Слияние со светом. Отзыв на книгу Марии и Георгия

Вера Линькова 2
СТИЛИСТИКА ПРОЗРАЧНОЙ АКВАРЕЛИ
      
     Книга Марии и Георгия Брегман «Слияние света» порадовала меня, прежде всего, своей акварельной стилистикой и искристой чистотой, будто сам «Глаз Божий»  смотрел в души молодых писателей и велел выносить из сердца на  люди каждую светлую малость человеческого бытия. И получилось такое чудесное созвучие миниатюр, созданных из оттенков света, радости и любви. Это и коротенькая миниатюра «Отец и санки», и «Слияние со светом», и «Пальто на диване»… И много всего нежного, доброго, тонкого, где ты как бы соизмеряещь свою собственную жизнь с прочитанным, и во всём видишь зоркий и чуткий «Глаз Божий». Всё замечательно. Но именно на двух рассказах и повести из этой книги я  особенно хочу заострить своё внимание.

   Глаз Божий

       Казалось бы, совсем маленький по форме рассказ, но сколь глубокий и философичный по содержанию. Сама философия рассказа вовсе не навязчива. Она возникает в сознании читателя естественным образом… Как бы вырастает из самого сюжета и наталкивает на собственное размышление об истинном и ложном.
    Вот человек впервые входит в церковь… Вроде в поисках своего смысла Бога… И я когда-то входила… И многие-многие, наверно входили тоже… И вот это первое чувство неловкости, когда не со всеми внешними правилами знаком… И какие-нибудь  богомольные старушки начинают шикать на тебя… И останавливаешься в смущении:  «А где здесь Бог?» Не случайно  рассказ и начинается с  вопроса, от которого сразу берёт оторопь:

    « - Вы видели когда-нибудь  глаза Христа? – сгорбленная старушка смотрела на меня, опираясь на костыль».

Да, от такого вопроса сразу хочется повернуться и уйти. И рассказчик ушёл бы, потому как и у него возникла именно эта мысль – «повернуться и идти отсюда подальше». Но  «праведница» снова заговорила:

   « - Вы первый раз в церкви. Гм… Понятно. И кто же вас надоумил в таком-то возрасте идти в церковь с газетой в руках??! Ну, сказано же в Святом писании…»

     А я что-то не помню, чтобы в Святом писании было сказано, что нельзя в церковь с газетой в руках… Но ведь и Святое писание каждый по-своему читает. Вроде про то, что «хулить» - это хорошо, там тоже ничего не сказано. А Глаз Божий вовсе не на то взирает, что в руках, а скорее на то, что в сердце…

     Я невольно вхожу в состояние рассказчика, становлюсь на его сторону и так же удивляюсь, когда друг, соблюдающий все «посты», на вопрос «… а ты глаза Христа видел?... они живые?», вдруг отвечает:  «…какие же они живые, они ведь нарисованные».  Получается, что всё представление о божественном у друга Василия не выходит за рамки  иконы, в которой, кроме «нарисованности» он ничего не видит.
     И я тоже начинаю думать, разве Глаз Божий померяется изображением на иконе? Разве он не через людей открывается? И уже радуюсь за рассказчика, который отправляется в Оптину пустынь и находит то истинное, что искал.

«Я стоял около иконы и не мог оторвать глаз. Всего моего тела не существовало больше. Были только мои глаза и Его».

     В полной тишине, без злобного шипенья той старушки, опирающейся на костыль, без фальшивой приверженности внешним атрибутам, оно вдруг открывается… Открывается само собой. А когда ещё и озарённый этим Глазом человек подходит, как к моему рассказчику подошла монахиня, открывается совершенно иной, подлинный смысл верования.

«Я переводил взгляд на икону, то на монахиню, а она улыбнулась более широкой улыбкой и сказала:
   - Глаз Божий – он и в тебе, и в каждом, кто смог его узреть. Ты нашёл себя. Благослови тебя Бог!»


В стране синих гор

… Если бы  в синих горах не было этого замка, то, скорее всего, его пришлось бы выдумать. А если бы в замке не встретился тот человек, несущий в себе запал фантастической влюблённости, то его, наверно, тоже пришлось бы выдумать. На первый взгляд, чисто женский романтизм. Но что-то подсказывает мне, что рассказ совсем не о том, что излагается в сюжетном плане. Увлекательнейшее чувственное приключение «В стране синих гор» написано столь искусно, что при первом прочтении я так увлеклась сюжетом, что даже не почувствовала двойной игры авторов. Только при втором прочтении поняла, насколько это чудесная игра воображения. Героиня его, и в то же время автор, как бы намеренно материализует своё воображение, вовлекая себя в придуманную этим воображением игру. Героя программирует второй автор – мужская сущность. Опять же, две этих авторских сущностей вовлекают  меня, читателя, не просто в канву переживания необыкновенно романтических чувств, а моделируют свою возможность устоять перед искушением. Вот, как бы оно было, если бы было на самом деле… Вот, когда задыхаешься от внезапно нахлынувших чувств, а у тебя и любимый муж, и дети, словом – замечательная семья… Или, с точки зрения мужской сущности, где  тоже надо выплеснуть дивное нечто, выплеснуть  и оставить себе на память. Память без продолжения. С точки зрения женщины. Вопрос для себя самой: « А сможешь ли устоять перед «сказочным принцем»?.. И с точки зрения мужчины, как поступить, когда оно вот так космически нахлынуло?

    «Он удивил меня своей внешностью: белые, завитые самой природой кудряшки струились вдоль лица и спускались к шее. Глаза горели огнём солнца и смотрели на меня с таким интересом, что я тоже повернула к нему голову и стала смотреть на него….. проходили минуты, и мы с какой-то космической скоростью стремились всё ближе друг к другу».

     Сейчас они разойдутся. Муж говорит, что «Нам пора».. Авторы снова как бы моделируют игру в волшебное продолжение. И я, читатель, очень хочу, чтобы это продолжение последовало. Не верю, но хочу. Мы, как будто вместе играем в волшебное продолжение. Он (почти принц) оставляет на столе бумажку с телефоном и «е-мэйлом».
    «Он стоял в это время вдалеке и ждал моего быстрого мимолётного взгляда. Как только мы снова встретились глазами, он заулыбался с такой же надеждой, с которой я смотрела на него, пока не увидела его телефон, - я поняла его взгляд, почувствовала сердцем, он упрашивал позвонить ему. Мне показалось, что я чуть ли не вслух ответила. Конечно, позвоню».

    Я, читатель, ещё один герой этой волшебной истории. Я же всё понимаю про нравственность, верность… Но чувствую, что сейчас должны возникнуть сомнения героини и противоборства чувств. Авторы  чутко чувствуют моё читательское желание и, как бы улыбаясь, подыгрывают ему. Обуянная напором чувств, героиня, как и должно, начинает переживать случившееся, метаться…

   О, великая сила искусства! Дальше ничего не скажу. Доставлю удовольствие читателю – узнать самому. Только замечу, что авторы столь тонки и искусны, что я получила массу удовольствий от ощущения влюблённости и борьбы с нею.

     В общем, этот рассказ я прочитала и в третий раз… Прочитала и нащла  в нём ещё некоторые детали,  пробуждающие новый взгляд. Тонкие и необычные детали. Даже если авторы  фантазировали, то фантазировали так реально… Так искусно создавали эту историю… Наверно, исключительно для того, чтобы душа моя просто верила и восхищалась. И отдыхала от ощущения радости, что  всё случилось именно так, как я хотела.

Повесть «Неслучайная встреча»

… Как любительницу всего мистического повесть захватила меня сразу. Нет, это не просто мистика  и фэнтази. Это описание  вполне реального будущего. Память слегка изменяет. Но кто-то или из японских писателей или из китайских, уже получил нобелевскую премию за произведение на тему клонов. Правда, в том произведении, насколько помню, всё было страшно и безысходно. Клоны так же любили, так же были наделены чувствами, но они знали своё предназначение – быть просто биологическими запчастями для других людей. Талант Марии и Георгия в этой повести проявляется в свежести мышления. У героев этой повести нет ни толики смирения с безнадёжностью своего предназначения. Валентин и Адель, мистически чувствующие друг друга, мистически любящие друг друга, анализируют ситуацию, чутко взаимодействуют и всю свою волю и силу мысли направляют на то, как преодолеть сам процесс клонирования людей. 

     Повесть потрясающе захватывает. И там,  где возможно только единственное - «вход» в неизбежное, всего лищь  - один единственный «вход», герои  находят  «выход». Держась друг друга, вверяясь чувству любви, используя полученные знания, они побеждают силу ненужного, губительного  прогресса.

     Подробно ничего не хочу говорить про эту повесть. Просто хочу, чтобы вы её прочитали. Прочитали, задумываясь над своим местом  в социуме и возможностями своего разума. Это замечательная повесть.  Замечательная, как и вся книга. Я искренне желаю авторам продолжения совместного творчества и достижения новых литературных  вершин.

(В обложке книги использована фотография известного фотомастера Левона Осепяна)