Как много несогласных, как мало бунтарей

Сергей Малахитов
                "Себя мечтами горячат,
                Чужим умом жить не умеют,
                Но там, где умные молчат,
                Они, глупцы, молчать не смеют."

                "За что не любят бунтарей" Весса Блюменбаум, 2015
                http://www.stihi.ru/2015/12/14/7978               

Как много несогласных,
Как мало бунтарей...
Опасно, ох, опасно
Идти против царей.

Иначе мыслить страшно -
Рождается протест,
И бунтарей отважных
Преследует арест.

Иные молча стонут,
Безропотно живут,
Смолчал – и ты не тронут,
И тянешь свой хомут…

Но бунтаря стихия
Росток даёт в душе,
Желания лихие
С ним проросли уже.

Мечтою счастья греет,
Надежда сил даёт.
Свободной мыслью веет,
Сознание растёт.

Как долго бы ни длились
Бесправия бразды,
Цветы, что распустились,
Дают свои плоды!

И заразивший многих
Бунтарский дерзкий дух
Не чтя запретов строгих
Зовёт к протесту вслух!

И вот уже всем ясно:
Долой господ царей!
И срЕди несогласных
Хватает бунтарей!

                25 июля 2018 года

P.S.: Право на восстание (лат. jus resistendi), также известно как право на сопротивление угнетению, право на революцию — в политической философии, право граждан любыми средствами, вплоть до вооруженной борьбы, защищать свои права и свободы от узурпаторов. Относится к естественным правам, то есть не требует подтверждения нормами позитивного права.

                История

Обоснование права на сопротивление угнетению берёт начало в античном праве на тираноубийство. В своём труде Иоанн Солсберийский писал: «Убить тирана не только законно, но и правильно и справедливо».
Гуго Гроций считал, что частные и должностные лица не должны восставать против носителя верховной власти, однако в некоторых случаях допускал подобные действия правомерными. Впервые право на сопротивление было письменно зафиксировано в Декларации независимости США 1776 г. В преамбуле этого документа указывается, что «[…] если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. […] когда длинный ряд злоупотреблений и насилий […] обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности».

Статья 2 французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года также указывает право на сопротивление угнетению в качестве одного из естественных и неотъемлемых прав человека, наряду со свободой, собственностью и безопасностью.

Более того, в 1793 году Декларация была расширена, в неё были включены, помимо прочего, следующие формулировки:

27. Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами. […]

33. Сопротивление угнетению есть следствие, вытекающее из прочих прав человека.

34. Угнетение хотя бы одного только члена общества есть тем самым угнетение всего общественного союза. Угнетение всего общественного союза есть тем самым угнетение каждого члена в отдельности.

35. Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть его священнейшее право и неотложнейшая обязанность.

В Польском королевстве и Речи Посполитой право на сопротивление было одной из привилегий шляхты с целью обеспечения защиты шляхетских прав и привилегий в случае их несоблюдения. Часто использовалось для оказания давления на короля. В частности, опираясь на это право, шляхта изгнала монархов Казимира I Восстановителя, Болеслава II Смелого. Тем не менее, использование этого права могло рассматриваться как мятеж в случае вооружённой победы короля.