Феликс Гойхман. Читательский обзор. Июль-2018

Большой Литературный Клуб
Здравствуйте все!
Это опять я. Надеюсь, что еще не надоел. Если Вы не заметили, или не запомнили, или не читали, в предыдущем читательском обзоре я говорил о взаимодействии стихов, находящихся в близком соседстве друг с другом [http://www.stihi.ru/2018/05/27/7878]. И неважно, принадлежат они одному автору или многим. Вопрос об индивидуальности или, тем более, самобытности отступает на задний план. Похоже, стихи сами как бы завязывают и развивают отношения, пускают корни друг в друга, и это более захватывающий процесс, нежели коллективные  поиски своеобразия в рядах БЛК. Возможно, поэтому я занялся этим добровольно. Хотя, если еще немного подумать, можно заключить, что перед нами одно из проявлений эффекта домино, когда расшифровка одного стихотворения становится ключом к расшифровке другого и так по порядку. Все эти рассуждения имеют смысл при условии, что поэзия, каждый текст, содержащий ее, это – загадка, которая ждет своего читателя.
Так-то оно так, но читательский обзор нынешнего месяца мне хотелось бы начать со странной особенности июльского лонга. Когда я знакомился с номинированными текстами, мне бросилось в глаза, что в разных стихах повторяются похожие элементы и образы.  Вот, я и решил привести некоторые примеры подобной частотности, разложив их на тематические кучки. У меня, конечно, есть кое-какие догадки на этот счет, почему так происходит, но я их опущу, как и имена самих уважаемых "ответчиков". В конце концов, это еще – не шорт.
 
1

...возможна близость и возможны дети...
...Дети радовались грядущим победам
(ведь Красная армия всех сильней!) ...
...сто первыми сентября,
пальчиками акаций — до стриженого тебя...

...чтобы: такие дети, всё-то игра одна!
вот он, гляди, «секретик», таращится из окна...
...Истребители-голуби режут азот-кислород, пьют аш-два-
о – в них пальчиком тычут нарядные-кукольно дети...

...Детские пальцы
отбивают "Собачий вальс".
Кра-со-та...
...Вот, дети, смотрите,
Я была Черный лебедь
И крутила тридцать два фуэте...
...гибкой веточкой сердце хоронится
в детской горсти...

2
...Обезуметь... и в третьей октаве в истошном ре
одиночество выкричать в небо сопрано пьяным...
...тает контральто в тягучей, как мёд, ночи...

...Два ротвеллера мордастых
Ковыляли по камням,
Распевали: Ням-Ням-Ням...

...извергая изо рта
восторги православных песнопений...

...Беги на свет, куда зовут лучи,
и где распев торжественный звучит,
его канон и честен, и покладист...

3

...и душа моя этим телом поймана,
в детских прятках найдена
в темном углу двора...

...Раскидистое дерево багряник,
развесистый кустарник бересклет,
и терпкая трава полынь, и ветер,
запутавшийся в цепких листьях трав…
..вот расцветают щек маки
и руки выбеливаются зимой
у тех, кто станет назавтра мной...

...Человек – это берег, покинувший сам себя...
...здесь уходят в себя без следа,
чтоб в себе отыскать человека,..

...Всё то, что было, всё, что есть на свете
лишь краткий сон бегущего стремглав...

...Из числа истёртый идёт по себе человек
как колючка, за свет зацепившись, светильник тьмы,
удержавшись за берег, который он взял собой...

...беги туда, куда заводит бред,
и где до тела больше дела нет,
и только дух испытывает радость...

...и поскольку тело твоё – вода
ты течёшь без берега и стыда...

4

...Взрослые хмурились, и с тревогой
смотрели на небо,
всё ещё такое мирное;
на своих соседей,
на своих детей,
друг на друга,
и снова на небо, –
словно бы кто-то там
знал ответы на все вопросы,
знал – кто и когда,
и почему нужно именно так...

...это я как будто за крупами в магазин,
а на самом деле к богу,
что ночью растил кизил,
что творил рыб,
да и сотворил...

...насуплен, хмур
плотоядный бог, что тебя подвёл
к земляному рву.
заглянуть ли вниз?..

...докурит Бог, и бросит – делать нечего –
с балкона вниз...

...лишь промолчит с усмешкой Бог
вот мне на Чёрной речке выстрел...

5

...я – это только свет, это только свет
горящих век напролет
окон...

 ...Сколько ж Пушкин тут когда-то
Сэкономил на свече!
Сколь прекрасных стих-ночей,
Наплевав на киловатты,
Без лучин и без лампады...
 
...Зажигает Магда огонь, но купина
лишь обжигает — и не горит...
   
 ...словно свет, что нисходит с небес
даже в зябкую раннюю темень.
только им и спасаются здесь –
в переходе на зимнее время...
 
...угли остывают от огня...

 ...Он поворачивается и молча уходит прочь,
в эту тёмную бесконечную русскую ночь,
где мы светим только когда горим.
И никто не идёт за ним...
 
Кто-то непременно возразит мне, что негоже вытаскивать лыко из строки, а строку из контекста, но я отвечу на это, что не пытаюсь ни комментировать "выбранные места", ни восстанавливать по ним какой-то другой неслыханный смысл. Считайте, что это – всего лишь заготовка к центону – или, цитируя известный фильм, информация к размышлению. Но вернемся к моему топу. И в качестве плавного перехода к нему приведу еще одну цитату из июньского лонга.
...из кармана контрафактных штанин,
он достаёт цитатник Мао...

1 ИРИНА ЧУДНОВА «двадцать четыре сезона Цинмин очищение света»
http://www.stihi.ru/2018/06/26/7810 номинатор Александр Крупинин двадцать четыре сезона Цинмин очищение света

..и пока я рифмую «Лубянка» и
«Бородино»,
кистепёрою птицей-метлой
постучится в окно
узколицый придворный наш дворник:
дескать, не затруднится ли
барышня И
передвинуть вот эти пожитки свои,
ибо должен быть чист подоконник.

а желательно пуст, лапидарен и наг
как при власти советской
заштатный сельмаг —

да, и в этих краях то же свойство
надпространства:
вторгаться в мой честный уют —
кистепёрые птицы меня заклюют,
ложноногие правила спать не дают,
вот расстройство.

гибкой веточкой сердце хоронится
в детской горсти —
это мой индрик-зверь, моя хтонь,
моя Тонька, приходит меня пасти,
чтоб от смерти нелепой спасти
злую птицу.

там, где тонко — сорвётся,
вопрос только в сроках — когда?
на Цинмин с неба янская рухнет вода..
нешто выпала? — не ожидали! тогда
ритуального лепим уродца.
и втыкаем морковь, потому что — любовь,
потому что свекровь супит тонкую бровь,
потому, что судьба раздаётся
каждый год по весне.

мастер-дворник, вы знали и давние те
холода —
вот бы запад с востоком на свалку снести, и тогда
ваш начальник забудет
качать головой и браниться.
круговая порука — китайский
двусмысленный тать:
город ночью приходит ко мне умирать,
чтоб наутро смердеть и гордиться.

13.04.2018г.                г. Пекин, Лунцзэ

Цинмин — буквально: «чистый свет», пятый из 24-х сезонов традиционного китайского календаря, день поминовения усопших, время подмести могилы, в 2018г. с 5-го по 20-е апреля. В 2018г. 4-5 апреля, ознаменовался первым за зиму снегопадом в Пекине.
запад с востоком, буквальный инвертированный перевод китайского слова «вещи».

Признаться, я с некоторым недоверием отношусь к стихам, для расшифровки которых нужны примечания и энциклопедии. Речь, разумеется, идет о современных русскоязычных авторах. Этот термин я тоже недолюбливаю, точнее, не выношу, когда его  распространяют на поэзию и поэтов, особенно таких, которым хватает смелости и окаянства рифмовать «Лубянку» и «Бородино» и мешать архаизмы типа «дескать» и «нешто» с очевидными заимствованиями типа «хтонь» и «янская вода». Увы, в данном случае я вынужден «оскоромиться», и назвать уважаемого автора данного, конкретного опуса – поэтом русскоязычным, в том смысле, что он (она) не поэт апокрифоязычный и не поэт китайскоязычный. Но шутки в сторону, на мой взгляд, в поисках особого, диковинного колорита, можно было так далеко не заходить. А впрочем, хозяин – барин, вернее, барышня, барышня И. Увы, лексической эклектикой, на мой взгляд, проблемы текста не исчерпываются. Так придворный дворник, по моему, – перебор, это же можно сказать о подоконнике, который по мнению "поднебесного" убиралы должен оставаться пустым, лапидарным и нагим|| как при власти советской|| заштатный сельмаг... Тут особо потрясает в нехорошим смысле лапидарный подоконник, и в целом, пассаж выглядит совсем не лапидарно. Тем не менее, у барышни И достоинства вытекают из ее же недостатков. Другими словами, ее удачи проникнуты такой же безбашенной бесшабашностью, что и провалы. Так, эпизоды с настырным надпространством, ритуальным уродцем и тонкой бровью свекрови а-ля Марлен Дитрих мне понравились настолько, что моё неприятие пошатнулось. А когда на сцену вышел индрик-зверь Тонька и в голосе барышни И зазвучала материнская нежность, я долго не раздумывая, пустил эти стихи в свой шорт.

2 Берта Лучева. засыпашь в позе...
http://www.stihi.ru/2016/10/04/3364

засыпаешь в позе ким-ки-дука
если одинокая подруга
не звонит пожаловаться на
засыпаешь в позе:
простыня
жесткая циновка из бамбука
угли остывают от огня
так и спишь перебирая чётки
ивы сливы зеркало воды
в узкой лодке беглые сиротки
в поисках жилища и еды
или тайны вечного покоя
|все они давно обречены|

набегает длинная волна
накрывает нищих с головою
словно тушь китайская легка:
озеро полоска тростника
красный карп и небо голубое

Начну с того, что Берта Лучева – моя июльская ставленница. Она продолжает дальневосточную тему, так сказать, в корейской аспекте, хотя циновки из бамбука могут быть не менее китайскими, чем Цинмин или цитатник Мао. Образ стихотворения, на мой взгляд, соответствует атмосфере, царящей в историях корейца Ким Ки Дука: полусон-полуявь, возможно, сон во сне, когда физическое тело наблюдает за метаморфозами и приключениями тела астрального. Отсюда, наверное, фантастическая яркость концовки с красным карпом и голубым небом, с длинной и легкой, как китайская тушь, волной, накрывающей дрейфующих сирот. Не знаю почему, но читая это, я как бы становлюсь другим, и вместе с автором принимаюсь перебирать четки ее и моих видений, и меня охватывает непривычный, не свойственный мне, покой. Только однажды гармония нарушается на секунду из-за "позы простыни", которая, как бы относится к камасутре, но в стихотворении выглядит суетным диссонансом. Хотя, возможно, вместо корейца Кима следует упомянуть индуса Пана, режиссера Пана Налина и его бесподобную Самсару, где найдется место и для простыни, и для позы.

3 МАРИНА ЧИРКОВА «ехать»
http://www.stihi.ru/2018/01/01/3032 отборочный тур для резидентов
ехать

...в красный трамвай и ехать. разума с кулачок,
рюха твоя, прореха, ореховый мозжечок.


кричный, коричный город, каменный шоколад,
улочки (злить и спорить), дворики (целовать),
дерево — сеть и дверца, кость и живучий альт —
солнечными младенцами сыплется на асфальт...

клеить кленовый «носик»? а, да и так чудно!
чей-то случайный взрослый присматривает за мной...

Еще одно воспоминание-дежавю, и опять яркость неимоверная, какая бывает только в астрале или в детстве: красный трамвай, коричневый шоколад. Хотя меня прежде всего привлекло не это: рюха-прореха-ореховый. Захотелось продолжить ряд: рухнуть, заваруха, заверюха, рух (укр) – движение, мифическая птица Рух, способная убивать слонов, руах (в иврите ветер, дух), а еще мозжечок – диспетчерская всего этого. И дальше, по инерции, взгляд проскользнул и отметил приключения р, кончающие на "присматривает". В стихотворении есть похождения и других  звуков ч, л и ц. Следить за ними подлинное удовольствие.
Думаю, описано первое или самое памятное самостоятельное путешествие в красном трамвае через родной город – каменный шоколад. Что правда, тут есть одно но: крично, коричный шоколад, вместе – не исключено, но по отдельности – вряд ли, и не только потому, что коричный по инерции подменяется коричневым шоколадом, но и потому, что город детства никак не связан с темой обогащения железной руды, разве что этот город располагался в районе рудных залежей или магнитных аномалий. Но это к слову. Главное, что, как во сне, образы стиха, словно примагничиваются друг к другу. Даже чей-то случайный взрослый, присматривающий за маленькой героиней не пугает. Стихотворение пронизано духом праздника, основанном на всепоглощающем, возможном только в детстве, чувстве открытия и родства всего со всем. Неспроста даже этот соглядатай – пока не чужак, он – чей-то, чей-то отец или сын, и еще не стал приглядывающим за всеми "старшим братом". Время еще не пришло.

4 Jag. Переворот
http://www.stihi.ru/2014/10/20/6149

Туман, и в тумане следы кумача.
Я вышел на площадь, зубами стуча.

В тумане, где в общем, не видно ни зги,
Я вдруг различил две чугунных ноги.

Ботинками кверху. Как будто Икар
Упал и по пояс ушел в тротуар.

Ввинтился, как штопор, разбрызгав гранит –
Обугленный, черный, как метеорит.

...К подножию ног собиралась толпа.
Какой-то мужчина в костюме клопа –

невидимый в профиль – кричал за народ:
«Ура!» и «Да здравствует Переворот!»

И там я стоял, как всамделишный Блок.
Я музыку слушал, но думать не мог.

Туман растворялся в сиянии дня.
И странное чувство томило меня,

Как будто уперся в закрытую дверь.
А ноги... Что ноги? Стоят и теперь.

Еще один праздник, на этот раз праздник, прописку которому в июльском лонге устроил я. Ну может, не праздник, но народные гуляния с криками ура и музыкой, хотя бы неслышной и невидимой.  Ах да, еще одна магнитная аномалия, на городской площади, в виде чугунных ног и примагниченной толпы народа. Нет, честно, кто не испытывал одиночества в толпе? Не знаю почему, но у субъекта, находящегося в человеческой гуще, притупляется чувство родства и дома. Это напоминает тамбур поезда, запертая дверь впереди, запертая дверь позади, но нет тяжелого, ритмичного лязганья где-то под ногами, и тоже душа не на месте. Клаустрофобия – ура!

5 НИКОЛА «Ихтиология»
http://www.stihi.ru/2016/03/16/5616 номинатор Ильдар Харисов

Дело было под водой.
Плыл по дну терьер худой,
А за ним, слюнями капая,
Спаниелька утколапая.
С аквалангами и в ластах
Два ротвеллера мордастых
Ковыляли по камням,
Распевали: Ням-Ням-Ням –
Поохотимся на храбрых
У которых воздух в жабрах,
Воздух нам необходим –
Растерзаем и съедим!

К ним навстречу Зверь Муму
Топал к дому своему
Сквозь вечерние поля
Плавниками шевеля.
Кровь Муму не горяча.
Дом Муму – два кирпича.
Тина, шина, ил, нора –
Там лежит его икра.

Разрешите обратиться?
Как там небо, как там птицы?
Так ли Божий Мир прекрасен?
И всё так же нем Герасим?

Как мне показалось, стихотворение лежит на пересечении трех магистралей, Тургенева, Салтыкова-Щедрина с его учеными пескарями и Хармса. Это там, где он про подводного человека с заряженным ружьем. Да, забыл еще одну магистраль, проложенную дедушкой Корнеем: "а за ними раки на хромой собаке...". К чему я все это рассказываю? Уж точно не к тому, что без упомянутых магистралей данной Ихтиологии могло и не случиться. Но может быть, я рассказываю это к тому, что в исполнении Николы эта история не только звучит свежо, но и, пусть в пародийном ключе, возвращает нас к человеколюбивым, "Тургеневским" пенатам.

6 ВАДИМ МЕЛЬНИКОВ «с балкона вниз…»   
http://www.stihi.ru/2016/03/23/7570 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

***

с балкона вниз чинарик чертит линию,
ни дать, ни взять – упавшая звезда.
короткий день, а ночь, зараза, длинная.
дыми, браток, смотри не опоздай
дожать до фильтра. после гильзу мятую
бросай во тьму, следи за огоньком.
пускай летит, пусть выгорит до атома,
о чем жалеть? тем более – о ком?
не о себе же... вспыхнем опрометчиво 
сверхновой в небе, выгорим дотла.
докурит Бог, и бросит – делать нечего –
с балкона вниз, такие, брат, дела.
всего делов – затяжка и обуглимся,
беречь-то что... браток, не берегись.
так мало звёзд горит над нашей улицей,
так много на земле измятых гильз.

У данного произведения тоже есть своя магистраль, на этот раз водная. Я имею в виду поэму Аркадия Штейнберга К верховьям.
Всю ночь буксирный катер юркий
С течением бился грудь о грудь,
И моторист кидал окурки,
Дымя всю ночь, чтоб не заснуть.
Окурки с маху относило
Назад, к бурлящему винту,
И завихряло, и гасило,
Раструшивая налету.

Но не все так просто в стихотворении Вадима Мельникова, в нем присутствует параллелизм или точнее, зеркальность: человеческая жизнь, как затяжка Бога и похожие на пустые гильзы папирос бездыханные тела на земле. В несколько надуманном мироустройстве Вадима Бог не только "вдыхает" живую душу в тело человека, но производит собственную, летальную затяжку. Что сказать? Видно я – уроженец прошлого века, и мне ближе особый, полуарестантский гедонизм другого сидельца, Н.Заболоцкого.
А мы шагали по дороге
Среди кустарников и трав,
Как древнегреческие боги,
Трезубцы в облако подняв.

Разумеется, это – вопрос вкуса, но сердцу не прикажешь. И все равно, за честную попытку, спасибо!
 
7 ТЕПЛЕНЬКАЯ ПОШЛА «октябрьское с нею»
http://www.stihi.ru/2014/01/06/4078 номинатор Термитник поэзии

они случаются по осени –
простые солнечные дни –
и ветер крыльями стрекозьими
гудит в полуденной тени,

и солнца поздних одуванчиков
струят густой медовый свет,
и мысль о счастье так заманчива,
что ничего страшнее нет.

Возможно, это стихотворение – самое минорное из моего топа, поскольку на этот раз перед нами не фейерверк Бога, не астральный хоровод, не путешествие на ранних трамваях до поры до времени, но особая пора, прозванная в народе бабьим летом, одновременно праздник и прощание с летом, с молодостью, с жизнью. Мне бесконечно дорого чувство, переданное автором, эта невыносимая легкость бытия всего в восьми строчках.

8 Фиатик «Велосипедная песенка»
http://www.stihi.ru/2013/07/02/4621

Хорошо лететь по лету на своём велосипеде,
А ещё звенеть звоночком, чтобы знали все вокруг,
Чтобы слышали еноты, бегемоты и медведи,
Что с тобою рядом едет,
Самый лучший в мире друг!

Где-то там насочиняли относительных теорий,
Уверяют, что дорога будет слушаться руля,
Я с теорией не спорю,
Ведь когда мы едем к морю,
Если крутятся педали, то вращается Земля.

У героев есть их Троя, а у нас – велосипеды,
Пусть герои ходят строем, мне героев не понять
Я сегодня к морю еду,
Это лучшая победа,
Вот про это и про лето стоит песни сочинять.

Это стихотворение – истинный камертон моего шорта. Да, эта песенка смахивает на старый советский шлягер: на неделю до второго я уеду в Комарово, не только своим настроением, но и ритмическим рисунком. Почему я её выбрал? Наверное, потому, что на этот раз текст стиха – не "балванка", положенная на нехитрую мелодию. Меня подкупила безошибочность автора в расстановке точек над i.
Пусть герои ходят строем, мне героев не понять
Я сегодня к морю еду,
Это лучшая победа,
Вот про это и про лето стоит песни сочинять.

9 ГЕННАДИЙ РУДНЕВ «Скорее в будущем»
http://www.stihi.ru/2009/11/21/7663 квота ГР за ведение рубрики «В гостях у...»

***
Скорее в будущем, которое уже
так близко, что протянутую руку
приходится сгибать на рубеже
запястья, локтя, я тебя по стуку
не сердца – пульса вновь определю
по чистоте и частоте «люблю».

Скорее вечером, за будущим вослед,
уже твой вкус и запах различая,
чужое имя проглочу в ответ
и брошу трубку. Головой качая,
«тымоярыбка» уплывет в трубу,
где невезучесть лепится в судьбу.

Скорее голосом, чем грешным языком,
и не на теле, не на деле, а на
бумаге я открою тот закон,
где жизнь не умещается в романы,
кто б их не написал. Тем паче – наш.
И врет бумаге каждый карандаш.

Скорее холодом, что сразу за теплом,
весною, летом, осенью, не важно
когда – наступит ночь. И поделом
на нас наступит правдою сермяжной,
и «всёбылое» в свете отразит,
глаза откроет, но не отрезвит.

Скорее сбудется то, что в твоих зрачках
дарилось, билось и рвалось наружу,
когда в них отражался я и страх,
что этот страх я долго не нарушу
попыткой пытки, поцелуем всласть,
где власть моя – умеренная страсть.

Скорее «да», чем «нет» в том будущем у нас
возможна близость и возможны дети,
возможны дом и пониманье, раз
так мир устроен, что на этом свете
возможно все от нашего «хочу»…
Молчу. Люблю. Пишу «люблю». Молчу.
 
Если бы это стихотворение сочинил я, то назвал бы его Прозрением. Ведь из шести секстин, только в пятой, слабо, избирательно брезжит скупой свет (Скорее сбудется то, что в твоих зрачках || дарилось, билось и рвалось наружу, || когда в них отражался я и страх), а в шестой – речь уже идет о реализации любого желания, и прежде всего жажды подлинной близости и родства. В первых же четырех шестистишьях ЛГ воспринимает мир по большей части наощупь, в крайнем случае, на слух. Наверное, поэтому стихотворение напоминает игру "холодно-горячо".
...Скорее холодом, что сразу за теплом,
весною, летом, осенью, не важно
когда – наступит ночь...
Так может рассуждать слепой, но на самом деле герой зряч, и происходящее, действительно, больше похоже на игру, странную игру, замешанную на отваге, преодолевающей страх: глаза откроет, но не отрезвит.

10

В моём нынешнем обзоре всего девять имен. Это не случайно. На десятом месте могла стоять моя "Аморалка", соответствующая общей тональности моего шорта: праздрик не без горечи или горечь не без веселья. Могла стоять, но не прошла отбор, рылом не вышла. Как бы там ни было, я решил одно место зарезервировать для нее.