Ее величество поэзия

Галина Молокоедова 3
(Наброски для «Предисловия» сборника стихов «Нимфа Роса».

        Поэзия- (греч. ;;;;;;;, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; особая форма художественного творчества слова, обусловленная рифмой, формой, содержанием, дистанцированной от обыденной речи, означая как наиболее важный, значимый социальный и общечеловеческий элемент.  В метафорическом смысле поэзией означает изящество изложения или красоту изображаемого предмета, события, идеи,
       Простейшая форма поэзии — слово — связана неразрывно с Музыкой. Первая форма поэзии, в которой уже можно заметить зачатки трёх её основных родов: музыка, речь, танец: хоровое действие, сопровождаемое танцами, облекаемое особой единой ритмикой в религиозных обрядах, празднествах, театре.
       В древних трактатах, хранящихся в запредельной реальности, повествуется о том, что человека от животного отличала поэзия, поскольку человек, в обыденности с постоянно повторяющимися хозяйственными нуждами не употреблял речь, поскольку все было доведено до «автоматизма», мыслительно-генетической связи. Необходимость речи появилась лишь тогда, когда человеку потребовалось выразить восторг, признательность и восхищение богам, природе, дающим ему не только хлеб и кров, но и высшее ощущение сопричастности его Бытия с Вечностью, без которых смысл существования обречен на симбиоз и исчезновение. Именно поэтому существует миф, что жизнь на земле прекратится, когда умолкнет поэзия. Казалось бы – метафора, но планета Уран, ответственная за Поэзию, единственная, чья ось горизонтальна к Солнцу. Ещё печальный пример – когда качество Поэзии снисходит к низшим пределам, возникает угроза войны, революции, атомной угрозе. И это уже реальная объективность. Поэтому поэзии предавалось во все века на всех континентах особая роль и значимость. Ещё не существовало письменности, в принятом ныне понимании, поэзия передавалась устно придворными и бродячими сказителями, певцами – бардами, филами, тулирами, скальдами и так далее.
    «Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия», — писал Кант в «Критике способности суждения»
«Поэзия и проза суть явления языка», — гласит изречение Вильгельма Гумбольдта, которое является исходным пунктом теории поэзии. Общий ход человеческой мысли есть объяснение нового, неизвестного при посредстве уже познанного, известного, названного.
     Поэзия признается особым видом мышления, противополагаемым прозе, науке; поэзия есть мышление в словесных образах, тогда как проза есть мышление при посредстве абстракций, схем, формул. "Наука и искусство равно стремятся к познанию истины, — замечает Карьер, — но первая переходит от факта к понятию и к идее и выражает мысль о бытии в её всеобщности, строго различая отдельный случай и общее правило — закон, тогда как второе воплощает идею в отдельном явлении и сливает идею и её наглядное проявление (образ) в идеале.
Поэзия может быть названа познанием миpa при помощи образов, символов, и этот образный способ мышления свойственен всем — и детям, и взрослым, и первобытным дикарям, и образованным людям. Поэтому поэзия — не только там, где великие произведения, но везде, ежечасно и ежеминутно, где говорят и думают люди. «Поэзия — везде, где за немногими чертами определенного замкнутого образа стоит многообразие значений».
    Для мысли человеческой, тяготимой разрозненностью мира и ищущей обобщающих форм, чтобы удовлетворить свою вечную «жажду причинности» (нем. Causalit;tsbed;rfniss), поэтический образ является именно таким обобщающим началом, основанием, у которого группируются организованными массами необъединенные явления жизни.
     Поэзия делается суггестивным способом мышления, говорит современная эстетика; имеет свойство быть иносказательной, подходит под бесчисленное множество применений. Сообщение о прозаичности, ничтожном восприятии реальности — «Солнце отражается и в луже» — в поэзии, посредством иносказательности, метафоричности получает способность говорить о чём-то совсем ином, например, об «искре Божьей в душе заблудшего человека». Слово из конкретного становится абстрактным, из живого образа — отвлечённым знаком идеи, из поэтического — прозаическим и наоборот.
Не умирает, однако, прежняя потребность мысли в конкретных представлениях. Она старается снова наполнить абстракцию содержанием, иногда — старым; она заменяет «старые слова» новыми, иногда тождественными с прежними по сути, но не потерявшими ещё силы рождать живые образы: бледнеет,
    Все эти общеизвестные выкладки в интернет, однако не принимаются к сведению современной культурой. Положение поэзии, равно как и всего общества, подвержено инертной силе снисхождения сложного, посредством механики, электроники к простейшему, что влечет к полному разложению и исчезновению.
Ранее в культуре были понятия высших уровней, такие как добродетели, академичность, идея, и поэзия, творчество несло гордое название «Золотой век» процветания, просвещения.
    Далее , до и после революции поэзия становится «Серебрянной», что кажется несколько преувелиенной, упадок культуры, образования, ритмов и понятий стал настолько низменно-заземленным, ритмы рванными и примитивными, что «жестянкой гремучей» её было назвать более верно
Ныне – век «аллюминевой поэзии» Открывались новые горизонты и возможности в науке и культуре, цивилизация путем индустриализации выходила на новый уровень бытия – механика освобождала людей от трудоемких жизненеобходимых работ, освобождая место для нового – человеческих творческих свобод.
Но, по объективной реальности бытия – механизмы, электроника и вся деятельность человека не производила бытие, а поглощала его, создавая материальные ценности.
    Так электроника и механика поглотила флору и фауну. Тонкие способности чувствования, видения, осознания и даже первичные физиобиологические нормы генерации перестали быть таковыми, нарушая экологию человека и лишая его чувства здравомыслия и самосохранения, утрируя нормы морали и поведения, коверкая понятия и разрушая их.
    Поэзия успешно сопротивляется коррозии времени. Она из примитивной, кухонной, душещипательной и речитативной, подверженной хакерству и автоплогиату, использующих ритмы, энергетику, механику, но не вдохновение - становится думающей, идейной духовной, остро проблематичной, высоко лиричной, идет в массы и требует конструктивных качественных перемен. "Душа обязана трудиться" Труд души - это вдохновение, этичность, культура, образование, терпение, милосердие, вера, надежда, любовь!