оркестровка

Тома Мин
 * оркестровка

здешняя тишина была
оркестрована ветром да плеском ручья


*  неявный ритм выстраивает фугу

В  молчании осенних вечеров
неявный ритм выстраивает фугу:
одну и ту же тему несколько голосов
копируют, притягивая друг друга.

звуки возвращаются  неохотно,
настороженно, c легким вздохом.


*  Пианист. Хватит ли веры и силы
  слушателю

аккорды звали отрывисто
идти вслед за пианистом.

В невидимое пламя  вглядываясь,
он с неведомым переговаривался:

- Можно?
- Нельзя.
- Я должен!
  Это моя стезя.
- Осторожней.
  Не пожалеешь об этом?
- Есть кое-что и похуже смерти.


- А что будет с теми,
  кого за собой ведешь?
- Сзади - лишь тени.
- А знаешь ли, что там найдешь?
 
Сможешь ли  путь осилить?
– Да. Смогу.
- А хватит ли веры и силы
  слушателю твоему?
- Я ему помогу.

*  Музыка во времени и в мгновении

Музыка, чтобы быть слышимой,
должна быть растянута во времени,
но чтобы стать у с л ы ша н н о й,
должна быть обратно сжатой - в мгновение.

* мимо четких координат

Музыка — нотами,
поэзия —  строками

определяют звучание на свой лад:
поэзия - против четких координат

нотной линейной записи.
Поэт ищет душу, качество -

квинтовым кругом
не зафиксируешь суть звука.



*  Беседа без слов

каждая фраза  Баха —
стройное  эхо
гула грядущего града
и грядущей победы,

«беседа без слов»,
поиск смысла Иного,
траектория, полет  -
возможность Слова.




*  Скрябин. Прелюдия № 2.

Так звучит миллионы лет
                Cмерть -

астральной пустыней,
              безвидной.



* Дождь Моцартом по клавишам скамеек

Дождь Моцартом по клавишам скамеек
смеется, ластится, дерзит в лицо.
Над нами насмехаясь, переделал
всю улицу на капище свое.

Всю ночь: то в пляске растеряет силы,
То громом оглушит, и вновь плясать.
Смеется Моцартом в лицо разиням
и радуется - некому  унять.

6. Последние квартеты Бетховена

            
  * Струнный квартет  № 16

С демоническим наслаждением,
нагромождая грубость на грубость,
он своему отдавался гению,
перепутав сердце со струнами.


   * Струнный квартет  № 15

Молитвой - священная  песнь  божеству.
Хорал в строгом стиле, в «лидийском ладу»

глушит  изящную  трель  менуэта,
обрамляя скорбный оттенок  квартета
прозрачной виньеткой вселенского света.

*о становись на пороге!
                Квартет № 17,Большая фуга B-dur (op.133 )

остановись на пороге этой тягостной фуги -
не осмеливайся войти!
не найдешь в ней созвучия красоты -            
только проблески в хаосе круга!

C демоническим наслаждением
дух этого Саваофа,
своим музыкальным гением
подымался  здесь  на голгофу.


2. музыкальная память России

Музыкальная память России   
                стихийна.
Мы не слышали  Генделя и
                Россини.
Ветер нес по русской
                равнине
звуки, что всегда звучали
                и жили

в душах  Пушкина, Гоголя,  Толстого -
звуки жестокой, строгой природы.

   

* Трио П. И. Чайковского соч. 50.

Вся глубина, вся ширь печали русской.
Предчувствие тревог и  страха.
Дыханье ширится... каким-то ясным сгустком
Свеченья теплые  встают из мрака.

Торжественным хоралом  русская  молитва  -
звучит призывом и зовет на битву.
               
Круг столкновений человеческих исканий.
Как Символ Веры - колокольное звучанье.               
               
Виолончель так искренно, пытаясь   время  удержать...
Но здесь уже Никто не в силах Ничего решать.
               
Но ты  не умолкай  и жизнь  верши!
и вот оно…. – ОСВОБОЖДЕНЬЕ человеческой души.               
            
Торжественное скорби изживание.
Разгадка жизни. Ожидание.

***  Д. Шостакович. Симфония 7.

словно в мир, изначально «антропоцентричный»,
проникнутый  трепетным человеческим чувством,
наваждением мрачным входит Начало - внеличностное
размеренным ритмом механичности сгустка.


***Бетховенская песнь радости

это была ликующая бетховенская песнь радости;
миллионы, как то описывает Ницше,
пали в прах, ломая барьеры вражеские.
Разделенных примирил Всевышний.


*  Пианистка

 её рояль

рояль был для неё мегафоном,
через который
она  кричала Вселенной
о чем-то упорно, самозабвенно.


* держали ноты.
Одного рояля ей было мало –
не по звучанию, по  масштабу.

Она рвалась на свободу!
но...  держали ноты.


*  гравюры Данте Россетти.

Она  неистово играла
 на рояле.

Казалось, вокруг плясала
тонконогая  мебель, дрожали

от страха, как дети,
на стенах гравюры Данте Россетти.

*витки забытья

Рояль за её спиной был открыт,
как постель, разворошенная спящей:
ей так не хочется просыпаться -
возвращаться в реальность, в быт.



*