Конкурс 23 Лепестки сакуры Звуки одиночества хайку

Клуб Золотое Сечение
Дорогие друзья и гости нашего проекта "Лепестки сакуры"!

После небольшого перерыва мы продолжаем работу в рамках самого изысканного и тонкого поэтического жанра пейзажной лирики Хайку.
Нетрудно заметить, что на протяжении последних конкурсов мы не упускали работу над аллитерацией и ассонансами в словосочетаниях. И это не случайно. Лишённая рифмы поэзия содержит в себе,  кроме ЗРИМЫХ ОБРАЗОВ звучание и некую музыкальность, пусть и мало выраженную. Это хорошо заметно, например, в стихотворении Мацуо Басё, в переводе В.Марковой:

* * *

Послышится вдруг "шорх-шорх".
В душе тоска шевельнется...
Бамбук в морозную ночь.

Видно, что переводчик употребил аллитерацию глухого согласного «ш», чтобы усилить передаваемую картинку шороха бамбука морозной ночью… А летом? Какую песню можно услышать в бамбуке? Возможно, это будет другой звук. И необязательно его повторять, как «шорх-шорх», достаточно включить звуковую игру в словах, описываемых зримые предметы. Даже при полном одиночестве редко можно услышать настоящую тишину, и даже если повезёт, то биение собственного сердца включит воображение и унесёт в незримую даль образов, которые напомнят нам и звуки, и порывы чувств… Ведь жизнь – это всегда движение, бывает, и внутрь себя.
================


  Итак, дорогие друзья, давайте поработаем над внутренним звучанием в хайку, передающим то или иное настроение одиночества. Сложность задания заключается в том, что в хайку должны быть только зримые образы, но звуки, создающие настроение, должны возникать возникать сами собой при чтении вслух. Звуки, характерные тому или иному явлению в природе. Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона, чтобы исключить собственную навязываемую оценку происходящего. В рисунке не должно быть самого автора. Но его чувства и состояние должно быть передано не только через зримое, но и звучащее: назойливо ли, слегка, как лёгкий ветерок, или звеняще, как раскалённый жаркий полдень. Желаю успехов в этих поисках. Лето располагает больше бывать на природе и всматриваться, и вслушиваться в происходящее вокруг, пусть еле заметное.

  Итак, задание для конкурса «ЗВУКИ ОДИНОЧЕСТВА В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАЗВАНИЙ ЗВУКОВ, НО ПРИ ЭТОМ ПЕРЕДАТЬ ЧИТАТЕЛЮ УСЛЫШАННОЕ, ИЛИ ПОДСЛУШАННОЕ, ПРОИСХОДЯЩЕЕ В ПРИРОДЕ ПРИ СОЗЕРЦАНИИ, да так, чтобы это заворажило внимание читателя. А для этого каждое слово в хайку должно быть на своём месте и незаменимо.
Делаем акцент на фонетическое звучание, благодаря наличию АЛЛИТЕРАЦИИ И АССОНАНСАМ. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуется.

 Для настроения рекомендуемая тема «ЛЁГКИЙ ВЕТЕРОК» но не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом. Посмотрим, насколько удалось проникновенно передать чувства через внутреннее звучание в хайку.

 Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21)  Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий.Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 21 АВГУСТА 2018 года, ВТОРНИК,  или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!


Принято:  25   хайку.


Ведущая конкурса Татьяна Игнатова.