Кот ученый

Саша Богданов
     Эти обгорелые листы и клочки пергамента были обнаружены в подвале старинного особняка. Судя по находкам, там когда-то жил историк, который изучал архивы средневековой инквизиции.

- Скажи, о , богиня Баст, почему люди настолько непостоянны? Уже несколько тысячелетий кошачий род живет бок о бок с людьми, но такого ужаса не было ... Ладно мальчишки, эти всегда норовили нас то за хвост дернуть, то шишкой запустить, но  сегодня –  это разъяренная толпа взрослых мужчин  и женщин с камнями, дубинами, крючьями... Они везде - на улицах, крышах, в подвалах. Что они творят с пойманными кошками и котятами?! Вырывают усы, выкалывают глаза, перебивают палками спины, протыкают пиками, бросают в огонь...  Совсем исчезли сердобольные старушки, которые делились с нами разными вкусняшками. Что это?!  Куда толпа ведет эту пожилую женшину? Я знал эту милую даму, и часто грел ей колени в долгие вечера  в ее уютной комнатке.  А когда у нее от возраста и одиночества болело сердце, я ложился к ней на грудь и снимал приступы.  Однажды в полнолуние я раскопал на пустыре за крепостной стеной корень валерианы и принес ей. Она удивилась такому подарку, но сообразила отварить корешок и выпить отвар. Утром я отвел ее на пустырь, где она насобирала себе этих целебных кореньев на всю зиму.  Валерьянка – это наш кошачий секрет.  Я не знаю, почему людям это растение помогает успокоить сердце. А когда мне пришлось уйти, она завела у себя дома несколько кошек ... наверное,  они  тоже чему-то обучали ее,  раз она их очень любила. Даже боюсь подумать, что толпа сотворила с ними.

... Люди во все века  называли нас посланцами другого мира, завидовали нашему тонкому обонянию и слуху, способности видеть почти в темноте, нашей ловкости и самостоятельности. Наша живучесть и способность к самолечению породила миф о том, что у кошки девять жизней. Самые проницательные из наших поклонников обращали внимание на то, какие растения мы едим, заболев, и стали собирать и сажать эти растения в своих малюсеньких двориках. А в доме травника кошка - желанный компаньон: там сухо и чисто, хорошо пахнет и нет блох, а с мышами и крысами коты разбираются сами, не давая портить и смешивать сухие растения. Вы обратили внимание, как много в традиционном английском садике лекарственных растений? Это не случайно, уверяю вас.

     (Этот лист пожелтевшего пергамента уцелел почти полностью). Отношения людей и кошек насчитывают целые тысячелетия и всегда были взаимовыгодны. Глиняные таблички, обожженные в третьем тысячелетии до новой эры лекарями древнего Шумера, содержат рецепты применения ивовой коры (природный аспирин!), чабреца, горчицы, пихтовой смолы и пыльцы. Лекари Вавилона добавили к числу целебных растений дурман,  белену, льняное семя, корень солодки. Кто как не кошки подсказал жрецам Египта, что солнечный свет лишает некоторые травы целебных свойств, и что их нужно собирать ночью и сушить в темноте? А кто раскрыл людям кошачий секрет,  что сырая печень восстанавливает остроту ночного зрения? Кто обратил внимание  людей на простую причинно-следственную связь, что раз дыни вызревают лежа прямо на земле, не давая червякам заползти внутрь, то дынные семечки обладают силой изгонять из организма человека глистов? А то, что натуральная хна –это отличное противогрибковое средство?!  Не случайно в Ассирии, древнем Египте, Индии, Китае, арабских странах – везде, где узнавали о целебных свойствах растений, люди меньше страдали и с большим уважением относились к кошкам! И это было справедливо, потому что острота кошачьего зрения, нюха и слуха намного превосходит способности человека в поисках целебных растений. Мудрые кошки всегда были не только хранителями этих знаний, но при возможности находили способ поделиться своими секретами с  людьми.  Конечно, со стороны все это выглядит как мистика, но если подумать, .... раз кошкам и людям  было комфортнее выживать вместе, чем порознь, то, помогая людям сохранять здоровье,  кошки тем самым заботились и о себе и своем потомстве.  Разве это не логично? А скольких человеческих детенышей кошки спасли от змей? О том, что несколько кошек способны надежно защитить от крыс и мышей семенной фонд в амбарах, написано даже у Плиния. Кс-кс-кстати, в Древней Руси кошка ценилась дороже лошади, можете себе представить? Наверное, у рачительных хозяев  в ходу была и такая поговорка: «Кота мне! Полхозяйства за кота!».  Шучу, конечно. Мы, кошки, любим пошутить  и поиграть. Только больно обо всем этом говорить теперь, когда за каждым котом, особенно, если он родился черным, идет настоящая травля и охота. А любого, заподозренного в любви к кошкам, волокут на суд инквизиции, выпытывая признания в колдовстве и о связи с дьяволом.  Бедные старушки, бедная Европа.

     (Этот кусок пергамента содержит конкретные числа и имена) ...мир рушится. Ересь в который раз кромсает Европу на лоскуты.. Увы, у ереси тоже есть свои корни и своя история. В  справочнике богослова и философа Иоанна из Дамаска, чья жизнь вместились между  675 и 753  годами после Р.Х., было описано сто (!)   самых распространенных ересей той эпохи. А ведь были и другие. Понятно, что каждая община верила в истинность  учения, проповедуемого ее духовным пастырем.  К сожалению, диспуты между пастырями все чаще оборачивались драками, обвинениями, взаимными проклятиями и  заканчивались самосудом. Народ безумствовал. Простые люди очень послушны и готовы, не особенно раздумывая,  делать то, что им говорит человек, которому они доверяют. Казалось, что восстановить единство былого мира невозможно. Нужно было принимать срочные меры. Для этого во все века были необходимы: идея, система, кадры и бюджет.

     Один   мудрый  старик смог найти и соединить все необходимое, и  ему удалось  изменить историю Европы, как никому другому.  Он знал, что тот, кто хочет остановить беспорядок, должен вначале его возглавить. Его оружием стало слово рукописное, скрепленное свинцовой печатью.  Его подробные инструкции, получив название булла,  становились  истиной. Любое разномыслие объявлялось ересью и оперативно пресекалось. Чтобы не пустить самосуд на самотек,   высокую честь выбивать дурь из голов еретиков он доверил монахам нищенствующего ордена.  Мудрое решение. Нашлось дело и толпе. Тому, кто успевал первым оповестить членов ордена о подозрительном поведении соседа/соседки, доставалась четверть имущества еретика и его/ее  жилье. А жилищный вопрос, как известно, хорошо мотивирует людей к активным действиям.  Этот принцип  помог мудрому старику  перевести эмоции толпы в задуманное  русло. Шестеренки закрутились, и его Система заработала как часы.


     (Но при чем здесь коты? Увы, котам в Европе в Средние века просто не повезло, они попали под горячую руку в горячее время.  А дело было так. Слушайте внимательно).

     Бороться сразу против ста врагов невозможно. Нужно найти самого опасного, дать ему уничижительное прозвище, которым и заклеймить всех остальных врагов. А потом  подсказать толпе, как именно она может эффективно их находить. Самые опасные еретики были несомненно те, кто сомневался в праве служителей церкви получать свою десятину, строить роскошные храмы с епископскими кафедрами,  а также те, кто критиковал стремления духовных лиц вмешиваться в мирские дела государей, кто призывал народ вернуться к апостольской простоте. Таких еретиков в Европе и ее окрестностях было слишком много и назывались они по-разному: манихейцы, новациане,  оригенисты, патарены,  публикане,  фифлы...  Вот-вот, вы прочли эти ничего не значащие названия и вам стало скучно, правда?  А толпе нужен враг с конкретным и понятным названием. Кто будет  копаться в тонкостях их ересей, когда проще сгрести сразу всех под одну гребенку!?

     Этот мудрый старик умело поработал и в этом направлении, тем более, что в его распряжении была папская библиотека. И вот что он там обнаружил. Каноник Экберт из Шёнау  в своем трактате 1163 года смешал в кучу два созвучных термина:
- «кафары» (от греч. ;;;;;;; — «чистые, неосквернившиеся»)  греческое название приверженцев учения новациан эпохи раннего христианства. В  адрес «катаров» в разных странах и местностях употребляли также названия «альбигойцы», «манихейцы», «оригенисты», «публикане»  и даже «ткачи», так как это было весьма распространенным занятием членов этой секты, но вот именно название «катары» сыграло в этой истории ужасную роль, поскольку было созвучно со словом:
- cattari («котопоклонники») -  латинское название  еретиков, якобы склонных к  ритуалам с участием кошек.

     Бинго! Это было именно то, что нужно! Папирусы с изображениями древнеегипетской богини Баст  в виде кошки или женщины с головой кошки послужили весомыми аргументами для суда инквизиции. И папа Григорий IX в своей булле  «Vox in Rama»   в 1234 году, через три года после организации им же инквизиции,  очень просто и доходчиво свел все к общему знаменателю: коты - это воплощение дьявола. Все, кто с  ними общается- колдуны или еретики.

     С той самой буллы термин «катары» стал слишком часто использоваться в документах инквизиции... Толпа, помогая в подавлении ереси, заодно практически полностью уничтожила котов. Полчища крыс и мышей затопили улицы, подвалы и дома. В Европу надолго пришла «Черная смерть» - чума и другие моровые эпидемии.
 
...кошки всегда были свободны, а люди - нет. Рабские души завидовали нашей независимости. Простят ли кошки людям века уничтожения? Вряд ли, это был слишком серьезный и длительный урок. Кошки, в отличие от людей, не ходят по граблям. Люди, берегите кошек. Тот, кто уничтожит кошек, обязательно придет по вашу душу.


МЕСТЬ ЧЕРНЫХ КОТОВ

Часть 1  Пролог

Мне  приснились черные коты,
Как одновременно их хвосты
Наводились, как ракеты, на меня,
Нет спасения от темного огня.
Высший суд, который в мире есть,
Девять жизней дал котам на месть.
Даже если их обидел прадед твой,
Не уйти тебе от мести родовой.

Метя запахом на «свой» или «чужой»,
Чтоб коты другие знали, кто такой,
Этих мстительных котов живая сеть
Не позволит тем спокойно умереть,
Кто слепых котят от кошки отрывал,
Их живьем топил и в землю зарывал,
А назавтра, мать убитых, о, злодей,
Гладил он, как будто б все ОК.

И когда тебе приснился мертвый кот,
Это значит,  наступает твой черед
Оплатить грехи в своем роду
Высшему Кошачьему суду.
За котят, задушенных петлёй.
За котят, сожженых головнёй.
За котят, утопленных в пруду.
За котят, закопанных в саду.

На тебя они, как порчу, наведут
Череду неподходящих «половин»,
Их не сразу осознАешь как беду,    
И в конце-концов останешься один,
Без любимой, без друзей и без детей,
Нет расплаты безнадежней и больней.

И следят коты, бок- о- бок, день -за -днем,
Как стареешь в одиночестве своем.

Не уйти от излученья этих глаз,
Зная цену нам и нАсквозь видя нас,
Их кошачий клан значительно мудрей,
Чтобы верить в покаяние людей.

И пока твой пульс вибрирует как нить,
Чтобы жизнь твою никчемную продлить,
Терпеливо круглосуточно пасут,
И от приступа сердечного спасут.

Кот способен без особенных затей
Понимать язык безумных и детей;
И когда впадешь ты в детство, в тот же миг,
Кот начнет с тобой общаться напрямик.


Часть 2 – Исполнение приговора

Вот, лапами помяв чуть-чуть,
К тебе улегся он  на грудь,
Уставился  «глаза в глаза»,
Что взгляда отвести нельзя.

И осторожно теребя,
Твое безропотное тело,
Гипнотизирует тебя
Спокойным взглядом Азазелло.

- Да,  не случайно, погоди,
Лежу я на твоей груди..

- И успокойся, я – не Вий,
Не веки поднимаю, брови,
Ты - как котенок, невиновен,
Но дед твой - знал про «не убий!»

Уверен, что сейчас, в тиши,
Поймешь ты речь мою немую,
Сквозь «зеркало твоей души»
Я подключился  напрямую.

Тебе я покажу кино -
Оно в твоих хранится генах,
Все это было так давно,
Но ты увидишь непременно,
Как будто в  роли очевидца,
Как прадед твой идет пешком,
С лопатой и большим мешком,
В котором что-то копошится.

Вот, вырыв ямку у куста,
Он вытряхнул котят туда.

И, прежде, чем добить лопатой,
Слегка присыпал их  землей, 
Чтоб обувь кровью не закапать,
И чтоб не слышать писк и вой.

И принял, через этот ужас,
Кошачий бог кошачьи души.
Дозволено ли нам простить,
И эту смерть не отомстить?

- Ты хоть почувствовал немножко,
Как на душе скребутся кошки,
Когда  царапают мешки
Котят убитых коготки?

А впрочем, все уже не важно,
На милость уповать нельзя,
Раз у Фемиды и присяжных
Котят незрячие глаза.

У нас свои прокуратуры.
Я только исполнитель, да.
И, как знаток акупунктуры,
Воткну я коготь -  вот сюда.

Ты станешь зомби. На неделю.
Как будто мертв, ты будешь жить,
Чтобы друзья на самом деле
Смогли  тебя похоронить.
Ты не дыши - не задохнешься.
Когда ж наступит тишина,
В забитом ящике очнешься
От летаргического сна.

И пусть тебя вопрос томит,
Пока не отказали нервы:
- Что шевелюрой шевелит:
Могильный ужас или черви?