Принцип Талоса

Велинский Игорь
«Принцип Талоса: идея о неизбежной энтропии»

Человечество всегда боялось, боится и будет бояться смерти, ибо этот страх был заложен в людях самой природой. Страх смерти - естественное проявление инстинкта самосохранения, который несмотря на отрешённость человека от природы продолжает оберегать своего носителя от фатальных ошибок в критических ситуациях. Но стоит оговориться, что не столько сама смерть, сколько её неизбежность пугает людей, вызывает «холодок на коже», ужас и даже отчаяние и чувство безысходности. Бунтарский дух, однако, не позволяет человеку смириться с мыслью, что он когда-нибудь умрёт, и потому в наши дни мы видим, как учёные всего мира трудятся во имя победы над энтропией, разрабатывая методы борьбы со старостью и смертью. Нежелание мириться с первозданными законами движет человеком; он как несносный подросток с расцветающим и полыхающим максимализмом пытается победить природу и своё тело, обуздать их и подчинить себе полностью. Но сможет ли человечество спастись от неизбежной энтропии, фигурально выражаясь, обогнуть принцип Талоса на дороге жизни и обрести бессмертие? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит разобраться не только с идеей данного принципа, но и с некоторыми понятиями, дабы картина происходящего смогла сложится в полной мере.

Для начала нам необходимо вспомнить, кто же такой Талос? Из древнегреческих мифов мы помним, что это бронзовый гигант, охранявший остров Крит от врагов и неприятелей. Он был практически неуязвим и бессмертен, и единственным его слабым местом была пята, где находилась жила, по которой бежал ихор (кровь богов). И здесь вырисовывается интересная метафора. Талос бессмертен и, можно сказать, он - ошибка в мировом законе смерти. Однако благодаря случаю, благодаря внешнему физическому воздействию он всё-таки погиб. Опять же из мифов мы помним, что Талос был обманут Медеей, колдуньей, которая усыпила его и вытащила медный гвоздь, из-за чего весь ихор вытек из гиганта (одна из версий), и он погиб. Первозданные порядки природы встали на свои места, божественность и бессмертие были побеждены.

Итак, принцип Талоса заключается в том, что законы энтропии ничто не может изменить, так как всё ныне живущее опирается на своё физическое существо, поэтому при бессмертности души наше тело, к сожалению, тленно. И в этом главная трагедия. Пытаясь всё-таки обессмертить себя, люди творят историю и занимаются искусством. Они пишут картины, чтобы те висели в домах, музеях и галереях, сохраняя память о своих создателях. Они сочиняют рассказы, стихи, чтобы другие люди читали их и сохраняли память об их авторах. Они совершают подвиги, дабы увековечить себя в летописях и истории города, государства, а, быть может, и всего мира. Человечество пытается спастись хотя бы духовно от смерти путём создания чего-либо; если жива память о человеке, то жив и он сам.

И это действительно так, безусловно, но это не отменяет смерти и энтропии. Когда-нибудь, например, этот талантливый композитор, сочинивший гениальные композиции для струнного квартета, покинет наш мир. Либо от старости, либо от болезни, либо от «проделок судьбы», то есть несчастного случая или той же болезни (рак, например). И, что страшнее всего, его гениальные творения могут тоже быть стёрты. Либо страшной катастрофой, либо забывчивостью человечества, если то не успеет сохранить черновики, ноты и наработки данного музыканта. Время беспощадно и хитро, и оно - главный враг жизни и лучший друг смерти.

Именно время уничтожает храмы, памятники, статуи, дома, небоскрёбы, мосты, картины, конструкции, изобретения, машины и так далее. Всё, что когда-либо было создано рукою человека, медленно стремится к своему концу, к логическому неотвратимому завершению. И не только творения его: вся природа, воплощённая в фауне и флоре, умирает, разлагается и тлеет. Каждое поколение человечества вносит свой вклад в развитие цивилизации, сохраняя память о себе в новых направлениях искусства или новейших научных разработках. Имена этих людей искусства и учёных начертаны очень скромно, где-то в уголке или на обратной стороне холста, если мы говорим о картинах, где-то внизу листа, если мы говорим про чертежи какой-то инновационной машины. Но время - жнец, который медленно двигается по полю, вспахивая его и пожиная урожай душ.

Однако, если откинуть лишний пессимизм, то мы не должны забывать одну вещь: человек остаётся человеком всегда. И будучи живым, и будучи прахом, и будучи костями в земле, на которых его потомки построили новые города, новые храмы и дороги. Память - антагонист времени, находящийся в вечной борьбе со своим недругом. Да, все эти картины когда-то сотрутся. Да, эти здания рано или поздно рухнут, а эти города затонут или исчезнут под «огненным ливнем». Но пока люди помнят о том, что они люди, помнят обо всех ошибках и достижениях своего рода, человечество будет жить вечно, каждый раз обновляясь и возрождаясь в новых представителях, в новых потомках. Только память - наш Ноев Ковчег, на котором мы спасёмся от потопа безвременья и забвения. Более того, идея о бессмертии и вечности помогают нашему роду жить и дальше, развиваться, стремиться к разгадке тайн Вселенной и природы. Дух открытий - вот наш неугасимый маяк посреди бушующего океана энтропии.

И человечество будет жить вечно. И принцип Талоса не будет применим. Пускай не на примере одной жизни, но на примере всей планеты и цивилизации.