Арсений Ж-С. Читательский обзор. Июль-2018

Большой Литературный Клуб
Предуведомление: всем тем, кто захочет снова оскорбиться и возмутиться после этого обзора, стоило бы напомнить, что автор: не печатается, не состоит, не является, не обладает, не переводился и - главное - ничего не решает. Так что обижаетесь вы совершенно на пустом месте.

ОПЫТ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Учитывая реакцию, вал личных сообщений и рецензии на предыдущий обзор, я более не стану скользить по поверхности, а постараюсь уйти по маковку в чтение текстов июльского тура. Это означает: во-первых, что вступать в обсуждение - приветствуется, учитывается, делаются выводы и корректировки на будущее. А во-вторых, что я даже краем не коснусь тем формальных: всех этих рифм, ритмов, стилистики, пластики и т.д. Потому что говорить о том, как написан текст - это тоже взгляд водомерки, по поверхности текста. Остаётся, правда, подвешенным вопрос: если вы так против поверхностного чтения, так боретесь за глубокого и вдумчивого читателя, такие глубины и пропасти описываете, что ж вы тогда столько сил и труда вкладываете в эту самую поверхность текста, в фактуру слова, в хороший ритмический рисунок, следите за качеством рифм? Сначала создаете поверхностное натяжение, а потом обижаетесь, что хочется потоптаться по верхам. Помните американскую комедию "Персонаж"? Герой Дастина Хоффмана там рассказывает, что написал целую монографию про фразу "мог ли он предполагать". Юмор юмором, а ведь вхождение в текст действительно определяет и распределение внимания и структуру движения мысли в тексте. Но нет. Об этом в прошлый раз. Скажу только, что прошлый мой набор критериев ничуть не противоречит нынешнему. А кто поймает меня на противоречиях и не согласованности - тому пряник.
Сейчас же представим, что вы увлекли меня своим текстом включиться в игру. Заставили попробовать себя с ним сопоставить и что-то из этого вынести. И вот я не обращаю внимания на то, как писан ваш текст, но только ход ваших мыслей мне интересен, как будто сам пришел к этому замыслу. Хорошо ведь, когда читатель может ассоциировать себя с героем или рассказчиком? Одновременно с тем, не секрет, что сказки, фэнтэзи, эпос, научная фантастика или исторические драмы о веках минувших - интереснее кропотливого и занудного бытописания таких же полупустых людей, как я и вы. Да и реализм под микроскопом интересен ровно тем, чем не совпадает с нашим опытом. Контакт - узнавание - первая стадия погружения в текст,  новое, инородное - вспышка на глубине. Как полюса, создающие напряжение, в каждом более менее сносном в замысле тексте, есть узнаваемое и инородное. Из двух этих компонентов можно составить лишь две комбинации.
1. Узнаваемый герой, такой же, как я или вы, попадает в необычную ситуацию. В ситуацию, которую мы и предположить не могли. В волшебный мир за шкафом или на другую планету.
2. Инопланетянин на Земле. Необычный герой в узнаваемых нами декорациях.
Вы часто пользуетесь фразой о том, что поэт сообщает что-то новое о мире или человеке. Что нового может сказать инопланетянин о своей родной планете? Но попадая в наш мир, он по-новому расставляет акценты, находит новый ракурс. А вот Землянин, попадая в мир за шкафом, по-новому открывает себя. В обеих схемах есть: узнаваемое, новое и, как следствие контакта этих двух начал, переосмысление узнаваемого. И это и создаёт эффект лирического озарения. В первой схеме - Землянин на Альфе - о человеке, во второй - о мире. Вспомните описание приема толстовского остранения. Взгляд инопланетянина. Это про то, что инопланетянин или новый мир может быть скрыт в авторе. Или за кадром можно спрятать узнавание. Сначала дать необычный, удивительный мир, а после - например, прямым обращением к читателю - втянуть его в эту декорацию и сразу дать понять, как много нового о себе он узнает, оказавшись в этом необычном мире: "а вы ноктюрн сыграть могли бы".  Не стоит мне забывать об информационных пузырях, горизонтах видимости. Интроверт, попавший неожиданно на веселую вписку - тот же мотив, хороший ещё и тем, что для читателя интроверта - это нечто новое о человеке, а для тусовщика - новый взгляд на его мир. В этом преимущества реализма перед чистым фэнтези, если за основу взята реальная, но всё же не стандартная история. Идеальный обоюдоострый сюжет: Принц и Нищий. С кем бы себя ни соотносил: по-новому увидишь и себя, и свою среду.
"Сказать новое о мире и человеке". Использую эту избитую фразу, но даже не смейте заподозрить, будто я считаю искусство одной из форм познания. Хотите познавать - читайте психоанализ, синтетическую философию и научпоп. Идеальный пример тут байка о Ньютоне. Хотите узнать что-то о мире - вот вам выверенная формула. А искусство - это красивая история о том, как откровение может свалиться на вас с дерева. Отдельно хочу сказать про поэтическое позерство. Есть дурацкое расхожее предположение, что художник - это человек, который острее или вовсе иначе видит окружающий мир. И вот, возомнив себя особенным, автор из кожи вон, чтобы показать насколько он "особенный и тонко чувствующий". И здесь художник-позер не должен забывать, что необычный, иной, особенный - это инопланетянин. Он интересен не сам по себе, но, как призма, сквозь которую по-новому можно увидеть привычные вещи. Если такой весь из себя пиит пишет об исключительности своих чувств и переживаний - это тошнотворно скучно. Но если он обращает взгляд на привычные вещи: мол, смотрите! как же вы не замечаете этого под самым своим носом, - тогда позерство "особенных" может быть вполне интересно. При этом, если узнаваемый герой вдруг испытает неординарное лирическое озарение - это интересно. Или если тонкая грациозная лань, не такая как все нетакие как все, вдруг почуствует прилив самых базовых эмоций - тоже художественное высказывание.

Звёзд раздавать буду, как и в прошлый раз, не более семи в одни руки.
1* Не стану утверждать глупо и вздорно, будто описанный механизм - единственный. Есть огромное количество совершенно чудных изобразительных зарисовок, стихотворных этюдов, технически необычных текстов, где главное - работа с языком, виртуозных упражнений и т.д. Но сегодня разговор не об этом. И первая звезда - это не указание на самое низкое качество, а просто отвод. Сюда буду складывать тексты, которые просто не к этой теме. Их положительные или негативные качества о другом. Назовем их "этюды". Всё, что выше одной звезды уже можно рассматривать, как некоторое концептуальное высказывание, искать смысл.
2* Итак, у нас есть некоторая ситуация, в которой я могу выявить узнаваемое и инородное. Как-то эти два объекта бьются друг с другом, и я должен увидеть переосмысление узнаваемого. Если этого третьего - переосмысления не происходит, текст пуст. "Пустышка". Ни о чём.
3* Часто мы видим, как художник, чтобы искусственно создать напряжение искажает, колечит образ узнавания, а потом через новое-инородное не более чем восстанавливает реальность, выдавая этот фокус за переосмысление. Например: показать человеческое общество только жестоким, постоянно борящимся друг с другом, ввести доброго инопланетянина и вдруг обнаружить, что в людях есть что-то доброе внутри, чего они не замечают, взаимовыручка, любовь. То есть сначала в рамках образа отпилить ногу, будто мы тут все калеки, потом её приставить и выдать за чудо. Что можно сказать о таком художнике? Он понимает необходимость преображения изначального образа, но мастерства трансмутации реального объекта нет, поэтому мухлюет. Такие тексты построены на изначальном искажении, поэтому назову их "ущербные".
4*  Конечно, большинство текстов - напоминалки, каверы. Всё выстроено, вроде бы грамотно, что называется "вечные истины". Например, человек, который в обычной своей жизни был очень сух и логичен попадает на планету абсолютно безэмоциональных существ, и после всех перепетий понимает, насколько важно для него человеческое - эмоциональное, как неотъемлемая часть, которую он просто не замечал. Спасибо, знаем-с. С другой стороны, есть вещи, о которых не грех напоминать. Но не мне судить, насколько та или иная идея свежа и пахнет. Поэтому на четвертой ступени, вне зависимости от новизны мысли, оставим тексты, где и узнаваемое и новое даны в слишком большом обобщении. Предположу, что ничего сколько-нибудь интересного нового не может родиться от соприкосновения двух обобщенных округлых моделек, без мяса реальности. Поэтому назову тексты на пять - "болванки".
5* Итак, узнаваемое у нас дано без отпиливания ноги и слишком округлого обобщения. Инородное вторгается. Переосмысление есть. Какое оно? Самый простой и дешевый по себестоимости способ: давить эмоцию. Да, это тоже может быть переосмыслением знакомого. Вот типичный бомж, которого мы привыкли не замечать, а вот в финале мы уже плачем. Тексты на пять звезд  давят на эмпатию, на эмоциональную вовлеченность. Это тексты "раздражители".

6* Замечательный фильм "Кинси" начинается с речи проповедника, который говорит, как новые открытия, такие, как молния на брюках, открывают новые пути греху. Про грех, конечно, можно посмеяться, а вот лирике точно открывают. Писать про мальчика и девочку в общих выражениях - якобы вечный сюжет. А обратить внимание на тонкие детали современности или иной исторической или пространственной локации, которые меняют многое в этом сюжете - способ найти новый ракурс. Свидания вслепую и свидание через сайт знакомств - разные в деталях. В тех деталях, через которые по-новому переосмысляется одиночество. В текстах на шесть звёзд можно уже хотя бы начать разбираться, вникать. Там есть такое узнаваемое, которое можно действительно переосмыслить.
7* На седьмой ступени для меня стоят тексты со следующим вариантом работы со схемой: На узнаваемую, точно описанную в цепких деталях планету прилетает инопланетянин. Он тоже описывается очень точно, хотя, казалось бы - зачем, ведь его функция лишь дать мне переосмыслить свою планету. И вдруг я узнаю в нем, кто мне казался инородным - себя, осознаю, что настоящее узнаваемое - он, а то, что мне казалось родным - инородное. Именно так работают тексты, вводящие в культурное поле новый тип героя или новую проблему, или новую идею. Печорин кажется нам инородным в знакомой органичной среде, но чем более мы узнаем его, тем более убеждаемся, что мы такие же, а не чудные Максим Максимычи. Или Акакий Акакиевич - казалось бы совершенный инопланетянин. А потом - бах - посмотришь, на какую фигню тратишь жизнь и нервы - точно я.
Для текстов 6* и 7* названий не подобрал. Интересно послушать ваши варианты.
Самое приятное для меня и, надеюсь, для вас, что, пользуясь выбранным подходом, можно легко и аргументированно оспорить любой мой вердикт по каждому из текстов. Достаточно показать, где в тексте искомые элементы, и как они друг с другом бьются. И для этого абсолютно не обязательно обладать каким-либо авторитетом и весом биографии, можно быть таким же никем, как и я.

НИОТКУДА С КОНЦЕПТОМ
НАТАША ДЕНИСОВА «говорит во мне»
http://www.stihi.ru/2018/06/17/4965 отборочный тур для резидентов
Ну вот посмотрите: авторка изо всех сил показывает, с одной стороны - какая она необычная, удивительная, иная. С другой стороны, конструирует эту свою особость из очень знакомых осязаемых земных пейзажей. Из чего же, из чего же, из чего же... сделаны наши пииты. Что скрывается под таинственным "ЭТО" - творчество ли, обостренное ли восприятие, религиозный экстаз  или что ещё - вообще не важно. Важно то, что Сибирь из простого пейзажа превращается в силу, способную сделать избранного человека - иным, особенным, пророком, через которого обретут голос описанные предметы и явления. И очень в этом смысле хорош финал. Не одна Наташа Д. такая, но завтра её место займет другой иной. Потому что кто-то должен говорить этими языками всегда. Они уже готовятся к переходу, созревают. Надчеловеческий мир ищет голос. И всегда находит. Но, увы, не увидел, чтобы этим иным мог бы стать читатель. Да и прорисовка достаточно обобщенная. Текст-болванка. Хотя и очень хорошая. С этой схемой стоит работать и работать разным авторам, на основе другого материала и с большей прорисовкой.  Возможно, на шестёрку этот текст работает в комплексе с другими текстами авторки. То есть он - вывод и пояснение. Некоторый объем текстов, и в финале - это степь говорит во мне. Не знаю. Есть, увы, на этом сайте достаточно авторов, тексты которых - каждый - обобщение. Обобщение каких-то несуществующих текстов.
4*

СИБИРСКИЙ ВОЛК «Человек это берег, покинувший сам себя»
http://www.stihi.ru/2018/05/25/3270 отборочный тур для резидентов
Не люблю эту схему, но она имеет право быть: когда первые два элемента инопланетянин-автор и предмет, на который он взглянул, прячутся за границы текста, а нам даётся только преображенный объект. Человек - это не то, что вам всегда казалось, а вот это - взгляните моими глазами. В чём сложность работы с этой схемой? В изменённом состоянии узнаваемого я должен, как читатель, угадать, каким оно было до. Какую из всех существующих округленных концепций человека автор тут переосмыслил? То есть нет экспозиции-узнавания, но её необходимо домыслить. У меня так и не получилось этого сделать, сколько ни перечитывал. Поэтому для меня этот текст остался пустым. Но с удовольствием послушаю тех, кто всё просёк и изменю мнение.
2*
АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «и поскольку тело твоё – вода»
http://www.stihi.ru/2018/06/03/1594 отборочный тур для резидентов
Очень интересный иной. Тело его не имеет осязаемых границ-берегов и границ стыда, а стало быть и общественной морали - он не соприкасается не с вещным миром, ни с социумом, время его застыло в граните монументов, а эхо - самае страшная игра человеков. И вдруг в финале - тончайшая деталь, такая осязаемая и ощутимая, слышишь этот звук отчетливо. Дзынь - я здесь, я настоящий, я сижу за столом. И выбранное местоимение, создающее с первых строк - контакт с читателем.
7*
СОЗЕРЦАЮЩАЯ МНОГО РАЗ «чтобы ты»
http://www.stihi.ru/2017/10/28/10583 отборочный тур для резидентов
В отличие от текста Волка, здесь - первыми тремя строчками - дают понять, в какой концепции человека существует "прозрение". В той, где ему противопоставляется мирная и вечная природа. В той, где человеков ведёт плотоядный бог, а где-то - шаг в сторону - прекрасное небо и мирные реки. Очевидно, что это не упрощение, а именно искажение и человека и природы. Ущербный текст.
3*
ПЕТРА КАЛУГИНА «Лежали паданцы»
http://www.stihi.ru/2018/06/29/9 отборочный тур для резидентов
Вспомнилась детская сказка про то, как ёжик нашёл увеличительное стекло и в итоге открыл целый иной мир - малых обитателей леса. Приходит инопланетянин-букашка в кадр, и то, что казалось испорченным и не нужным на уровне садовода, осознаётся, как нечто важное и нужное, имеющее своё место в миропорядке. Напоминалка? Конечно. Но сделанная достаточно детально, чтобы не стать болванкой.
6*
ОЛЕГ ПАРШЕВ «Солночь»
http://www.stihi.ru/2018/04/23/6832 отборочный тур для резидентов
Мне кажется, очевидная единица, в том смысле, что ценность этого текста вся в его поверхности.
1*
ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Deus ex machina»
http://www.stihi.ru/2018/01/02/3572 отборочный тур для резидентов
С этим текстом всё сложно. По критериям предыдущего обзора это была бы бесспорная шестёрка. История выстроена потрясающе. С фокусом, с грамотным ведением за пуговицу, с прекрасной игрой с термином греческого театра. Очень сильная поверхность. Люблю такие тексты. Но посмотрим с сегодняшнего ракурса. Есть волшебный нереальный мир сна-греческой трагедии, есть наш мир - автобан. Героиня оказывается там, потом возвращается в реальность, и снова шаг обратно. При этом по тому аватару, который героиня приобретает в волшебном мире, я должен дорисовать её реальную - ту, что на автобане: трагедия (опять же, как и с машиной - в двух планах и смыслах). Причем, трагический момент не является точкой, в которой должно произойти переосмысление и катарсис, а, собственно, и составляет мясо образа. Высекается эмоция, сопереживание, но не более - для меня, не всё понимающего.
5*
ЮРИЙ СЕМЕЦКИЙ «Радость»
http://www.stihi.ru/2017/12/11/12199 отборочный тур для резидентов
Мир веры из эпиграфа, или просто восторженный мир религиозного экстаза - это, конечно, другая планета, преображающая самосознание, после её посещения. Но ничего, кроме округлых форм - вот моя земная жизнь, вот взгляд после восторга чувства божественного, которое возникло в грозу, вот дух. Не хватило экспозиции, того самого тела, которое, оставив, переосмыслишь. Болванка.
4*
АНДРЕЙ МАРТЫНОВ СЛОВО «Шаламов»
http://www.stihi.ru/2018/06/12/3597 отборочный тур для резидентов
Наверное, самый сильный текст Лонга. Есть очень хорошо взятый узнаваемый мир современной жизни-политики. Есть инопланетянин, очень наполненный, благодаря тому, что мы знаем, кто это. Но в этом контексте он инороден. Есть потрясающий финал, когда, казалось бы - никто не идёт за ним, но на самом деле - каждый - согласен и солидарен (в рамках текста) с ним, а узнаваемый мир токшоу вдруг чувствуется инородным, искусственным. Финал работает ровно наоборот, все идут за ним, именно потому, что сказано, что никто. Мощнейшая манипуляция.
7*
ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «война»
http://www.stihi.ru/2015/06/22/6192 отборочный тур для резидентов
Война, безусловно, иной мир. Герой попадает туда и не узнаёт своего голоса. Но каким был этот голос? И каким стал? Болванка, работающая только потому, что у каждого из нас есть, чем её наполнить - слишком живая тема. Наверное, именно с такими темами и должны работать болванки - с теми, в которые каждому есть, что принести.
4*
МАРИНА ЧИРКОВА «ехать»
http://www.stihi.ru/2018/01/01/3032  отборочный тур для резидентов
Мир увиденный глазами ребёнка инопланетянина - знакомая схема. Но здесь есть невероятной силы последняя строчка. В каждом слове интересная. "Чей-то" - показывающие нас, взрослых, как эдаких миньонов при детях, которые - каждый - пуп земли и водите вокруг меня каравай. "Случайный" "присматривает" - превращают ситуацию в невероятно парадоксальную. И если помнить, что глазами ребёнка смотрит взрослая героиня.
6*
НИКОЛА «Ихтиология»
http://www.stihi.ru/2016/03/16/5616 номинатор Ильдар Харисов
1*
ГАЛИЯ ГАЛИ «в переходе»
http://www.stihi.ru/2017/12/03/6545 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Является бог с лампочкой и что-то выискивает в нашей зиме. Авторка, как проводник, гид, поясняет ему, что тут и как устроено. Хорошая могла бы быть схема. Если бы, во-первых, проводник попался господу не иной, а во-вторых, если бы в финале этот показанный богу мир, преобразился, когда стало бы хоть расплывчато сказано, что он выискивает в этом. А пока пустота.
2*
ВАДИМ МЕЛЬНИКОВ «с балкона вниз…»
http://www.stihi.ru/2016/03/23/7570 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Ещё одна очень не любимая мной схема: когда дается одна выделенная история, один чинарик, а после камера отъезжает и мы видим такие же однотипные ситуации. Но это вкусовщина. А по смыслу. Жизнь взята максимально общё - горение, смерть и память о тех, кого больше, чем живых - максимально обобщенно. Болванка чистой воды.
4*
ИРИНА РЫПКА «против»
http://www.stihi.ru/2018/06/03/2007 номинатор Ильдар Харисов
Интересно, что оба текста, номинированные Ильдаром, работают поверхностью, фактурой. В прошлом туре свягода. Здесь есть, о чём поговорить. Не о текстах, а о вкусах номинатора.
1*
ОЛЕГ ГОРШКОВ «Пёс алый»
http://www.stihi.ru/2018/03/10/6757 номинатор Ник Туманов
Есть данный в общих чертах узнаваемый герой. Есть его переосмысление своей жизни. Есть пёс, как инопланетянин. Вот только он лишь символ, существующий параллельно. Герои никак не бьются, и переосмысление происходит не от их контакта, а просто со временем жизни. Пустота.
2*
ТЕПЛЕНЬКАЯ ПОШЛА «октябрьское с нею»
http://www.stihi.ru/2014/01/06/4078 номинатор Термитник поэзии
Мечты о счастье - другая планета. Несчастный (по логике) герой с ужасом осознаёт, что в нём есть пугающая тяга уйти в этот мир, и остаться там. Узнаваемый октябрьский пейзаж - вдруг осознается, как портал в тот пугающий своей притягательностью мир.
4*
КАТЕРИНА МОЛОЧНИКОВА «Круги»
http://stihi.ru/2018/06/20/591 квота Натальи Голышкиной за редактирование отборочного тура
Пожалуй, надо уходить. Герой - всегда инопланетянин. Инопланетянин, отрицающий очевидные и неутешительные факты.  Он попадает в этот мир, где его героизм, то ли оказался по сути не нужным, то ли сыграл и довольно. Без его посещения всегда кажется, что он нужен - да - такое дело военное - куда без героев. И вот он появился - пробил за какое-то важное, как казалось дело, чердак. "Ну и" - пожимают плечами, ждавшие героев.
4*
ЛЕНКА ВОРОБЕЙ «Взгляд на вещь»
http://www.stihi.ru/2012/10/31/5877 номинатор Ник Туманов
А вот перед нами проходит целый строй вторженцев, чьими глазами мы можем взглянуть на узнаваемое. Вместо узнаваемого подставлено зеркало. Я в него (не)смотрю, а на ухо мне шепчет то врач, то Титаник. То есть, сначала смотрю по логике текста - должен примерять на себя, а потом - как финальное осознание: не смотри. Но по-моему, контакта мжду всеми элементами не случилось, и концепция рассыпалась, оставив пустоту.
2*

САША НЕМЕСТНЫЙ «Куда деваются лебеди?»
http://www.stihi.ru/2018/03/30/6468 номинатор Елена Бородина
С одной стороны - антиутопия по мотивам "Гадкого утёнка", с другой - финальный вопрос, отсылающий к "Над пропастью во ржи". В привычный мир отношений, поклонников, удач и неудач, где существует обыкновенный читатель, вторгаются целых два инопланетянина: старуха и ребёнок. При этом, старуха, минуя взрослых, которым до её прошедшей жизни резонно по барабану (своих американских горок хватает), обращается к детям. А ребёнок, переосмыслив опыт столкновения привычного для него мира симбиоза с родителем с чем-то инородным, уже обращается к родителю, т.е. читателю. Очень хороший треугольник коммуникации. Вопрос остается открытым и родитель-читатель должен, взглянув на свой привычный мир с нового ракурса - старика - взаимодействовать с ребёнком. При этом тема - слава, успех и признание - то, что понятно и близко только родителю. Напоминалка Эклезиаста. Но по схеме очень хорошо построенная.
6*
СВЕТЛАНА КОРЗУН «Проводы зимы»
http://www.stihi.ru/2018/06/10/7566 номинатор Елена Бородина
Вот узнаваемо одинокая, отчаянно одинокая героиня попадает на планету народных масленичных гуляний. Видит там забитую старую карусельную лошадь, которая тем не менее дарит детям радость, взаимодействует с миром. И эта встреча выводит героиню из уже привычного равновесия апатии и заставляет кричать в пустоту. Но в самом финале осознать, что "поздно" и, полагаю, снова погрузиться в отчаяние тихое, привычное. С той разницей, что фатальность этого одиночества осмысляется по-новому - время упущено, была возможность, но её на сегодня ли (если "поздно "о времени суток), навсегда ли - если о истории этих двух людей - уже нет. Тёмно-серое становится глубоко-чёрным, в этом преображение узнаваемого в этом тексте. И то, что волшебный мир - яркий, праздничный, с огнём и каруселями - только усиливает эту черноту. Как и в истории с лебедями - очень качественная, выстроено по драматургии. Бью поклоны Елене Бородиной, номинатору обоих этих текстов.
5*
ГОМЕР ХИОССКИЙ «иван-дурак»
http://www.stihi.ru/2018/06/28/7351 квота ГР за редактирование отборочного тура
Очень сложно продраться сквозь совершенно, на мой вкус, корявые строчки, и понять где про кого идёт речь. О каком из персонажей то или иное высказывание. Есть автор - который то на себя смотрит с иконы, то впадает в блуд, то получает пулю на Черной речке. Есть иван-дурак, который за всё в ответе. Есть Бог (хотя если судить по описанию дурака - это один с богом персонаж). Есть чудаки, которые, видимо, все остальные (все неправы, один был прав). "Был ли мальчик" по логике должно относиться к автору, ведь его убивают строчкой выше. Есть Игрок, который, видимо, тоже автор? Тогда зачем нужен дурак? Если только и он не одно лицо с автором.
Один чёрт выходит тема "поэт и толпа". Противопоставление отвратительное. И не важно, кто её разрабатывает - Киплинг, Пушкин или Хиосский Гомер. Сама постановка конфликта предполагает ущербное, искалеченное понимание общества, в которое помещается персонаж, обладающий самыми простым, присущим всем нам качеством - творческим импульсом. Из серии отпилить ногу, сказать, что так и было всегда, показать двуногого и объявить это чудом. Безусловно, разница между поэтом и рифмоплётом есть, и она огромна. Безусловно, опера Вагнера не то же самое, что скапбукинг. Но разница эта видна не во вселенной "поэт и толпа".
3*
ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА «Бабочка»
http://www.stihi.ru/2015/01/01/1514 квота ГР за редактирование отборочного тура
 Ребёнок, чей инакий взгляд нам живописуют в тексте, сталкивается со смертью старухи, родной бабушки. Понятно же, что не ребёнок является целевым читателем этого текста. И взрослый должен сначала вспомнить себя ребёнком, регрессировать в детство, чтобы этот мир стал ему узнаваем, чтобы вынести какие-то инсайды из этого текста. Тема интересная очень: про то, как понимание смерти входит в детский мир, построенный на идее бессмертия. Но по итогу вышла просто эмоциональная слёзовыжималка.
5*
ИРИНА ЧУДНОВА «двадцать четыре сезона Цинмин очищение света»
http://www.stihi.ru/2018/06/26/7810 номинатор Александр Крупинин
Окажись этот текст в предыдущем Лонге, он бы получил за работу с вниманием читателя шесть из семи. И это не смотря на абсолютно узнаваемый звук и все эти псевдоинтеллектуальные "надпространства". Просто за вход и выход из текста. Особенно за выход. Мощнейший.
Само же наполнение между первой и последней строкой, так же как и звук, и наполнение - "Для человека частного. И частность эту всегда...". Экзотическая атмосфера - Китай - дана очень вскользь, почти незаметно, и хорошо - поскольку именно город является узнаваемым, которое в финале преображается. Заимствованный лирический герой, герой с чужого плеча, как и прежде очень погружен в самолюбование, маскирующиеся под философское осмысление. Даже Посторонний Камю в финале взрывается, иначе сюжета бы не вышло, но не этот. Город приходит к герою и меняется.
Читая интервью И.Б. поражаешься, насколько заученными слово в слово воспоминаниями он кормит разных интервьюеров, подкармливая свой миф. Каждый эпизод - кирпичик. И среди этих кирпичиков есть один, вызывающий у меня максимальное отторжение. История о том, как выйдя на улицу, он вдруг осознал, что все идущие мимо, сотни и тысячи его сограждан не мыслят теми категориями, какими он, что их заботят иные проблемы, не те, что его.
Не буду говорить, почему с человеческой позиции это - глупая, вредная и крайне неприятная мысль. Но как художественная стратегия: там, где он обращает внимание на окружающее - инопланетянин смотрит на нашу землю - это интересно. Там, где смотрит вглубь себя, это скучно и никому не нужно, кроме секты фанатов.
Вот и здесь, у Ирины, вроде описывается и меняется в финале город, но текст лирический - про внутренний мир. И поэтому пустотелый.
2*
КЛАВДИЯ СМИРЯГИНА ДМИТРИЕВА «Хурма»
http://www.stihi.ru/2017/01/01/3631 квота ГР за редактирование отборочного тура
Раздражитель. 5*
РУСЛАН РАФИКОВ «Митридат»
http://www.stihi.ru/2015/04/21/7913 квота ГР за редактирование отборочного тура
Сон - самый слабый сюжет про мир фантазии. Это после открытий психоанализа, о том, что сон не просто часть нашего Я - но окно в самую важную, самую настоящую часть нас - было интересно работать со снами, переосмысляя старые трансцендентные трактовки. Но этот карьер выработан искусством до предела. Что осталось? Во сне нет осознанного жеста ухода от реальности: он может быть одинаково сюрным, что у социально вовлеченного персонажа, что у изгнанника. Причудливость образов сна привычна. Любая логика может быть нарушена, и это не вызовет отторжения. Ни одной пружины. Единственное для чего может хорошо работать сон - давать красиво прописанный фон, отбивку, выявлять контраст главного объекта. Например, в жизни спокойный и уравновешенный персонаж видит пугающие напряжённые сны. Это наполняет его простые действия в реальности - напряжением. Поэтому раскручивать этот текст следует с финальных строк
/Тут звуки соседского пианино/ - коммуналка ли или просто многоквартирный дом с плохой звукоизоляцией - халупень.
/и голодное "мяу" моего кота/ - одинокий интроверт. Интеллектуал, судя по образам из сна. Но не аристократичный, а - как подобает обстановке - из тех, кто пересказывает Бодью, добавляя "@баный". Интеллектуала, мыслящего одновременно и параллельно, переплетая одно с другим, о культуре, этике, политике, психологии - через ярлыки культурных кодов. Быт не налажен.
/пробуждают меня от кошмара./ - тревожные напряжённые сны. Внутренний конфликт самомнения и самоуничижения, осознания своей глубины и неустроенности.
Герой второй половины прошлого века. Вышедший в тираж. Вовсе уже не интересный. Преображается ли он после контакта со сном?
Кра-со-та - думаю этот сарказм привычен для него. Во всяком случае, узнаваем, как и весь образ. Пус-то-та.
2*
БЕРТА ЛУЧЕВА «засыпаешь в позе…»
http://www.stihi.ru/2016/10/04/3364 номинатор Феликс Гойхман
Восточная зарисовка. И она бы так и осталась зарисовкой, отмосферным этюдом, когда бы ни одна короткая фраза в начале.
/если одинокая подруга
не звонит пожаловаться на/
- вот настоящая точка силы этого текста, а не финальный эффектный карп. Вечер с двумя вариантами: одиноко уснуть в волшебной экзотической атмосфере ухода от реальности через кино и мысли, или в очередной раз (регулярность этого варианта считывается явно) заниматься вечерней дружеской психотерапией (максимально узнаваемая ситуация) подруги. Два варианта одиночества: одинокая героиня уходит в себя, её одинокая подруга уходит в уши по телефонному справочнику. Подруга - тоска ноль - изначальное положение. Героиня - уже преображенное в контакте с экзотическим миром состояние - тоска-единица. Грустная напоминалка о том, куда можно сбежать от одиночества. Схема бездонная, если вдуматься. Если расстраиваться то только от того, что Феликс, как номинатор, на этот раз решил не открывать нам новых имён, а взять из проверенного ни одним Лонгом. "Купил" фаворита.
6*
JAG «Переворот»
http://www.stihi.ru/2014/10/20/6149 номинатор Феликс Гойхман
Революции и перевороты - вечная тема. Уже потому, что сразу рисует ситуацию: старый привычный мир, который можно даже не прорисовывать, и один/банда инопланетян-революционеров. Очень символичные ноги.
4*
ФИАТИК «Велосипедная песенка»
http://www.stihi.ru/2013/07/02/4621 номинатор Света Хохломская
Казалось бы - простая, светлая и незатейливая. Человек едет к морю, в отличном настроении и поет об этом. Но обратите внимание, что противопоставляется этой акынской простоте.
Сложные теории - мир абстракций, героический пафос, практически "геополитика", которой кормят, не едущих к морю на велосипеде. И из этого узнаваемого мира, столкнувшись с волшебством простой дороги к морю, автор выходит преображенным, плюет на все абстракции и представляет, что каждый медведь по дороге ему лучший друг.
5*
АГАТА БАХРУШИНА «Волшебники»
http://www.stihi.ru/2018/06/08/7266 номинатор Света Хохломская
Автор втягивает ребенка в игру, и, возможно, для малыша это большое открытие, что из пластилина можно слепить слоника. Но для взрослого читателя этот текст - пустота. Вообще не уровня Лонга.
2*
ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ «В гору поднимается душа без изъяна...»
http://www.stihi.ru/2014/07/19/3846 квота Юлии Елиной за редактирование отборочного тура
5*
ЧЕРНАКОВ «Не заглядывай в чужое лето...»
http://www.stihi.ru/2018/06/16/993 номинатор Елена Ительсон
2*
ЕЛИЗАВЕТА ДЕЙК «Лиловый перезвон»
http://www.stihi.ru/2018/06/26/4944 номинатор Елена Ительсон
"Только наедине с природой и становишься самим собой." Чтобы такое "прозрение" было верным, надо сначала представить всю нашу сложную, многоуровневую, выявляющую особенности человека, социальную жизнь - как просто суматошную фальш, то есть покалечить узнаваемое. Ущербный текст.
3*
ГЕННАДИЙ РУДНЕВ «Скорее в будущем»
http://www.stihi.ru/2009/11/21/7663 квота ГР за ведение рубрики «В гостях у...»
2*
АЛЁНА АСЕНЧИК «Вдохновение»
http://www.stihi.ru/2017/12/04/1850 номинатор Юрий Семецкий
Вот типичный герой-прозаик, осознающий в конце, что придуманный им мир - это он сам.
4*
ЕЛЕНА ЛЕРАК МАРКЕЛОВА «История»
http://www.stihi.ru/2017/10/15/9051 номинатор Юрий Семецкий
 История. Ещё одна чужая планета. С той разницей, что за исключением чисто научно-фантастических сюжетов лирический герой, существующий в границах сюжета или образа не является настоящим путешественником, настоящим героем. Настоящий герой по эту сторону экрана/листа. Это я, человек современный попадаю через портал текста в то другое время, ощущаю его инородность или родственность и переосмысляю себя здесь и своё время. Парадоксально, но в исторических сюжетах больше интерактива, 7D-эффекта, чем в современных историях за окном. Можно заметить, что проза 19 века менее атмосферна, чем современная проза, где действие перенесено в 19 век. Сложность помещения узнаваемого по эту сторону кадра в том, что когда герой внутри, он описан с определенной долей конкретики. Мы можем узнать в нем себя, а можем соседа - и это тоже интересно. Интерактив работает конкретно с нами. И биться сюжет должен именно со мной, как с читателем, а не с соседом. Послевоенное время, с его трудностями, ещё живой, не абстрактной, злобой к врагу и всему, что он после себя оставил. Деревенский быт, с его невозможностью жить, как городской - изолированно. СССР - тоже другая планета.
5* 
город-призрак
Ирина-Сова
http://www.stihi.ru/2016/04/26/1522
А вот новая работа Ирины-Совы. Напомню, что в прошлом туре Ирина вошла в резиденты, а за её текст с переизбытком зажигательных средств и тумана, замысел которого понятен лишь после личного общения с автором (речь была, как оказалось, о смерти), не скупясь в выражениях, не щадя нервов и своего места среди резидентов, боролись другие авторы, доказывая, что это был самый сильный текст июня. И если в том тексте несогласованность деталей можно было как-то оправдать (в рецензиях к тексту автор делал это), то строчки
/город-призрак...
тот, что построен был -
побеждал/ - по-моему очевидно указывают, на серьёзную "авторскую глухоту". Ничто не мешало автору сделать город "построенным побеждать", например. Ни ритм, ни общая идея текста не изменилась бы. Город был построен. Спасибо. И покажите мне город, который в капусте нашли. Всм, Гуси-лебеди, Единомышленники - там, пожалуй, оценят.
Что же до концепта. Город, как самостоятельный герой, сталкивается с миром войны, и оказывается, сдавшись, никому не нужен. На мой взгляд ущербный текст.
3*
Алексей Бекорюков в тексте отборочного тура "Эра релятивизма" http://www.stihi.ru/2018/04/26/2304
Не такой, как все. Инопланетянин. Персонаж с совершенно иным взглядом на узнаваемый мир. В реальности ничто само по себе не указывает на то, что этот - иной взгляд - чем-то правильнее привычного. Просто городской сумасшедший. В произведении один тот факт, что все такие, а он не такой - наделяет такого персонажа особым статусом правоты. И хотя логика подсказывает, что с большей вероятностью ошибается один, чем все, но история и культура раз за разом кормит нас персонажами, которые единственные "видели суть" (на тысячу не упомянутых, не выхваченных фокусом, просто заблуждавшихся дурачков). Это может быть гений, опередивший время, библейский пророк или несущий ту же функцию - современный, каким пытается стать автор. Пророков, как положено, гонят, так что было бы странно, пройди он отборочный тур - неаутентичненько вышло б. Но если говорить серьезно, то библейский извод сюжета: мол, всех вас затопит по пятый этаж, - работает только внутри вселенной конкретного литературно-религиозного произведения, где предварительно выстроен образ всемогущего Бога, заповедей и т.п. Автор выходит из границ этой замкнутой вселенной, упоминанием Канта, а значит ветхозаветная декорация уже не работает. По принципу пророчества работает почти всякая антиутопия. Она берет основные признаки времени и сгущает, экстраполирует, отметает лишнее. Таким образом вместо: "будете вести себя ТАК - утонете" появляется гораздо более сильное "будете вести себя ТАК, превратитесь вот в ЭТО". То есть узнаваемое греховное общество и пророк-инопланетянин-автор остаются за границами текста, а преображение сквозь взгляд пророка - и есть антиутопия. Как мы видим, статус "пророка" отлично приклеился к тому же Хаксли.
У автора мы видим крайне удручающую картину, выйдя за рамки чисто религиозной картины мира, он продолжает пугать нас очень узнаваемым катаклизмом.
2*
сонет Цурэна, exercice (Орловаи) http://www.stihi.ru/2018/03/31/7130
Поэт и толпа. 3*
Я буду верить (Лана Юрина) http://www.stihi.ru/2018/04/28/6576
21 марта не только Всемирный День Поэзии, но и, как напоминает нам Лана, Международный День Человека с Синдромом Дауна. Насколько помню, в этот день, как напоминание о проблеме, люди надевают разные носки. Стихотворение написано от лица матери ребенка с этим синдромом. В тексте есть почти всё, чтобы сделать его неплохим произведением, если бы не одна строчка, которая рвет всю ткань текста.
/Мне главное – живой./
Как так? В начале автор так бережно выстраивает образы особо чуткого, необычного взгляда на мир глазами особенного малыша, обращает внимание на муравья, облачко. Ещё немного и я, как читатель, увижу мир по-новому, узнаваемый мир преобразиться от пронзительной правды этого особенного ребенка. Но звучит эта строчка, и я вижу, что и мать-то не верит в чудесную правду этих муравьев, в откровение птичьего языка. Передо мной просто текст о такой узнаваемой материнской привязанности не смотря ни на что (про любую болезнь можно написать такую жалостливую картину). И никакого чуда.

Солнце мое Инга Сташевска
http://www.stihi.ru/2018/01/09/4304
Интересный текст про принятие, от "ты мой незаменимый" до "никто никому не должен принадлежать", от "ты моё солнце" до "пусть люди будут людьми". Неплохой параллельный монтаж с героем, которому жить легко, пока героиня прорывает километры переоценок и откровений, он попил кофе и вышел. Но для такой идеи коротко. Нет воздуха для метаморфозы. Всё случается на таком пяточке текста, что не чувствую, как героиня приходит к осознанию.
4*
Покров
Марта Бут
http://www.stihi.ru/2018/06/26/5194
Очень интересная задумка столкнуть религиозную сказку, природу и атмосферу больницы. Но пока болванка
 4*

Граница между
http://www.stihi.ru/2018/06/08/4773
Rewsky
К слову, о поэтах, ощущающих себя иными, а свой взгляд на мир - особым. Эта позиция гораздо легче ложится на слух, когда у текста есть лирический адресат - самый яркий пример - Жираф Гумилева. Но в этой схеме есть одна тонкость. Я, как читатель, должен понимать, зачем иной обращается к лирическому адресату. Вспомним Жирафа. Девушка небезразличная герою плачет. Он говорит ей: взгляни на мир моими глазами, это сможет тебя утешить. Я понимаю, что этот новый взгляд должен стать для неё важен. Здесь автор заканчивает текст фразой, которая должна показаться очень хорошей литературно, но рушит ей весь контакт.
2*

Танин мяч
http://www.stihi.ru/2018/07/07/8419
Наташа Дубрау
Когда автор явно берет за основу другое произведение, мне видится только два варианта работы с материалом. Добавьте, если я не прав.
В первом случае произведение является "узнаваемым" текста. И автор вступает в спор с исходным произведением. Ему очень нравится расстановка сил, ситуация, герои, но он не согласен с какими-то выводами. Он переделывает исходник, переосмысливая его. Таков, например, Фауст Гёте, переосмысливающий классический сюжет.
Второй вариант, когда берется узнаваемая ситуация, например, бытовая и через переосмысление её, столкновение её с классическим текстом, узнаваемое частное предстает воплощением инварианта. Например, Леди Макбет Мценского уезда. Здесь исходный текст является инородным - новым ракурсом.
Что с текстом "Танин мяч"?
История убийства девочки на берегу ну никак не является частным вариантом стишка. Это же не история о том, что не надо печалиться по пустякам. Значит первый вариант? Тоже нет. Тогда зачем вообще приплетать Таню и мяч? Пустота.
Есь ещё одна деталь. Выложен на сайт 7 июля моментально после проигрыша сборной России. Моментально, минутка в минутку, следовательно написан заранее. Тут же этот текст был оплачен в анонсы сайта, а на следующий день уже отправлен в конкурс БЛК. Как они бегали!)))
2*

***
http://www.stihi.ru/2018/06/06/6093
Ольга Домрачева
Дикая природа - это всегда другая/волшебная планета. Не думаю, что кому-нибудь, кроме редких сумасшедших биологов, влюбленных в свою профессию, действительно интересно узнавать и переосмыслять дикую природу. И уж точно, последнее, чем они станут заниматься от такой любви, это литература, особенно - поэзия. В остальных случаях Природа - эта та необычная, инородная среда, попадая куда, лирический герой что-то узнает о себе. Даже современная экофилософия - это не забота о природе, а размышление: является ли человек паразитом, раковой опухолью планеты, или же он венец творения. А раз это фантастическая среда, то совершенно не важно, будет ли Природа воплощением каких-то натурфилософских первостихий, божеством, руссоистской утопией, или антиутопией - лишь бы инороднее оказалась нашей узнаваемой обычной жизни. Более того, брать дикую природу в её неискажееном тенденциозными концепциями виде - просто не выгодно. Животным доступны и высоты абстрактного мышления, и эстетическое чувство, и творчество, и зачатки обрядовости, религиозности, и умение создавать дружные сообщества не только внутри одного вида, но по необходимости - колонии, состоящие из разных видов, целые страны под нашими ногами. Единственное, что отличает человека и порой его домашних питомцев, способных перенимать многое у человека - это глубинное, не имеющее явной причины, подавленное чувство вины. Для одних эта новость - гимн психоанализу, для других - доказательство религиозной концепции первородного греха, но для художественного жеста этого мало. Слишком похожи, слишком недалеко мы ушли во всех проявлениях: от любви, творчества и религиозности до агрессии, соревнования, игр и т.д. Не пробежит искры. Из того, что мне понравилось в последнее время на тему человек в природе - "Зёма" Кровостока.
Здесь Природа нам дана в образе двух огромных хтонических чудовищ: могучей одушевленной реки, способной сдвинуть само время своими телодвижениями, и прожорливого беспощадного ветра, пожирающего маленьких беспомощных скворцов, которые, как становится ясно из комментариев автора - дни жизни, а из текста - скворцы себе и скворцы. И, казалось бы, банальная сцена жалости, доходящей до желания самопожертвования. Очень - как помнится из вступительных статей Анархии - животное чувство эмпатии и неравнодушия. И если для Вас это текст на этом уровне останавливается - влепите ему "напоминалка". Если Вы удивительным образом считываете замысел автора, что скворцы - это дни. А значит щемящая жалость - это жалость к себе, к прошедшей жизни.
Но вот, как видится этот текст мне. Лирическая героиня - наша современница. И, если она не сдвинутая сектантка, в одушевленность стихий не верит. И вся эта жертвенность - поза - она отлично понимает, что никто эту жертву не примет. Ни за скворцов, ни за деньки. Обыкновенное чувство человека оказавшегося возле гор или могучей реки не передать иначе, чем Чапаев Петьке. Но лирическая героиня, как мы знаем из пояснений живёт на Иртыше. Для меня текст о том, что, когда нет восторга первого контакта с могучей природой, то оставшись с ней в очередной раз наедине, хочется включить Федру, или цитируя другую песню Кровостока - "@башим трагизм".
5*

НИОТКУДА С НИЧЕМ
Немного о текстах, которым я ставлю звёзды без комментариев или даю слишком абстрактные. Делая обзор на такой объем текстов, пришлось бы слишком часто повторяться, проговаривая одно и то же. Лично мне кажется, что прочитавшему вступление и те комментарии, которые я даю к другим текстам, должно быть совершенно очевидно, почему поставлена та или иная оценка. Но, если я не прав - поговорим.


До метро без сапог не дойти, значит, туфли в пакет
Нина Баландина
http://stihi.ru/2017/02/26/8441
1*

http://www.stihi.ru/2017/08/28/9649
Игорь Мальцев
1*

На волне Новеллы
http://www.stihi.ru/2016/09/30/1503
Светлана Илларионова
3*

Лето на ладони
http://www.stihi.ru/2018/06/28/3946
Анна Арканина
1*

Странные слова
http://www.stihi.ru/2018/01/08/2918
Елена Бородина 13
4*

девичье послелетнее
http://www.stihi.ru/2015/10/08/351
Доктор Но
3*

Такие разные облака
http://www.stihi.ru/2018/04/23/6792
Ольга Нежданова
2*

Журавлиная родина
http://www.stihi.ru/2018/03/27/5816
Ольга Флярковская
4*

Моя Клео
http://www.stihi.ru/2017/09/21/250
Марго Сергеева
2*

Иерихон
http://www.stihi.ru/2018/05/01/2964
Ирина Рыпка
6*

Довлатов
http://www.stihi.ru/2018/03/15/8944
Речная Нимфа
2*

Я просто шла
http://www.stihi.ru/2018/06/28/4321
Аня Сироткина
2*

Памятка для отъезжающих.
http://www.stihi.ru/2015/07/10/8355
Юрий Рехтер
2*
 
кинотеатр Восток
Александр Перевозкин
http://www.stihi.ru/2016/03/25/1817
1*

Улитки
http://www.stihi.ru/2013/01/15/11512
Льььь
2*

Русалочка
http://www.stihi.ru/2016/07/04/5345
Елена Тютина
2*

"Христофор"
http://www.stihi.ru/2018/06/27/1769
Александр Быстров 4
2*

Жизнь в провинции
http://www.stihi.ru/2015/05/29/6787
Сомов Торжок
1*

"Всё тише лишние шумы..."
http://www.stihi.ru/2018/07/11/8659
Зинаида Палайя
2*

Первый снег.
http://www.stihi.ru/2018/05/08/10316
Сергей Ким 4
2*

Лучшее почему-то
http://www.stihi.ru/2017/04/11/12338
Зиновий Антонов
1*

Маленький непризнанный поэт
Ирина Полюшко
http://www.stihi.ru/2018/01/18/899
1*

Тайна инженера Гномова
Нестор Иванофф
http://www.stihi.ru/2018/06/24/7635
4*

Бродяга-вечер
Инна Молчанова
http://www.stihi.ru/2004/12/08-289
2*

О Гончих Псах
Александр Копп
http://www.stihi.ru/2017/02/15/3541
2*

О трясогузке
Александр Спарбер
http://www.stihi.ru/2018/06/21/2530
2*

старик
Пелёвин
http://www.stihi.ru/2018/03/05/4712
1*

Из окна
Игорь Брен
http://www.stihi.ru/2018/06/29/8992
1*

Перед отсутствием
Юрий Евгеньевич Ермоленко
http://www.stihi.ru/2016/03/13/7095
2*

Добивая иммунитет, допивая, а вот и нет
Бонгард Друидов Чайкин Андрей
http://www.stihi.ru/2009/06/10/7288
2*

Июнь в Окленде
Любовь Голейчук Коэн Белл
http://www.stihi.ru/2018/06/05/5346
5*

Свечная фея пляшет
Эдмар
http://www.stihi.ru/2017/02/21/9018
2*

Счастливчики
Любовь Левитина
http://www.stihi.ru/2018/05/19/3759
 2*

Больной. По мотивам картин Эдварда Мунка
Василий Клименко Сумы
http://www.stihi.ru/2014/10/24/2980
2*

Звёзды
Соэль Карцев
http://www.stihi.ru/2018/04/23/304
1*

Вольный свет - душе отрада
Лидия Ковалевская
http://www.stihi.ru/2018/04/17/2221
1*

Да
Дмитрий Волчек
http://www.stihi.ru/2018/06/30/1047
1*

Систруха
http://www.stihi.ru/2017/09/30/7499
Пантелеймон Корягин
1*

МузЫкой полнится эфир
http://www.stihi.ru/2018/07/13
Саша Аб
2*


Тики
Исхаков Алексей
http://www.stihi.ru/2018/05/10/5930
1*

Родина
Ирина Коротеева
http://www.stihi.ru/2018/05/10/2098
1*
Казелла
Александр Крупинин
http://www.stihi.ru/2018/07/04/4777
4*

Есенин и Лазо
Павел Великжанин
http://www.stihi.ru/2018/07/02/1904
2*

Ночное свидание
http://www.stihi.ru/2016/10/27/1844
Владимир Симаков
2*

И такая любовь
http://www.stihi.ru/2018/04/21/1698
Рыжая Ляля 
2*

http://www.stihi.ru/2018/05/23/8453
Анатолий Сорокин 22
1*

"Красный табун".
http://www.stihi.ru/2017/03/11/12368
Сергей Ким 4
2*

http://stihi.ru/2018/02/07/6499
Гостеприимная ворона
Ольга Попова Хамкеты
2*

http://www.stihi.ru/2018/07/11/2584
Тавал
2*

Последний поцелуй Ундины
http://www.stihi.ru/2018/07/11/1864
Марина Капуста
5*

http://www.stihi.ru/2009/09/02/632
Серебряное эхо
Феликс Зигельбаум
2*

И тогда мы разбудим ветер
http://www.stihi.ru/2018/06/30/7694
Селена Ка
4*

Русская загадка
http://www.stihi.ru/2016/02/23/3400
Владислав Кощаков
1*

http://www.stihi.ru/2015/12/10/5059
Роман Корольчук
2*

http://www.stihi.ru/2018/07/08/3141
Дмитрий Балашов
3*

"Репетиция юных музыкантов"
http://www.stihi.ru/2018/06/02/2144
Геннадий Маков
1*

Женщина-озеро.
http://www.stihi.ru/2018/05/15/6652
Вайлит
2*

«Безвыборье»:
http://www.stihi.ru/2018/06/18/8138
Пётр Грушин
2*

Белая гвардия
http://www.stihi.ru/2016/04/19/307
Андрей Игумин
3*

http://www.stihi.ru/2018/07/03/3085
Огурцова Татьяна
2*

метрО
http://www.stihi.ru/2010/12/02/3122
Визор Кверти
3*

Нить
http://www.stihi.ru/2015/10/09/4820
Светлана Салахова
2*

Влюблённые
http://www.stihi.ru/2015/02/07/7916
Радио-Активен
2*

Псевдо.
http://www.stihi.ru/2018/07/04/5163
Долма
2*

Не отвыкай!
http://www.stihi.ru/2017/10/12/10615
Анатолий Немыкин
2*

Разговор с Судьбой...
http://stihi.ru/2016/10/23/6126
Шура Маленький
3*

http://www.stihi.ru/2017/11/12/2641
Ден Ильин
2*

http://www.stihi.ru/2014/04/25/8242
Павел Егоров
1*

"В глубоком кресле у камина"
http://www.stihi.ru/2018/07/02/2880
Брюнхильда
2*

"Молитва о молчании"
http://www.stihi.ru/2018/06/03/7246
Светлана Разумова 2
3*

http://stihi.ru/2017/10/19/8784
Татьяна Миронова 4
2*

Первый экзамен
http://www.stihi.ru/2014/07/16/5938
Марина Вечер
1*

Триумфальная арка. 2. Борис Морозов
http://www.stihi.ru/2015/10/19/1275
Владимир Кузнецов 20
2*

«Яблоневый сад»
http://www.stihi.ru/2018/05/22/1245
Анна Иделевич
1*

"Хороша парочка..."
http://www.stihi.ru/2015/05/16/7326
Эльвина Шумовская
2*

Река
http://www.stihi.ru/2018/06/20/5418
Екатерина Падукова
1*

В зачарованном замке появилась колдунья...
http://www.stihi.ru/2017/11/02/6710
Галиаскарова Елена
2*

Боги земли.
http://www.stihi.ru/2018/07/02/4418
Аникин Дмитрий Владимирович
2*

http://www.stihi.ru/2018/06/28/2967
Зелёный Юнец
1*

http://www.stihi.ru/2015/09/16/957
Юлия Замуруева Степанида
2*

http://www.stihi.ru/2017/11/19/8469
Апполония
2*



Слёзы Лилит
Артур Лено
http://www.stihi.ru/2018/07/03/5920
2*

Почти триллер
Михаил Белоногов
http://www.stihi.ru/2017/08/30/3626
2*

Расскажи про ветер, расскажи про снег!..
Андрей Игоревич Тихомиров
http://www.stihi.ru/2018/06/13/5728
2*

Анна Корнет
http://www.stihi.ru/2018/06/26/6677
2*

С лица Земли
Николай Бошинцев
http://www.stihi.ru/2018/06/07/4997
1*

чтобы ты
Созерцающая Много Раз
http://www.stihi.ru/2017/10/28/10583
4*

островное
Лукина Рина
http://www.stihi.ru/2018/07/01/3888
2*

Устрашась невинных сквозняков
Хорошо Темперированный Клавир
http://stihi.ru/2017/09/30/9666
1*

закачается февралье
Елена Наильевна
http://www.stihi.ru/2013/02/10/5210
1*
Аморалка
Феликс Гойхман
http://www.stihi.ru/2016/09/08/8137
3*

Две Арагви
Галья Рубина-Бадьян
http://www.stihi.ru/2018/06/29/8275
1*
Сверхнимфа
Эльхан Ширинов
http://www.stihi.ru/2018/06/30/5855
2*

жить приятно, и это понятно,
Егор Лемек
http://www.stihi.ru/2018/06/17/8576
6*

Языческое
Александр Василёнок
http://www.stihi.ru/2011/02/13/5316
2*

сидит индеец у тропы
Алекс Трудлер
http://www.stihi.ru/2016/07/10/4098
1*

типажи
Липа Липовая
http://www.stihi.ru/2018/04/09/2433
2*

У неба на обугленном краю
Сергей Дуков
http://www.stihi.ru/2018/07/01/3352
2*

Палисадник
Семён Кац
http://www.stihi.ru/2017/04/03/1129
1*

Рукой находишь лес...
Ольга Вирязова
http://stihi.ru/2018/06/14/669
1*

Тепловой удар
Денис Ткаченко
http://www.stihi.ru/2018/04/17/2713
1*

Над плечами
http://www.stihi.ru/2018/06/30/155
Евдокимов Александр
3*

покрошишь вчерашний хлеб...
http://www.stihi.ru/2018/05/16/7703
Владимир Демидов Пп
2*

http://www.stihi.ru/2015/11/21/5757
Небесный дворник
Елена Анирусс
3*

КОГО ЗАБЫЛ?