Портрет Дориана Грея и Оскара Уайлда

Валерий Кувшинчиков
Противостояние: Оскар Уайлд- лорд Генри Уоттон и Оскар Уайлд-Дориан Грей

Те, кто в прекрасном находит дурное, – люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.
Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.
Для художника нравственная жизнь человека – лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства – в совершенном применении несовершенных средств.
Художник не стремится что то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины.
Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля.
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
Мысль и Слово для художника – средства Искусства.
Порок и Добродетель – материал для его творчества.
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.
И кто раскрывает символ, идет на риск.
В сущности, Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.
Если произведение искусства вызывает споры – значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.
Всякое искусство совершенно бесполезно.

Такое вступление написал Оскар Уайльд в книге Портрет Дориана Грея. Каждый склонен воспринимать эти слова как ему угодно. Смысл и понятный, и двойственный. Остается простор для фантазии и мысли, столь необходимый для понимания этой книги. Признаюсь, что трудно было начинать писать о том, о чем высказались более умно и профессионально сотни критиков, мыслителей и простых читателей. Да и сейчас мне сложно вывести из текста и образов Портрета нечто единое и последовательное, что было бы понятно читателю и показало бы мое личное впечатление от книги. Все эти дни мысли возвращаются к Дориану Грею, продолжая некий внутренний спор. Или поиск основной идеи.
Обычно я читаю достойную книгу несколько раз. Первый – быстро, проглатывая содержимое за день-два, не отрываясь, чтобы получить информацию и впечатление от слога, лексики автора, образов и способов изложения мировоззрения автора, чтобы увидеть то, что для автора является объектом изучения. Второй раз читаю медленно, как бы критически воспринимая то, что уже прочитал.
Обычно впечатление от первого и второго чтения совпадает. С Портретом получилось по-другому.
При чтении книг, а это все мои личные книги, приобретенные в разных магазинах Литвы и России, на страничках, где прочитал понравившиеся мне мысли и фразы, я загибаю верхний уголок, чтобы позже легче искать эти выражения, возвращаясь к прочитанному. Первый раз, читая Уайлда, было загнуто более половины страниц. Я читал Портрет с чувством внутреннего восторга от остроты ума Уайлда, от необычности суждений и замечаний, передаваемых словами героев, от тонкого психологизма фраз и предложений, от образов в книге.
Потом сделал паузу и повторно вернулся к книге через месяц. Впечатление было другим. Поэтому словом пытаюсь понять причину некоего чувства отторжения, хаотичности и противоречивости чувств и эмоций.
Начну по порядку. Я не знал о содержании книги ничего, мне было известно, что Оскар Уайлд писатель с мировым именем, автор юмористических и резких выражений, язвительных и сочных. Давно планировал почитать Уайлда. И это было все, с чем я начал читать Портрет.
Первое впечатление, которое возникло при чтении эмоций художника Бэзила Холлуорда во время написания картины, описания Уайлдом внешности Дориана Грея и тех слов, эпитетов, созданных Уайлдом во время дискуссии Бэзила Холлуорда во время работы над картиной, признаний Бэзила Холлуорда о чувствах к Дориану Грею, навеяло мысль о скрытых гомосексуальных чувствах, незримо существующих в созданном Уайлдом мире образов. Это ощущение было как легкое дуновение ветерка в летнем саду, его не сразу и почувствуешь. Это был намек. Или намек, рожденный в уме Уайлда. Мне кажется, что я не ошибаюсь. Насколько это ощущение, неосознанно вызванное автором, правильно, нет смысла обсуждать, но оно есть. Возможно, что это стало основой того нравственного и морального конфликта, описанного Уайлдом, в котором оказался Дориан Грей и который так изощренно изучает Оскар Уайлд.
Уместно еще раз вспомнить: «Порок и Добродетель – материал для его (автора) творчества.»
Когда появилась идея о портрете и о том, что герой Дориан Грей готов душу отдать за то, чтобы старел портрет, а его живая внешность не менялась бы, то вспомнился роман «Шагреневая кожа» Бальзака. Параллели возможны. И оправданы.
Конечно, Оскар Уайлд далек от того, чтобы описывать какие-либо обстоятельства продажи души Дориана Грея некоему дьяволу, Воланду, Мефистофелю или другому потустороннему персонажу.
Читатель одним росчерком пера поставлен перед фактом. И принимает его, не углубляясь в лишние детали.
Вообще сюжет исключительный. Мастерски описанный. Отточенная лексика (в переводе), исключительно остроумные, взрывные, изощренные и насыщенные ироничным сарказмом, достаточно интеллигентным и деликатным, высказанным с уважением к собеседнику, когда соблюдается дистанция, характерная, боюсь быть излишне тривиальным – для английского юмора, где, как не раз прозвучало в Портрете, важно Слово, Мысль, их изящество, а не передаваемая этими словами Истина. Да, важна игра слов, остроумие. Это главный критерий. И именно тот критерий, который при повторном прочтении заставляет более скептически относиться к излагаемым сэром Генри истинам. Ощущение, напоминающее оскомину. Остроумия много, жизненной правды мало. Или – недостаточно, или – слишком поверхностно и в целом однообразно. Когда цель остроумия – не обмен мнениями в поисках общего понимания, а ожидание эффекта от необычности суждений. И ты вдруг понимаешь, что это уже было в твоей жизни. В 15-25 лет в твоей компании появляется некий умник, который не говорит, а «режет» фразами, скептическими, необычными, вызывающими удивление и непонимание. Тебе хочется видеть в этом ум и нестандартное мышление, ты улыбаешься, поддакиваешь. Прошло время – и где эти умники, кем они стали и чем закончили? И вдруг понимаешь, что эти люди пусты. И их нет. Вся ирония, сарказм и остроумие ушли и ничего не значат.
Это, конечно, относится к образу сэра Генри.
Вот как критик О.Уайлда описал его творчество: «Главную ценность получает не истинность мысли, а острота её выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам. Если в иных случаях парадоксы Уайльда имеют целью показать противоречие между внешней и внутренней стороной, изображаемой им лицемерной великосветской среды, то часто их назначение — показать антиномичность нашего рассудка, условность и относительность наших понятий, ненадёжность нашего знания.»
Тут все-таки уместно сказать, что эстетизм, творческое мировоззрение Уайлда, взгляд на искусство проявился не только в Портрете, он читал лекции в США, писал работы по литературоведению. Уайлд – фигура сильная, мощная, нестандартная в литературе.
Я думаю, что образ Дориана Грея был и будет привлекательным для многих читателей (читательниц). Влечение к фигуре злодейски прекрасного, и так обворожительно ужасного персонажа сильное и в принципе – понимаемое.
В чем его притягательность? А вот в этом Уайлд переплетается с философией Маркиза де Сада, изложенной их героями.

В Портрете сэр Генри декларирует принципы, впитанные и осуществленные Дорианом Греем: «Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление – это путь к очищению. После этого остаются лишь воспоминания о наслаждении или сладострастие раскаяния. Единственный способ отделаться от искушения – уступить ему.»
Дориан Грей символом жизни избрал полное подчинение своим природным инстинктам, эгоистичным желаниям, порочным наклонностям. В Портрете все это символизирует освобождение личности от оков общепринятой морали.

И именно об этом говорит Маркиз де Сад: «… дурное поведение, разврат, порочные, преступные и даже чудовищные наши прихоти ценны уже тем, что доставляют нам удовольствие и наслаждение, и неразумно лишать себя того, что приносит радость, иначе это будет напоминать беспримерную глупость человека, у которого после неумеренного обеда было несварение желудка, и только по этой причине он отказывается от радостей вкусной пищи. Истинная мудрость, дорогая моя Жюльетта, заключается вовсе не в подавлении своих порочных наклонностей, потому что с практической точки зрения они составляют единственное счастье, дарованное нам в этом мире, и поступать таким образом - значит стать собственным своим палачом. Самое верное и разумное полностью отдаться пороку, практиковать его в самых высших проявлениях, но при этом обезопасить себя от возможных неожиданностей и опасностей.
 …если Природа сделала меня порочной, значит, ей потребна порочность и нужны такие люди, как я, чтобы служить ей.

Единственные законы природы - наши страсти, и как только они сталкиваются с добродетелью, она теряет всякую реальность.

…эгоизм - это первейший закон природы и к тому же самый справедливый и священный. В окружающих мы должны видеть только существ, созданных для утоления наших страстей или наших прихотей.»

Думаю, что из этих отрывков очевидно переплетение и сплетение философии Уайлда и Маркиза де Сада. Можно ли говорить о философии Оскара Уайлда? Не могу брать на себя ответственность делать подобные выводы, но все-таки, имея некоторый опыт чтения философской литературы, был бы сдержан в подобных оценках.
Потрет – больше морализирующее произведение, чем философствующее. Цитаты сэра Генри не являются какой-либо системой, это остроумные и противоречивые высказывания, цель которых – встряхнуть и удивить слушателя.

Уайлд безусловно интеллектуал и был знаком с работами Маркиза де Сада. Он читал и произведения психологов, недаром в Портрете он употребляет выражение «психологическая школа».

Читатель, на бытовом уровне воспринимая Портрет Дориана Грея как реальную картинку чьей-то жизни, не в состоянии подняться над текстом и героями книги, воспринимая все описанное буквально.

Поэтому и мнения читателей-читательниц диаметрально противоположные. Я специально прогуглил интернет и вот что прочитал:

«»»«Эта книга безусловный шедевр в мире литературы, это безумно интересное философское творение…
В книге присутствует еле уловимая горькость…произведение скучноватое...
Всю дорогу Уайльд через лорда Генри грузил читателя какой-то многословной, бессмысленной ерундой, которую герой выставлял в виде собственной философии жизни...
Мне не понравились и главные герои...
Жаль, что Уайльд не смог передать изящество свой мысли и точность своих слов в этом романе...
...есть книги, к которым не знаешь, как относится. Так вот, для меня "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда как раз из последней оперы...
...читать было тяжко, благо, книга небольшая.
На душе остался какой-то неприятный осадок...
Довольно умный, красноречивый, но скользкий и подлый, а я бы даже сказала и трусливый, лорд. И амбициозный самовлюбленный Дориан Грей. Глупец - все, что приходит мне на ум...
Самое бесящее в произведении - это то, что герой, глядя на своего читателя, не нуждается в его сочувствии. И это угнетает.
...Ни одной положительной черты я не увидела. И все-таки мне его немного жаль...
...Поразилась тому с какой психологической наивностью писатель раскрывает характеры героев. Лорд Генри показан еще большим дураком...
...Книга очень хороша...
...Книга откровенно слабая...
...Книга поразила меня своей откровенностью.Это одно из тех произведений, который должен прочитать каждый...
...стиль описания весьма завораживающий, вызывающий восхищение, но и нередко заставляющий перечитывать фразы, спрашивая, а всё ли верно понято?
… все слишком тягомотно, уж извините, поклонники романа.»»»

Среди восторженных откликов и осуждения автора за скучный и назидательный роман прослеживается симпатия к Дориану Грею. И эта симпатия порождена подсознательным желанием читателя побыть в роли зловеще привлекательного и порочно-очаровательного Дориана Грея. Это и есть то неосуществленное подсознательное желание, которым опять же подсознательно страдает читатель. Ведь он бы хотел, хотел все попробовать, испытать, все эти не названные, а только обозначенные легкими мазками порочные увлечения Дориана Грея, он бы хотел, и часто с благоговейным ужасом допускает мысль о тех жутких сексуальных утехах героев Маркиза де Сада, он бы все это хотел бы испытать при одном условии – ЧТОБЫ ЗА ЭТО НИЧЕГО НЕ БЫЛО!

И это цель и результат талантливейшей литературы. Разбудить подсознание и сознание и познать самого себя, а Уайлд, как, впрочем, и Маркиз де Сад, утверждает именно это – люди боятся познать себя.
Сэр Генри говорит: «Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем. А в наш век люди стали бояться самих себя. Они забыли, что высший долг – это долг перед самим собой. Разумеется, они милосердны. Они накормят голодного, оденут нищего. Но их собственные души наги и умирают с голоду. Мы утратили мужество. А может быть, его у нас никогда и не было. Боязнь общественного мнения, эта основа морали, и страх перед богом, страх, на котором держится религия, – вот что властвует над нами».
Что можно возразить словам, сказанным 130 лет назад?

Парадоксальное мышление Оскара Уайлда – это результат его размышлений о противоречиях собственной жизни, о своих эмоциях, привязанностях, переживаниях, разочарованиях.
Выросший в эмоциональной среде, чувственный и ранимый, впитавший, как мне кажется, рациональное мышление отца, Уайлд всю жизнь находился на острии противоречий чувственного и логичного, бессознательного и осознанного собственного «Я».

И вот что мне открылось после повторного прочтения Портрета Дориана Грея: В Портрете Дориана Грея есть главные герои – Оскар Уайлд- лорд Генри Уоттон и Оскар Уайлд-Дориан Грей.
И именно весь сюжет романа строится вокруг внутреннего диалога и спора Оскара Уайлда с Оскаром Уайлдом. Скептичный, ироничный, умный, зрелый (по книге во время знакомства сэра Генри с Дорианом Греем Дориану было около 20 лет, сэру Генри – на 10 лет больше), бесчувственный и неэмоциональный, рациональный, циничный Оскар Уайлд- лорд Генри Уоттон ввергает чувственного, поверхностного, безвольного и несамостоятельного Оскара Уайлда - Дориана Грея в путину чувственных и телесных наслаждений, наблюдая его падение и гибель. Созданный Оскаром Уайлдом - лордом Генри Уоттоном сюжет ведет нас по пути внутреннего поиска Оскара Уайлда - Дориана Грея мотивов и оправданий своего нравственного падения, то изображая его несчастной жертвой обстоятельств, то откровенно презирая своего героя за духовное уродство и ужасные поступки.
И если вы взглянете на роман через призму личности Оскара Уайлда и эту точку зрения, то смысл романа предстанет в другом ракурсе, и роман перестанет быть просто талантливым морализированием, порой чрезмерным, порой утомительным, а явится вам как картина внутренней трагедии автора.
И жизнь его была трагична, обвинение в гомосексуализме, тюрьма – подтверждают это утверждение.
Все другие герои в романе – мастерски изображенный фон.
Что касается фигуры, с которой все началось – художника Бэзила Холлуорда, то у меня возникло подозрение, что он не случаен. Возможно я излишне придирчив к текстам, но мне кажется, что чаще всего в своих произведениях писатель-художник изображает тех людей, которых наблюдал или с которыми близко соприкасался в жизни. И в творческом произведении уже трансформирует их образ, изменяя, моделируя их качества, помещает их в различные обстоятельства и наблюдает как бы со стороны их жизнь, лишь изредка корректируя их вымышленное поведение.
Не случайно в вступлении Уайлд заявил:
«Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
Мысль и Слово для художника – средства Искусства.
Порок и Добродетель – материал для его творчества.»

      Так кто такой Бэзил Холлуорд?
Вспомните De profundis - единственное произведение, написанное Оскаром Уайльдом в Редингской тюрьме, одно из последних в его жизни.
      В этой книге он продолжает диалог со своим другом и возможно любовью, или сексуальной слабостью с Альфредом Дугласом, которого зовет по прозвищу "Бози".  Уайльд обвиняет Бози в бесчувственности, безвкусии и расточительстве. Писатель рассказывает, как за время их дружбы не раз хотел расстаться с Бози навсегда, но обстоятельства постоянно мешали ему сделать это.
И мы понимаем, что это личные впечатления, основанные на неизвестных или предполагаемых фактах отношений между ними.
Лично мне абсолютно безразлично, был ли Уайлд гомосексуален или нет. И, судя по глубокой эмоциональности Уайлда и своеобразному художественному мышлению, эта привязанность мне выглядит как проявление любви в Древней Греции, где пол не играл первостепенное значение, ценностью было само испытываемое чувство.
Так вот – вслушайтесь: Бози и Бэзил (Холлуорд). Созвучность имени столь важного в жизни Уайлда человека с именем художника в Портрете Дориана Грея заставляет думать, что это не случайно. И та странная психологическая характеристика художника, которую мы видим в романе, те слова, которыми описывает Уайлд чувства художника к Дориану Грею толкают к предположению, что именно Бози - Альфред Дуглас и был прототипом художника Бэзила Холлуорда.
И тогда многое становится понятным. И убийство Бэзила Холлуорда – это реализация подсознательного, а возможно и сознательного желания Оскара Уайлда.
И весь роман воспринимается в другом свете. И становится понятно, почему Уайлд написал только один роман – роман своей жизни.

Сейчас мне личность Уайлда выглядит очень трагичной и скорее – несчастной и одинокой. Он не нашел понимания среди близких людей и среди тогдашних литераторов. Ушел из жизни от случайного заболевания в достаточно молодом возрасте.
Его роман нельзя оценивать с позиций литературы современности – быстрых детективов и почти журналистских текстов, его нельзя читать, прочитав такую безвкусно-примитивную книгу как 50 оттенков, его сложно сравнивать с другими великими авторами. Читается роман легко и 130 лет не состарили его текст. Это роман о трагедии индивидуума и такой личности как Уайлд.

Я умышленно избегаю анализа поступков и поведения главных героев романа. Они, в общем-то, на виду. И если руководствоваться общепринятой моралью и принципами нравственности, то оценка будет ясна и каждый читатель в целом легко сделает выводы. Тем более, что Уайлд сам достаточно часто в книге излагает то или другое мнение о своих героях. В виде чужих рассуждений и оценок, или в виде сомнений самого героя. Они на виду, эти оценки. Вот, например, самоубийство Сибилы Вэйн, или эгоистичное, полное болезненной гордыни поведение с деревенской девушкой Гетти Мертон - каждый из этих поступков оценен или сэром Генри, или самим Дорианом Греем. Или Бэзил - ведь и о нем все сказано. Читатель может, конечно, иметь другое мнение, но ему тогда придется спорить с автором.
Попробуйте...
Мне не хочется дискутировать с Оскаром Уайлдом. Лучше через какое-то время я заново перечитаю книгу.

А напоследок представлю возможность еще раз почитать те цитаты из Портрета, которые мне понравились и уверен, что вам понравятся и дадут возможность еще раз убедиться в интеллекте и остром уме Оскара Уайлда.

http://stihi.ru/2020/12/18/3967

ххххххххххххххххххххххххх

 

Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет.


– Да и вообще лучше не женитесь, Дориан. Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.

…женщины не бывают гениями. Они – декоративный пол. Им нечего сказать миру, но они говорят – и говорят премило. Женщина – это воплощение торжествующей над духом материи, мужчина же олицетворяет собой торжество мысли над моралью.


… поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит только раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство – лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, – это попросту доказательство бессилия…

Расставание души с телом — такая же непостижимая загадка, как их слияние.

…есть иные, более интересные формы близости между мужчиной и женщиной. И я неизменно поощряю их…

Женщины в высшей степени практичный народ. Они много практичнее нас. Мужчина в такие моменты частенько забывает поговорить о браке, а женщина всегда напомнит ему об этом…

Красивые грехи, как и красивые вещи, — привилегия богатых.

…культурный человек никогда не раскаивается в том, что предавался наслаждениям, а человек некультурный не знает, что такое наслаждение.

…женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.

В страданиях тех, кого разлюбили, всегда есть что-то смешное.

Мужей очень красивых женщин я отношу к разряду преступников.

Женщины любят нас за наши недостатки. Если этих недостатков изрядное количество, они готовы все нам простить, даже ум…

Сколько ерунды у нас говорится о счастливых браках! — возмутился лорд Генри. — Мужчина может быть счастлив с какой угодно женщиной, если только он ее не любит.

Воздержание — в высшей степени пагубная привычка. Умеренность — это все равно что обыкновенный скучный обед, а неумеренность — праздничный пир.

 Как женщины любят делать рискованные вещи!