О сингулярности русской культуры

Геннадий Москвин
«Кто красив – одно лишь нам радует зрение.
Добр же кто – сам собой и прекрасным покажется».
(Сафо, "Лира священная")


         Человек всю свою историю преобразовывает природу, а природа  —  человека. Теперь, как и раньше, это называется «стремлением хаоса к гармонии». Устойчивое состояние этого динамического равновесия называется «жизнью».

         Ученые мужи говорят, что человек всю свою историю деятельно адаптирует мир под себя на основе знания о мире. Теперь это называют «наукой». И адаптирует себя к окружающему миру — это называют «культурой». Ну что же, формулировать, так формулировать.
         
          Понятие культуры, строго говоря, — тупиковое. И вообще к науке никакого отношения не имеет. Набор черных и белых квадратов. И только. В узком смысле это понятие никого и ничего не развивает, а только ограничивает. Дикарю на острове культура не нужна. Культура — это глоссарий общественных отношений и система запретительных табу. Значит, культура — признак ограниченности. Кому это понравится?

          Ограниченность — враг свободы. Но без свободы нет развития. При ограниченной свободе — получаем ограниченное развитие, предел. Ограниченный предел для ограниченных субъектов.  Следовательно, культура обречена беспределом ограничения, сингулярностью.

           Культура — инструмент заключения, ограничения свободы, то есть, классическая тюрьма народов. «Субъект» в ней — тот же зек, примитивный «киборг», только «окультуренный». Это и есть «культура» человека в общественной среде обитания? Этого нельзя, а это — неприлично.

          Культурный «киборг» хотя и полезен для общества, но противен абсолютной свободе отдельной личности. Поэтому само понятие «культуры» требует непрерывного обновления и уточнения. В результате этой простой логической конструкции получается, что «адаптировать» себя к окружающему миру — это значит накладывать на себя руки.

         Дальнейший курс будет прокладываться не вопросом «куда идем?», но вопросом «от чего бежим?» Похоже на панику. Критические ситуации, приводящее к панике, тоже подвергаются прогнозу. По некоторым данным моделирования, глобальный кризис в виде коллапса наиболее вероятен в период с 2029 до 2033 года, так что многие до этого времени не доживут. Такое бодрое сообщение вносит некоторый заряд «безнадежного» оптимизма.

         Мы можем расширять горизонт достоверного объяснения и предсказания, но человеку принципиально не дано узреть до конца бесконечность. Из бесконечности следует и отсутствие осмысленной глобальной, «вселенской» конечной цели, и невозможность начального замысла, по масштабу соответствующего этой цели.

         Культура всегда будет запаздывать — новые ответы не смогут возникнуть раньше новых вопросов. Но с культурой имеются проблемы. Не случайно так часто в истории то один, то другой вождь при слове «культура» хватается то за «вальтер», то за пистолет системы Макарова, то за топор системы Раскольникова.

         Культура не только опаздывает, но и вообще не соответствует непрерывно обновляющимся условиям. Проще говоря — она умирает, или перерождается в новые формы в новых условиях коммуникативных возможностей. Консерватизм и осторожность в оценке состояния и возможностей развития культуры  —  это признак наличия ума и ответственности за результаты мышления. А если это так, то такой подход не тревожит, а обнадёживает.

         О проблеме соотношения культуры и «лингвистики». Мы можем иметь полное описание «объекта» с точки зрения принятого «языка», но достаточно ли именно этого «языка» для описания объекта? Может ли человек выйти на некий «метаязык», универсальный и описательно исчерпывающий Вселенную?

         В своё время еще Витгенштейн заметил, что многие проблемы философских споров порождены не парадоксами бытия, а принципиальными конструктивными противоречиями языка человека. То есть, мы бродим не столько по лабиринтам мира, сколько по подвалам и чердакам собственного языка, замкнувшейся на себя мысли.

         Но эта гипотетическая возможность не означает, что всякий бред адекватен разумному, с точки зрения логики, высказыванию. У нас есть еще практический опыт — хорошее средство для отсеивания словесного мусора.

         Не только люди, но и государство оказалось не готово к изменениям в новом способе устройства жизни. И всё потому, что в основе своей идеологии государство опиралось на догматические постулаты, раcкопанные на западных свалках истории.

         Капитализм всегда жил и процветал колониями. Рухнули колонии - и у капитализма начались проблемы. Это  — начало неизбежной агонии изжившего себя способа развития общества. Что ищет на этой свалке Россия? Где она разживется колониями? На что рассчитывает? Мы видим как раз обратное  — границы государства Российского тают на глазах. На очереди  — Курилы?

        Государство не предложило людям собственной, более или менее «универсальной» идеологии, соответствующей произошедшим изменениям в реальной жизни людей. Бездарные жулики и карьеристы, дорвавшиеся до власти под демократическими лозунгами, тупо начали  копировать «скриншоты» развала балтийских революционеров и прикладывать их к российской действительности.

        К чему привели страны Прибалтики эти безграмотные, но национально озабоченные лаборанты эпохи перестройки — не трудно проверить: к экономическому дефолту, нищете и разрухе и, в конечном счете, к массовой эмиграции из страны. Известные в истории плоды всяких революций, не правда ли?

        Россию ждет то же самое, если не еще более сильное разочарование. Увы — ею командуют те же недоучившиеся «лаборанты», принявшие власть из рук горького пьяницы. Ни один горе — руководитель «ельцинской гвардии» за развал страны так и не не ответил перед народом. Ни один! 

        И ни за что не ответит, пока в Конституции не будет специальная статья "О персональной ответственности власти за принимаемые решения". Безответственность и безнаказанность власти - вот главная причина того, что происходит в стране не так, как надо. 

        В Москве уже сейчас проживает не больше 30% русских.  В больших городах все идет к тому же — русские становятся национальным культурным меньшинством в своем доме. Доминантой культуры становится не гордость Большим театром или балетом, а способность с улыбкой наслаждения отрезать голову овце. Почувствуйте разницу.

        Чувствуется полное отсутствие русской национальной доминанты в стране. Отсюда безысходность экономики и разброд умов. Поэтому именно сейчас общество крайне нуждается в новых Толстых, Бердяевых, Лесковых, Соловьевых, Булгаковых (без мистической дребедени), Флоренских, Франках и так далее.

        Нужно развивать философскую мысль, переступая определенные барьеры. Именно «за барьерами» прячется дух новизны и развития. Сомневаться и рассуждать — это вовсе не значит осуществлять агрессию «рационалистического скепсиса». Сомнение — первый шаг зарождения нового.

        Это замечание очень важно. А то ведь как нас на уровне «исторической общности» людей типа советского народа учили: рассуждать о «народе вообще», абстрагируясь от его национально-этнических и культурных особенностей, а значит, не соблюдая соответствующих интересов.

       Человек, как историческая общность, - это безликий «электорат» или «хомо сапиенс обыкновенный», а не конкретный человек, опосредованный конкретной культурой. Стадо баранов и цивилизованное общество  — это совсем разные вещи. Степень этого различия и определяет уровень цивилизации общества, способного к саморазвитию.

       Как совокупность «элементов исторической общности» не равно сумме цивилизованных личностей, так и сумма намерений не равна полученному результату. Не существует вообще абстрактного понятия «мать», «родина», «отчизна». В природе и в обществе существует исходная цепь приоритетов.

       Имена внутренних врагов России известны, их рожи не слезают с экранов ТВ. Их имена, слова и поступки надо постоянно публиковать, создавая для них невыносимую атмосферу дискомфорта тотального контроля. А для этого нужны русские, патриотические СМИ. А в российских СМИ, радио и других фекальных ТВ каналах -  НТВ, РТР, Первом, Дождь и т.д., как в кривом зеркале, ничего хорошего про русских не увидишь, не прочтешь и не услышишь.

       В новостях на государственном ТВ нас потчуют поганой рекламой, а в пошлых сериалах ежедневно показывают тотальную разруху, чернуху и порнуху. О какой культуре может идти речь, если делается всё, чтобы русским даже смотреть на себя было противно? А значит и на свою Родину. Дело доходит до того, что даже на русских сайтах интернета разобраться в чисто русских отношениях, причем в совершенно корректной форме, кому-то представляется неприличным, даже противоправным. Кому служат эти «правдоискатели» и «блюстители правопорядка»? Кто им за это платит?

       Факты есть факты. Против них не попрешь. Страх говорить правду — явление животного происхождения. Развращает не только ложь. Развращает безропотность и безразличие народа к своей судьбе, а значит и к судьбе своей униженной олигархической властью Родины.

        Не "зомбированные" культурой люди - это, проще говоря, неуправляемые дикари. Человек разумный - это социум, а не мартышка. Философия если и не выводит старое мировоззрение из точки сингулярного застоя, но хотя бы пытается вскрыть причины и указать на критические точки в состоянии общественного сознания, обозначает возможные пути выхода из тупика. Вне критики - только отжившая свой век Конституция. Только Библию читают, чтобы не дискутировать, а исполнять.

       Самосознание угнетенного русского народа не должно быть пассивным вместилищем фактов, которым на равных правах владеют сердобольные русские правдоискатели, заинтересованные русофобы и лжецы.

       Национальное самосознание — это важнейшая часть духовной жизни, без которой человек превращается в животное. Если эти понятия составляют неотъемлемую часть ощущения «себя», то и отношение к этим понятиям будет равнозначным отношению к себе. А кто к себе станет относиться плохо?

       Никто ни Конституции, ни законов не предлагает отменять, просто их надо усовершенствовать и привести в соответствие международным нормам, актуальным вызовам современности и специфическим требованиям данной страны. С учетом особенностей национальной культуры и сложившейся безрадостной ситуации в России.