Советы Оптинских старцев-116

Борис Ефремов 2
СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника начала духовной жизни)

ИЗ ИОСИФА ОПТИНСКОГО

Старайся жить, как Бог велит, а не как
«все живут», потому что «мир во зле
лежит». 

7.08.18 г.,
Успение праведной Анны,
матери Пресвятой Богородицы

... Один из читателей, видимо, прочитав строчки хроники о том, что сайтисты перестали задавать вопросы, о какой-такой Истине я пишу,  всё же поиронизировал над автором этих строк: «В интернете 42 миллиона читаталей, которым дела нет до тех проблем, которые вы поднимаете. Так для кого же вы стараетесь?» Я ответил традиционно. У Бога много званых, но мало избранных. Пара человек найдётся из миллионов, и хорошо. Больше не надо. Сейчас вряд ли кто понимает основательно, о чём речь в заметках о духовной жизни.

Впрочем, уже знаю твёрдо, что несколько человек хроникой интересуются, читают, размышляют над прочитанным, даже вопросы задают. Чего же ещё? Тем более, что дневник веду я для себя лично, и пока буду его продолжать, поскольку знакомлюсь с трудами святителя, который, действительно, уровня Златоустовского. Вот их я пока и штудировать буду — дюже расширяют горизоты Истины Христовой. Зову и вас за собой.

*   *   *

... Евангельское повествование убеждает нас в том, что, кроме слепоты телесной, может быть еще слепота духовная, которой, как очевидно, страдали передовые вожди избранного народа еврейского фарисеи, видевшие столько дивных чудес, совершённых Господом, и всё же оставшиеся при своём упорном неверии в Него как Мессию — Сына Божия.

*   *   *

Страдают этой духовной слепотой и многие современные неверы и безбожники, страдают ею и современные фарисеи, которые, воображая, что видят всё лучше других, в действительности ничего не видят, пребывая постоянно в излюбленном ими духовном мраке.

*   *   *

Где главная причина этой столь губительной духовной слепоты, которая довела фарисеев с иудейскими первосвященниками во главе до такого страшного, из ряда вон выходящего преступления, как убиение Самого Сына Божия, пришедшего на землю спасти человека?

*   *   *

Ослепляет человека грех во всех его проявлениях, а особенно — развившийся до состояния страсти, как-то: гордость, властлюбие, славолюбие, тщеславие, зависть, предубеждение, неправда, стремление к суетным и порочным удовольствиям и т.п.

*   *   *

Слеп духовно человек, когда он настолько самоуверен, что только своим собственным силам и способностям приписывает все свои успехи и достижения, не замечая всесодействующей добру Божией силы.

*   *   *

Слеп духовно человек, когда в окружающей его дивно и премудро созданной природе не видит проявления всемогущества и премудрости Божиих и дерзко утверждает, что Бога нет.

*   *   *

Слеп духовно человек, когда он, охваченный гордостью и высокомерием, воображает, что он во всем превосходит других, сам нося в себе бремя греха и несовершенства.

*   *   *

Слеп духовно человек, когда он возлагает все свои надежды на своё богатство, которое столь непостоянно и преходяще, — сегодня есть, а завтра нет: или огонь его уничтожит, или грабители отнимут.

*   *   *

Слеп духовно человек который стремится к обладанию властью и упивается ею, когда её достигнет, думая создать чрез неё своё личное благополучие. Он забывает, что и власть может быть легко потеряна, и тогда он обратится в полное «ничто».

*   *   *

Слеп духовно человек, когда всё расценивает только с точки зрения своих личных эгоистических интересов, когда во имя этих интересов отвергает истину и попирает правду; когда заглушает в себе голос неподкупной совести; когда, имея в руках весы правды, даёт перевес неправде и беззаконию.

*   *   *

Слеп духовно человек, когда, водимый больным своим честолюбием, любит, чтобы ему всегда льстили, чтобы восхваляли даже его недостатки; когда «считает ложь добродетелью, а ласкательство — необходимым выражением почтительности и уважения».

*   *   *

Слеп духовно человек, когда не знает истинного своего предназначения здесь на земле, когда не знает или не хочет знать, что есть «единое на потребу», а весь охвачен суетой мира и смысл своей жизни находит только в земном и в плотских удовольствиях.

*   *   *

Для духовного слепца чрезвычайно характерно то, что он упорствует в своём нравственном нерадении и не желает, чтобы кто-нибудь открывал ему глаза.

*   *   *

Кто же осмелится отрывать ему глаза, на того он начинает смотреть как на самого лютого своего врага, хотя бы он был преисполнен к нему самых добрых чувств. Ему ближе и дороже льстецы-ласкатели, которые постоянно лишь хвалят и превозносят его мнимые добродетели.

*   *   *

Наше время — время отступления от истинного Бога и от Христа и вместе с тем — время ослепительных чисто внешних успехов и достижений — особенно изобилует такими людьми, поражёнными губительным недугом духовной слепоты. Утрачено настоящее, чистое духовное зрение, придушен, если не совсем ещё вытравлен, голос совести, исчезло внутреннее чувство меры, справедливости и благоразумия.

*   *   *

И вот весьма многие в наши дни без всякого зазрения совести и даже с дерзкой запальчивостью готовы утверждать, что белое это чёрное, а чёрное — белое, добродетель называют грехом, а порок возводят на пьедестал добродетели, свет провозглашают тьмой, а тьму — светом.

*   *   *

Духовная слепота перепутала и смешала все понятия и представления в душе современного человека, и вот причина, почему под всякими самыми благовидными предлогами и оправданиями стало твориться сейчас так много всевозможных безумных поступков и преступлений.

*   *   *

И это — буквально во всех областях современной жизни, не исключая и церковной, где, казалось бы, всё должно быть безукоризненно свято и непорочно, всё должно отвечать истине и закону Божию.

*   *   *

И исполняется воочию на наших глазах предречение древних отцов подвижников христианского благочестия: «В последние времена люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: “Ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас”».

*   *   *

Да! Наше лукавое время — время, по преимуществу, всяческого обмана, введения друг друга в заблуждение лживыми речами с корыстной целью личной выгоды и создания себе земного благополучия.

*   *   *

Но забывают эти лукавые люди — духовные слепцы — какое страшное посрамление ожидает их, когда во всеуслышание раздастся голос правды, которая подвергалась ими поруганию, голос, обличающий их ложь и лицемерие, и они поймут тогда, в какой духовной слепоте они жили, возлюбив более тьму, ежели свет, только потому, что дела их были злы, и они боялись света, дабы не обличились дела их (Ин. 3, 19-20).

*   *   *

Но особенно ужасно и губительно, когда духовной слепотой страдают те, кто поставлены руководить так или иначе другими, кому вверяются бразды правления в человеческом обществе. О них так сказал Христос Спаситель: «Они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14).

*   *   *

Будем же бояться, братие, этой слепоты духовной пуще всего на свете, ибо нет несчастия хуже её. Вот почему Святая Церковь и учит каждого из нас обращаться с молитвой ко Христу, отверзшему очи слепорождённому: «Душевными очима ослеплен — к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения: покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме свет пресветлый» (Кондак в неделю слепого).

-----------------

Настоятельно советую читать все ссылки на Библию. Дивно убеждают, что в Книге Книг вся Христова Истина.

----------------

А высказывание мне выпало сегодня такое, из преподобного Варсонофия:

«Берегите сознание своей греховности. Это — самое драгоценное перед Богом. Что спасло мытаря? Конечно, это сознание своей греховности: “Боже, милостив буди мне грешному!” Вот эта молитва, которая прошла уже почти два тысячелетия. Но смотри, мытарь сознаёт себя грешным, но в то же время надеется на милость Божию. Без надежды нельзя спастись...»

Да, и я убедился на опыте, что без надежды на то, что молитва твоя  к Господу исполнится, никакого толку не получится.

(Продолжение следует)