833-835. Владимир Высоцкий

Календарь Знай-Наших
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 833–835

ВЛАДИМИР  ВЫСОЦКИЙ
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
1938, Москва – 1980, там же

Отец был полковником и в 1947 – 1948 годах служил в советском гарнизоне на территории ГДР. Может
Быть  именно  там,  в  давящей  гарнизонной  скуке,  за  стенами  которой  была  опять  же  серая  скука,
в  душе  мальчика  рождался   будущий   певец-бунтарь,   которому  было  суждено  стать  насмешливо-
издевательским протестом во плоти против превращения всей жизни в гарнизонную. Высоцкий пришёл
к  Юрию  Любимову,  как  Хлопуша  пришёл  к  Пугачёву,  –  душа  одного  мятежника  искала  другого
мятежника-главаря.   Наверно,   поэтому   Высоцкий   так   потрясающе   сыграл   Хлопушу  –  в   цепях,
впивающихся в его полуголое тело в лохмотьях, на сцене, превратившейся в наклонную плаху. Почему
Высоцкий   хотел   сыграть   роль   своего   друга  –  бывшего   заключённого,   а  ныне   золотоискателя
Вадима  Туманова,   который  несколько  раз   бежал  из  лагерей?   Да  потому,   что  вся  жизнь  самого
Высоцкого  была  попыткой  побега  от  гарнизонщины.   Он  был  хорош  во  многих  ипостасях:  и  как
матрос, накалывающий на штык билет  перед  входом  в  Театр на Таганке  на  спектакле  «Десять  дней,
которые потрясли мир», и как Гамлет в джинсах, хрипло поющий под гитару пастернаковские стихи «Я
один.  Всё  тонет  в  фарисействе».   Но  самой  его  лучшей  ролью  была  роль  беглеца,   сыгранная  им
в жизни. Это была именно роль,  потому что  он не мог убежать по-настоящему и навсегда.  Он  не  был
гениальным поэтом. Но он был гениальным беглецом из несвободы  в  свободу песен,  которые  он  пел.
Те, кто не  мог  быть  свободен  в  личной  жизни,  обожали  его,  как  самих  себя, воплощённых  в  нём.
В этом –  разгадка  невероятной  прижизненной  и  ещё  более  невероятной  посмертной  популярности
Высоцкого, чья могила вот уже столько лет засыпана сугробами цветов.
Когда во время гастролей в Набережных Челнах он шёл после спектакля в гостиницу, на подоконниках
рабочих общежитий стояли десятки магнитофонов,  игравших  его  песни.  Его  приглашали  к  себе  на
дачи члены Политбюро, которым тоже хотелось  почувствовать себя  иллюзорно свободными,  хотя бы
на  часок-полтора.    Как  Зощенко  песни,   он  создал  целую   сатирическую  галерею   наших  родных
советских морд,  близкую  к  персонажам  Олега Целкова,  и в  то  же  время  в нём  билась  есенинская
исповедальная жилка. Высоцкого хоронили более чем сто тысяч москвичей,  когда он  погиб, надорвав-
шись от водки, наркотиков и под неиллюзорной  тяжестью иллюзии свободы,  в  которую ему так  и  не
удалось по-настоящему убежать.

'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(1)
. . . . . . * * *
                Марине Влади
.
И снизу лёд и сверху — маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там — за дело в ожиданье виз.
.
Лёд надо мною — надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня,  даже старые стихи.
.
Мне меньше полувека, сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
. . . .
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(2)
. . . . . . БАНЬКА ПО-БЕЛОМУ
.
Протопи ты мне баньку по-белому,
я от белого свету отвык,
Угорю я, и мне,  угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
.
Протопи ты мне баньку, хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю,
На полоке у самого краюшка
Я сомненья в себе истреблю.
.
Разомлею я до неприличности,
Ковш холодный – и всё позади.
И наколка времён культа личности
Засинеет на левой груди.
.
Протопи, протопи,  ты мне баньку по-белому,
Чтоб я к белому свету привык,
Угорю я, и мне,  угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
.
Сколько веры и лесу повалено,
Сколь изведано горя и трасс,
Как на левой груди профиль Сталина,
А на правой – Маринка в анфас.
.
Эх, за веру мою беззаветную
Сколько лет отдыхал я в раю,
Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость мою.
.
Протопи, протопи ты мне баньку по-белому,
Я от белого света отвык.
Угорю я, и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
.
Вспоминаю, как утречком раненько
Брату крикнуть успел: "Пособи!"
И меня два красивых охранника
повезли из Сибири в Сибирь.
.
А потом на карьере ли, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал, как бьются сердца.
.
Не топи ты мне баньку по-белому,
Я от белого свету отвык,
Угорю я и мне угорелому
Пар горячий развяжет язык.
. . . .
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(3)
. . . . . . ОХОТА НА ВОЛКОВ
.
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня – опять, как вчера, –
Обложили меня. Обложили!
Гонят весело на номера!
.
Из-за елей хлопочут двустволки –
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.
.
         Идет охота на волков. Идет охота!
         На серых хищников – матерых и щенков.
         Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
         Кровь на снегу и пятна красные флажков.
.
Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука!
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.
.
Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали – "Нельзя за флажки!"
.
         И вот – охота на волков. Идет охота!
         На серых хищников – матерых и щенков.
         Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
         Кровь на снегу и пятна красные флажков.
.
Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же – вожак, дай ответ –
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?
.
Волк не может, не должен иначе,
Вот кончается время моё.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся – и поднял ружьё...
.
         Идет охота на волков. Идет охота!
         На серых хищников – матерых и щенков.
         Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
         Кровь на снегу и пятна красные флажков.
.
Я из повиновения вышел
За флажки – жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.
.
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня – не так, как вчера!
Обложили меня, обложили,
Но остались ни с чем егеря!
.
         Идет охота на волков. Идет охота!
         На серых хищников – матерых и щенков.
         Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
         Кровь на снегу и пятна красные флажков.
. . . .
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(4)
. . . . . . КОНИ  ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ
.
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю – погоняю, –
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом – пропадаю! Пропадаю!
.
         Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
         Вы тугую не слушайте плеть!
         Но что-то кони мне попались привередливые,
         И дожить не успел, мне допеть не успеть.
.
                Я коней напою,
                Я куплет допою, –
                Хоть немного ещё постою на краю?
.
Сгину я, меня пушинкой ураган сметёт с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром.
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони!
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!
.
         Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
         Не указчики вам кнут и плеть.
         Но что-то кони мне попались привередливые,
         И дожить я не смог, мне допеть не успеть.
.
                Я коней напою,
                Я куплет допою, –
                Хоть немного ещё постою на краю?
.
Мы успели – в гости к Богу не бывает опозданий.
Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?
Или это колокольчик весь зашёлся от рыданий?
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?
.
         Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
         Умоляю вас вскачь не лететь!
         Но что-то кони мне попались привередливые,
         Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!

                Я коней напою,
                Я куплет допою, –
                Хоть мгновенье ещё постою на краю…
. . . .
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                // дополнительные биографические сведения:
                Владимир Семёнович Высоцкий
                родился  – 25 января 1938 (Москва)
                умер        – 25 июля 1980 (Москва)
                прожил   – 42 года
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                // другие публикации:
                заметка к дню рождения (2018) – http://www.stihi.ru/2018/01/25/6289
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . З Н А Й « Н А Ш И Х » ! . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc00001
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сергей Мигаль Екб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc001
'