Поэзия сегодня логика машины или интуиция человека

Елеана Антонова
Семинар Л.Вязмитиновой
Отвечаем на вопросы: сказываются ли высокие технологии на творческом
сознании, на творческом процессе или нет? Приводят они к эволюции или
деградации поэзии? Имеют ли право на существование "стихи, написанные
машиной"?
Тема этого блока семинаров:"Антропологический сдвиг:творческое
осознание в современном информационном пространстве". Напомню, что
антропологический сдвиг - это нарушение поступательного движения в
развитии, возвращение к "природному" состоянию сознания человека, отказ
от "взрослости и серьёзности" и возвращение к состоянию "охотника и
крестьянина": азарт в поиске, непосредственность поведения, искренняя
радость находки, блаженство сытого беспечного существования.
Это выглядит деградацией, но в этом есть большие плюсы: снятие
программ поведения, шаблонов мышления, искренность в общении. Есть и
минусы: замедляется технологический прогресс - людям неинтересно делать
"скучные" вещи; затрудняется общение - при отсутствии этикета, социальных
норм поведения людям становится трудно понимать друг друга, так как все
слишком разные.
Вопрос в том, как эта ситуация сказывается на творчестве современного
человека?
"Взрослое" сознание требует от человека передать наследие, внести
свой вклад в культуру, вынуждает создавать правила, каноны, законы -
стихосложения, например.
Импульсивное, бунтарское, срывающее ограничители и маски нынешнее
сознание ищет новые формы самовыражения. Если прежде автор был счастлив,
придумав оригинальный эпитет, словесный образ, например, "облако в
штанах", то теперь автор ищет новую форму творчества, это уже не просто
стихотворение или песня, это видеопоэзия, самые различные виды
стихосложения, связанные с компьютерными технологиями, это перфоманс,
шаманство, рэп и множество других форм. Уже "просто стихи" кажутся всем
скучными.
Не буду рассматривать ситуации, когда стихи пишутся автором с помощью
компьютера - подбор рифм, обработка, создание видеоряда и аудиоэффектов,
- здесь компьтерные технологии играют вспомогательную роль. Интересен
вопрос о стихах, написанных машиной по программе, созданной человеком.
Для человека, создающего программу это тоже своего рода творчество и чем
гениальнее автор программы, тем "лучше" получатся стихи. Имеют ли они
право на существование? - Конечно, имеют, если они существуют. Но вопрос
в том, имеют ли они какую-нибудь ценность?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть взаимодействие автор
- читатель/слушатель/зритель(ЧСЗ). Как уже упоминалось, "взрослый" автор
склонен к реализму и ЧСЗ не требуется большая работа при восприятии
произведения - только восхищение: как виртуозно автор воспроизвёл
действительность.Чем дальше автор отходит от реалистичности, тем труднее
воспринимать произведение, устанавливать какие-то осмысленные связи,
находить красоту и гармоничность произведения, его "полезность". В
живописи это видно особенно наглядно: портреты, картины Шишкина, Репина,
Левитана понятны без объяснений, в картинах Рафаэля при реалистичности
написания фигур уже есть символика, которую надо знать для правильного
восприятия, чтобы понять картины Шагала или Дали, надо знать не только
символику, но и обстоятельства написания картины, чувства автора. В
произведениях Малевича, Кандинского от зрителя требуется гениальность
восприятия. Обычный человек от таких произведений отмахивается:"Мазня,
чушь!" Но это говорит "взрослое" восприятие", а "детским" взглядом
человек охватывает произведение целиком, интуитивно вычленяет настоящее
художественное произведение в обилии артобъектов.
Аналогично восприятие поэтических текстов от реалистичного "Василия
Тёркина", через поэзию Бунина, Маяковского, Пастернака к Мандельштаму,
Хлебникову, Маргарите Аль. Чтобы понять Мандельштама, Хлебникова,
читатель/слушатель должен быть не менее гениален.
Поэтому стихи, написанные машиной может воспринять лишь гениальный
читатель/слушатель, который найдёт свои связи, аллюзии в тексте и каждый
найдёт в них что-то своё. Человек ограниченный такие связи построить не
сможет и отмахнётся - "Чушь!" и он тоже прав: для него это чушь. Это
похоже на хаотичный узор - один видит в нём фигуры, другой цветы, а
третий целую историю расскажет, но кто-то видит только хаотичный узор.
Пример стихов, написанных машиной "Кибер_Пушкин":
Розовый, падший цветок георгин,
Склоняет к сожительству лень,
Бурей заброшен в курятник пингвин,
Ракушки ищет в помёте яйценесущих перин,
Так и жил,
в меру сил.
: : :
Клотильде кроткой мало надо
Слой красок
Животик сладкий мармелада...
: : :
Вечеринка в саду
А я уже ни бу-бу.
И ты обо мне ни гу-гу!!!
Ни кому, ни кому!!!
: : :
Как-то сомнительно звучит всё же...Хотя стихи многих современных
авторов, находящихся в поиске себя, звучат похоже. И всё же пусть будут
"стихи из машины" как вид творчества программистов-лингвистов, как
смешные стихи, как пародии на стихи, а кого-то они натолкнут на создание
настоящего поэтического шедевра.