Перуново дерево

Таня 5
Дуб был у Славян олицетворением силы, мощи и в древности посвящен могучему Перуну. Грозный характер привёл к нередкой узурпации Громовержцем функций Бога войны. Представление о могуществе такого Бога, видимо, привели к его увязке с самым могучим деревом — Дубом. Его так и называли — Перуново дерево.

Под священными дубами у Славян происходили все важнейшие события — собрания, свадебные обряды, суды. В священных дубовых рощах наиболее старые и уважаемые деревья обносились оградой. Там они совершали свои жертвоприношения, делали предсказания, составляя их в зависимости от шума деревьев и шелеста листьев.
Осколки уважительного отношения к дубу сохранились как у Славянских, так и у других народов буквально до последнего времени. Так, в некоторых губерниях Украины ещё в XVIII веке служили молебны возле дуба. В Германии в XVIII–XIX веках водили хороводы возле старых дубов. В начале XX века в Бобровском уезде Воронежской губернии был обычай — молодые после венчания, выйдя из церкви, шли к соседнему дубу и три раза объезжали вокруг него, тот же обычай был и у Витебских раскольников.

На Полесье Дубы боялись рубить, считая их «Божьими душами». По украинским поверьям дубы не подпускают к себе тёмные силы, поэтому крестьяне не боялись под ними отдыхать.

У балтийских Славян были священные рощи, а в них священные Дубы, так, Герберт (XII век) описывает, что в г. Штеттине находился густолиственный дуб, у подножья которого протекал источник, местность эту народ почитал священной, здесь же и почитали священное ореховое дерево. Саксон Грамматик описывает храм Славянского г. Короница, в котором идол Руевита был сделан из дуба. Немецкий церковный автор XIII в. Гельмольд сообщал о западных славянах: «На пути (из Старграда в Любек) мы заехали в рощу, единственную в том краю. Там, между старыми деревьями, увидели мы и дубы, посвященные Богу той страны — Проне (Перуну).

Они были окружены двором и деревянной, тщательно отделанной оградой с двумя воротами. Это место было святилищем для всей страны, имело своего жреца, свои праздники и разные обряды при жертвоприношениях. Сюда, после праздника, сходился народ на вече с жрецом и князем для суда. Вход во двор воспрещен был всякому, кроме жреца и тех, кто желал приносить жертвы или кто, угрожаемый опасностью смерти, искал убежища». Об аналогичных данных у южных Славян (болгарах) пишет Державин. У сербов дуб называется грм, дубовый лес — грмик.

Византийский историк Константин Порфирородный (949 – 959 года), подробно рассказывает, как Россы на обратном пути из Византии, миновав опасный Крартский перевоз, причаливали к озеру Хортица и тут приносили жертву перед большим дубом: «… и на этом острове совершают свои подношения, так как там растёт огромный дуб». В наше время в Запорожье сохранился огромный Дуб, высотой 36 м, обхват — 6,32 м. Возраст около 700 лет. По легенде в 1675 году кошевой атаман Иван Сирко пишет под дубом письмо турецкому султану. В 1943 году Гитлер хотел распилить дуб, вывезти его в Германию и там собрать как символ победы германского духа над Славянским. А.Кашпировский предупреждал, что усыхание последней ветки дуба обернётся для Украины непредвиденными последствиями. Сейчас дерево почти засохло, в живых осталась лишь одна ветка. Возле дуба на данный момент установлены растяжки для фиксации его веток.

В Белоруссии некоторым священным дубам носили хлеб-соль. На ветках дубов вешали рушники. Отдельные дубы, которым поклонялись, именовались «Божьими». Некоторые священные дубы обладали целебными свойствами.

Ученный Базовский в Taumaturgus Polonus, в житии св.Яцка, глаголит, что жители Киева в тайне собирались на близком к городу острове, для совершения там каких-то священных обрядов, причём оказывали особое почитание находившимся там старым дубам.

В летописи, относящейся к Галицкому княжеству, упоминается Перунов Дуб, стоявший на меже двух владений у Перемышля, сказано, что князь Лев Данилович в одной дарственной записи 1302г., определяя границу надела, прямо глаголит, что «граница этой земли идёт от горы до Перунового Дуба».

В Литве долгое время сохранялись священные рощи, которые в XV веке уничтожал Владислав Ягелло. Вендерер, живший уже в XVII веке, во время своего путешествия нашёл в Мариенгаузене (Латвия) священный Дуб, которому поклонялись местные жители, латыши, и называли его «Перуновым Дубом».

Кроме сильного дерева Перуну были посвящены и сильные животные, один из них Вепръ (Кабан), на что указывают вещественные доказательства: в 1910г. на дне реки Десны, при углублении её русла между городами Остером и Черниговом, был найден ствол дуба с инкрустированными в него четырьмя челюстями дикого вепря. Клыки были покрыты какими-то знаками, более ранние находки кабаньих клыков имеют только отверстие для привешивания. У Славян, как доказательства благочестия, украшения, ритуальные предметы, складывали у подножья жертвенника – особенно головы, рога и клыки вепря. В.Б. Антонович находил эти трофеи на местах древних киевских капищ и В.В.Хвойко в садах при Десятинной церкви.

И так видно, что Дубы были и остаются деревьями имеющими даровать силу и здоровье. После крещения Руси, связь с Перуном уже не всегда ощущалась, но всё же её можно видеть в широко распространенном у Славян поверье: при первом весеннем громе нужно прислониться спиной к Дубу или чему-нибудь Дубовому — чтобы не болела спина. И вне такой привязки во времени: если болит спина, нужно прислониться к Дубу во время грома.

В VI в. византиец Прокопий Кесарийский в своей истории «Война с готами» (VII, 14, 23-24) записал об Антах и Славянах: «Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят требу и совершают другие священные обряды...»

Сайт " Будет здоровы".