Евангелие от Поленова

Светлана Леснова
Московский дворик, садик бабушкин,
Заросший пруд усадьбы старой.
Душевность - суть России-матушки.
Но дух ее  - в большом и малом.

Духовность - ось, на ней все держится -
от колеса до крестовины,
И восхождение, и жертвенность,
Хребет она и  вектор силы.

«Явление Христа» Иванова,-
Продолжить тему встречи циклом,
Переосмыслить в красках заново
Потребность творчески возникла.

Евангелие от Поленова -
Земная жизнь Христа в картинах.
Христианину заповеданы
Пути в родные палестины.

Художник, по стопам божественным,
От Вифлиема до Голгофы
Не по страницам путешествовал, -
По трудным каменистым тропам.

Что говорят места  идущему,
В какую высоту,  глубины
Зовут и открывают сущее,
Путями неисповедимы?

В пейзажах полной достоверности
Сын человеческий, дух божий,
Без ореола и бессмертности
Увиден странником, прохожим.

Ткань бытия повествования,
Сокрыв тысячелетья в складки,
Приблизила для понимания
Христа земного образ яркий.

Как спорно было восприятие
В мирском - прочтения иного
Но чистота и свет писания
Духотворили  - новым Словом...

И собирая по осколочкам
Наиглавнейший труд всей жизни,
Не по киотам, а по полочкам
Раскладываем каждый листик.

В. Поленов. «И возвратился в Галилею в силе духа»
фото автора

Василий Дмитриевич Поленов, родоначальник  направления  в живописи, известного как  "интимный пейзаж"
считал главным трудом всей жизни вовсе не работы пейзажно-бытового жанра, вписавшие его имя в историю, а грандиозный цикл, состоящий из 58 картин, объединенных евангельской темой, «Из жизни Христа».Многие из  картин этого цикла впоследствии разошлись по провинциальным музеям или были проданы советским правительством Америке в голодном 1924 г. На основе впечатлений от путешествий по Востоку Поленов изображает картины мирной и идеально прекрасное природы, где всегда светит солнце и синеют небеса. В палитре художника преобладают бирюзово-голубые, розовато-сиреневые, золотисто-белые, изумрудно-зеленые тона.
Современники отнеслись к циклу неоднозначно. И хотя «Христа и грешницу» приобрел еще император Александр III, нашлись те, кто критиковал слишком приземленное толкование библейских событий. Художник действительно избегал чудесных моментов евангельской истории, обращался к обыденной стороне жизни. В работе «Мечты (На горе)» (1890–1900-е), отсылающей к Нагорной проповеди, с археологической точностью воспроизведена природа Палестины. Иисус, для которого Поленову позировали его ученики Коровин и Левитан, выглядит задумчивым, чуть меланхоличным. 
Художника упрекали в нечувствительности к мистической стороне религиозного чувства. К тому же колоритный пейзаж, по мнению критиков, нередко заслонял действующих лиц. Однако изображение чудес Христовых издавна было задачей совсем иного искусства — иконописи. Светской живописи отводилась более скромная роль: запечатлевать обыденную «человеческую» сторону жизни. Христианская культура в принципе зонирована: в сакральном пространстве храма есть Царство Небесное, алтарь, а за церковной оградой находится профанный мир. Подобная градация характерна и для христианского искусства: «очеловечивая» Христа, Поленов показал себя не ниспровергателем традиций, а, скорее, деятелем светского искусства христианской цивилизации, в котором бытовой момент имеет право на существование.
(Выдержки из статьи Ксении Воротынцевой)