Архитектор Шехтель

Николай Сыромятников
***
Знакомство широкой массы иностранцев с русским искусством связано с участием России в международных выставках. Начало этому положила Всемирная выставка 1862 г. в Лондоне и в последующем повторялись с завидной регулярностью.
Знаменательной для России стала Международная выставка 1901 года в Глазго. Особого внимания посетителей удостоились необычные павильоны русского отдела, благодаря которым художественная общественность Европы заговорила о неизвестном доселе опыте древнерусского зодчества. Автор этих павильонов – Ф.О. Шехтель (1859-1926) – обратился к традиционным национальным формам, черпая в них вдохновение.

Международный смотр в Глазго был приурочен к полувековому юбилею проведения первой Всемирной выставки в Лондоне и задумана демонстрация достижений в области промышленности и искусства. Шотландский город во второй раз удостоился этой чести после экспозиции 1888 года.

Выставка открылась в начале мая 1901 года и продолжалась до ноября. Комплекс располагался в одном из крупнейших парков города – Келвингроув на берегу реки Келвин. Хотя было много стран - участниц, только Ирландия, Канада, Россия и Япония выстроили свои национальные павильоны. Количество посетителей, число которых составило менее ста тысяч человек (что являлось десятой частью от общей цифры посетителей одной Нижегородской ярмарки, получившей международное признание во второй половине XIX века).

Россия принимала в этом смотре официальное участие, ставя главной задачей – увеличить экспорт российских товаров в Англию. Значительная часть экспозиции была сформирована из материалов, оставшихся от знаменитой Всемирной выставки 1900 года в Париже. На церемонии открытия русского отдела министр финансов царского правительства С.Ю. Витте сказал: «Участие России на выставке в Глазго послужит новым шагом к установлению и упрочению дружественных отношений, имеющих столь важное значение для обеих стран».

Павильоны русского отдела были построены в так называемом новом русском стиле по проекту известного московского архитектора Федора Шехтеля, использовавшего мотивы деревянных шатровых церквей, теремов, крестьянских хозяйственных построек Русского Севера. Выполненные в дереве в виде срубов или обшитые тесом и ярко окрашенные, они все вместе представляли романтическую картину русского патриархального быта. Отдел насчитывал четыре павильона: центральный, горного дела, лесной и сельского хозяйства. Сгруппированные вместе, они образовывали небольшую улочку и площадь. Территория отдела была тщательно благоустроена и озеленена. Возведением павильонов занимались 160 русских рабочих, специально приглашенных для этой цели из Петербурга.

Центральный павильон был выполнен в виде большой шатровой церкви со множеством кокошников, служащих световыми проемами, и увенчан двуглавым орлом. Стены здания выкрасили в розовый цвет, а шатер – в красно-коричневый. Центральный павильон предназначался для официальных приемов.

Павильон, посвященный горной промышленности, также имел церковный характер. К основному объему примыкала восьмиугольная в плане башня с высоким шатром. Здесь размещались чрезвычайно интересная экспозиция продуктов минерального царства и коллекция драгоценных камней Урала.

Одним из наиболее важных был сельскохозяйственный павильон. Стены его были окрашены в бледно-зеленый и розовый цвета, а крыша – в кирпично-красный, под цвет черепицы.
Лесной павильон представлял собой величественный зал с высокой вальмовой крышей. Стены окрасили в светло-коричневый и светло-желтый цвета, а крышу – в голубой.

Ф.О. Шехтель создал очень своеобразный и живописный ансамбль, отличающийся выразительностью силуэта, свежестью и ритмичностью объемно-пространственной композиции, с постоянно изменяющимися картинами во время движения. Обобщенность и лаконизм стилизованных форм деревянного зодчества Руси позволило органично сочетать их с большими остекленными поверхностями стен и крыш, декоративными росписями фронтонов и другими деталями, присущими архитектуре нового стиля. Эти новое осмысление и трактовка наследия древнерусского зодчества стали событием в архитектурной жизни, определившим своеобразие национально-романтической ветви модерна в России. Павильоны в Глазго были пробой сил в этом направлении перед созданием в следующем году капитального произведения – Ярославского вокзала в Москве.

Постройки русского отдела на выставке в Глазго обратили на себя внимание английской публики и прессы. «Newcastle Chronicle» подобно информировала своих читателей о ходе строительства нашего отдела, о жизни и труде русских рабочих, присланных специально для сооружения наших выставочных зданий. Англичан особенно поражало «умение русских владеть топором, превращающимся в их руках в такой инструмент, которым они производят всевозможные работы».

Павильоны русского отдела получили широкий отклик и в отечественной прессе. Газета «Московские ведомости» писала: «Россия своими четырьмя громадными и красивыми павильонами с замечательной выставкой Горного ведомства, с великолепной экспозицией Лесного департамента, с коллекциями Департамента уделов и т.д. подавляет всех и превосходит всякую конкуренцию. Даже Франция, по признанию самих французов, уступает России». «Неделя строителя» в обширной публикации о русском отделе писала, что «мало вероятно, чтобы англичане стали подражать архитектурным деталям наших павильонов, но конструкция крыш заслужила почему-то их особенное внимание, причем они описывают, например, в журнале «The Builder» с непонятной для нас подробностью».

Русский отдел пользовался большим успехом у посетителей, число которых ежедневно достигало 60 тысяч человек. Успеху русского отдела в немалой степени способствовали выступления оркестра военной музыки, исполнявшего преимущественно русские музыкальные произведения, а также концерты русского хора из Москвы и Петербурга.
Интересная деталь, после окончания выставки шотландцы не разбирали эти временные строения еще четыре года, договаривались об их выкупе. Сделка почему-то не состоялась. Судьба их неизвестна…

Жителям Глазго в наследство от выставки остался дворец изящных искусств (специально к выставке построенное здание из красного песчаника в стиле испанского барокко). Ныне там располагаются Художественная галерея и музей (Kelvingrove Art Gallery and Museum), которые являются самыми посещаемыми в Шотландии. Основу экспозиции составило собрание из галереи Арчибальда Маклеллана, одного из видных горожан Глазго, подарившего городу собранную им коллекцию из 400 живописных полотен. Среди экспонатов музея полотна Рембранта, Рубенса, Ботичелли, Тициана, Джованни Беллини, Дега, Моне, Дали, Ван Гога, Писарро, Россетти и др. Кроме того в музее можно увидеть коллекцию объектов искусства Древнего Египта; коллекцию скульптур; коллекцию рисунков, предметов мебели и других объектов, выполненных знаменитым уроженцем Глазго архитектором Чарльзом Ренни Макинтошем; ряд выставок, посвященных историческому наследию Шотландии и Глазго.


* На фото Павильон Шехтеля.

*Из интернета.