть в заблуждение и злоупотребить даром Твоим. Устрой же, Владыко, чтобы сие совершилось в страхе Твоем, ибо Твоя есть слава во веки, аминь»…»
           Каждый поступок тянет за собой несколько грехов. Например, осуждение: тут и гордость, из-за которой осудила, и самовозвышение — раз ты осудила человека, ты возвысилась над ним, себя лучше посчитала... Мы должны как можно больше слез проливать о своих грехах.    Когда нас кто-нибудь сильно обидит — мы плачем. А надо повернуть эти слезы на свои грехи.
          И эти же слезы проливать, вспоминая свои грехи…
Благодать — очень нежная: чтобы приобрести ее, надо много трудиться, а потерять очень легко. Она не выносит малейшей неправды, нечистоты или внутренней скрытой обиды.
          Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: «Благослови, Господи. Слава Тебе, Господи». И вместо других мыслей говори: «Господи, помози ми. Господи, защити мя. Господи, буди врач души и телу. Господи, научи мя творити волю Твою»». (Схиархимандрит Виталий)