Вседержитель без бороды

Василий Слынько
* * *
При рассмотрении сложных тем возникают вопросы, ответы на которые порождают новые
вопросы, и т. д. Так и должно быть – чем больше радиус воображаемой окружности,
внутри которой содержится всё известное, тем больше граница соприкосновения с
неизвестным. Чем больше известного, тем больше неизвестного!

Поэтому йоги (или их предшественники) придумали прямо противоположный способ
познания, который следует из аналогии с окружностью. Вместо того, чтобы
увеличивать её радиус, они стали искусственно уменьшать его.

Для этого они сначала сосредотачивают всё своё внимание на каком-то одном
объекте, после чего пытаются полностью отождествиться с ним в чистом созерцании,
лишённом деления на объект и субъект, что невозможно без остановки
индивидуального мышления.

Всё, что расположено между сосредоточением и чистым созерцанием, называется
медитацией. Чем больше она лишена деления на наблюдателя и наблюдаемое, тем ближе
к так называемому самадхи (санскр. samAdhi – целостность, объединение;
осуществление, завершение; собранность; совершенство).

Этому самадхи предшествует ощущение всеведения, возникаюшее при постепенном
вырождении указанной выше окружности – в точку. И вот, когда расположенная в
центре окружности точка индивидуального сознания исчезает, человеческое сознание
сливается со всемирным, то есть божественным, и исчезает последняя грань между
известным и неизвестным. Всё становится известным!

Теоретически, таким способом можно получить ответ на любой, даже узкоспециальный
вопрос. Так и происходит, когда ответы на них приходят во сне. Сон без сновидений
является естественной разновидностью медитации и, возможно, самадхи. Поэтому
любой спящий человек в чём-то уподобляется Богу.

В индийской космологии (учении о Вселенной как едином целом) Всевышний под именем
Маха-Вишну считается спящим (санскр. vishnu – проникающий во всё, всеобъемлющий;
maha – великий), что хорошо соотносится со всепроникающим физическим вакуумом,
"сновидениями" которого являются материальные вселенные. Будучи вездесущим,
Вседержитель творит их из самого себя.

Нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к этой мысли. Бог творит миры из самого
Себя, и с физической точки зрения Он является физическим вакуумом. В это очень
трудно поверить, но у Него нет бороды и ниспадающих белых одежд. Он вечный,
бесконечный, не рождённый (и потому бессмертный), вездесущий (и потому
всеведающий). Он всесильный, и потому Его проявления неизбежно и добры, и злы.

* * *
ВОПРОС: "Если возможна только вечная ничья [между добром и злом], то какой смысл
был заложен в основе мироздания, или, по-другому, какая была цель у того, кто всё
это создал?"

Для того чтобы приблизиться к ответу на этот вопрос, нужно чётко осознать, что
сначала никакого деда с бородой не было. Иначе тогда сразу возник бы вопрос о его
собственном происхождении. Был только всемирный, всепроникающий и всеобъемлющий
океан пустоты, пеной на поверхности которого являются материальные вселенные со
всеми их обитателями.

Когда в результате морского прибоя возникает пена, можно ли утверждать, что море
создаёт её с какой-то определённой целью? Океан физического вакуума никуда не
исчез. Он был, есть и будет всегда, потому что пустоту невозможно ни создать, ни
уничтожить. Он всё порождает и принимает в себя, но сам является не рождённым и
не сотворённым. Говорят, Ему надоело быть одному, и поэтому Он создал из себя
проявленный мир.

Это можно подтвердить двумя способами. Если мы, будучи образом и подобием божьим,
не любим постоянного одиночества (как и его полного отсутствия), то и Он не любит.

Кроме того, нет никаких оснований не верить тем, кто достигнув высших типов
самадхи, слился со всемирным божественным сознанием (физического вакуума) и,
таким образом, узнал всё из первых рук. Они говорят, что Бог не является
сторонним наблюдателем, что Он ВЕЗДЕСУЩИЙ (!) Это не пантеизм. Пантеизм
отождествляет Бога с природой, а пустота пред- и послешествует ей. Духовные
сущности, будучи ненулевыми, могут рассматриваться, как тонкоматериальные.

* * *
ВОПРОС: "Но разве не переход на другие уровни развития есть цель земной жизни,
где, насколько я понимаю, свет является доминирующим?"

"Практика – критерий (мерило) истины". Нам бы очень хотелось, чтобы все люди
стремились к свету, хотя бы в силу его доминирования (господства). Здесь имеется
в виду свет невечерний, то есть не угасающий, духовный. Но практика показывает,
что духовная эволюция (развитие) сосуществует с духовной деградацией. Это очень
неудобно – с точки зрения всеобщего спасения, единения, братства и сбора
пожертвований. Но факты ("свершённости") – упрямая вещь.

(2018)