Советы Оптинских старцев-117

Борис Ефремов 2
СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хоника начала духовной жизни)

ИЗ ИОСИФА ОПТИНСКОГО

Старайся жить, как Бог велит, а не как
«все живут», потому что «мир во зле
лежит». 

7.08.18 г.,
Успение праведной Анны,
матери Пресвятой Богородицы

... Открыл «Оптинский цветник» на преподобном Моисее:

«Чтоб меньше страдать и не лишаться удовольствия временного, надобно содержать себя в равнодушии: в радости не слишком восхищаться, а в печали не весьма печалиться».

Да и как вовремя открыл книжицу святую! Радость была сегодня великая, а я как-то не очень радуюсь, хотя понимаю, что произошло, в общем-то чудо. И вот совет старца — вполне резонный и справедливый. И хорошо, что я не поддался свом поэтическим эмоциям. Ну, ладно. Приступим к анализу творений святителя Аверкия. На этот раз речь в них о том, как необходимо относиться к Словам Божиим.

*   *   *

Как часто повторяет Господь в Своём Евангелии это мудрое, наставительное изречение! Как будто предвидел Он, что мы, люди, и даже носящие имя Его последователей, будем крайне невнимательно относиться к Его Божественным словесам! И, конечно, предвидел это, по Своему Божественному всеведению.

*   *   *

В самом деле. Сколько замечательных по необычайной глубине и по возвышенности мыслей содержится в Святом Евангелии, а мы так часто пренебрегаем ими, не вникаем в них, иной раз не хотим слышать о них, или, слыша, не слышим, видя, не видим и сердцем не разумеем, — так окаменено бывает наше сердце, так слепо, глухо, бесчувственно ко всему возвшенному, святому, духовному.

*   *   *

Оставляем мы кладенцы живые, животворные источники спасительного слова Божия и искапываем себе кладенцы засорённые, полные мутной воды страстей, пороков и суеты житейской. И нередко с какой-то безумной жадностью пьём из грязных луж и болот, отравляя себя и накликая верную смерть.

*   *   *

Так поступают современные христиане, не желающие слушать и читать священных книг Божьего Откровения и святоотеческих писаний, но с жадностью поглощающие одну за другой книги светские, книги развратные, исполненные смертоносного яда для человеческих душ.

*   *   *

Сам Господь обращается к нам в Своём Божественном Писании, Его именем проповедуют пастыри с церковного амвона, а среди современных христиан не принято, «не в моде» читать Священное Писание, его во многих дома теперь и не найти совсем, а проповеди церковные с амвона многие и слушать не хотят, и, показывая грубое пренебрежение к Божественному учению слова Божия, уходят из храма, когда начинается проповедь.

*   *   *

Отчего же это бывает? Где причина, что слово Божие зачастую остаётся в нас бесплодным? В чудной по красоте притче о сеятеле Сам Господь прекрасно нам это объясняет (Лк. 8, 5-15).

*   *   *

От слушания слова Божия нас отлекает дьявол, желающий нашей гибели. Под всевозможными благовидными предлогами он убеждает нас отказаться от слушания слова Божия или пропустить мимо ушей  слышанное: он, как тать, как злодей, похищает слово Божие, посеянное было в наших душах. Затем много мешает нам наше легкомысшие и непостоянство, отсутствие выдержки, терпения, твёрдости характера: как будто и приняли мы сердцем слово Божие и даже решились уже жить в согласии с ним, по-христиански, но вот случилась с нами какая-либо неприятная неожиданность или непредвиденная напасть, и мы уже заколебались в нашем решении.

*   *   *

Наконец,  более всего и чаще всего заглушают в нас слово Божие злые тернии. Это, как объясняет Господь, заботы житейские, земное благосостояние, богатство и сласти всякого рода. Увлечённые суетными помышлениями, заботой об устройстве своего земного благополучия и гоняясь за всвозможными удовольствиями, наслаждениями и развлечениями, мы легко забываем о Боге, о Его Божественном законе, — забываем о небесном и все наши помыслы приковываем к земному. Мы «оземленяемся», а дух наш, образ Божий, в нас умирает: мы становимся плотью бездушною, и Бог от нас отступает.

*   *   *

Бог милосерд и всем желает спасения. Он, как сеятель, повсюду сеет семена Своего Божественного учения — чрез Сына Своего Единородного, чрез апостолов Христовых, чрез их преемников — пастырей Церкви, да и чрез всех верных преданных слуг Своих. Он сеет слово Своё, которое способно дать богатые всходы в душе человека и сделать его наследником и причастником Царствия Божия. Но кто виноват, если сердце человека до того запущено, до того заскорузло и огрубело, что сделалось неспособным к восприятию  спасительного слова Божия.

*   *   *

Виноват, конечно, сам человек. Бог никого не хочет насильно влечь ко спасению, ибо тогда и самое спасение, как подневольное, стало бы человеку противным: «Нам дорого только то, что мы сами избрали и возлюбили как достойное любви, чего мы сами домогались, с чем сроднились, что стало нашим сокровищем, нашей как бы второй природой» (епископ Феофан).

*   *   *

Между тем сколь многие из нас, особенно в наше время, не только не имеют почвы сердца своего, подготовленной к восприятию слова Божия, но и самого слова Божия слышать вообще не хотят, отвращают от него уши и ум свой, как предрекал еще святой апостол: «Настанет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3-4).

*   *   *

И в самом деле, сколь многие теперь отвращают слух от слушания Божественной истины и предпочитают слушать басни всяких самозванных учителей: безбожников, сумасбродных сектантов, всевозможных изобретателей новых «вер», политических агитаторов и просто праздных мечтателей-суесловов.

*   *   *

О, как должен беречь человек своё сердце не слушать и не читать таких праздных речей и писаний, не слышать ничего, что, подобно яду, разлагающим и мертвящим образом действует на душу, убивая в ней добрые и святые движения. Пуще всякого яда должны мы опасаться  чтения таких зловредных книг, журналов и газет, которые оскверняют и духовно опустошают душу, возращая в ней лишь тернии и волчцы безбожия, вольнодумства, безнравственности и всяких смертоносных страстей, злобы и пороков.

*   *   *

А сколько теперь таких гадких книг и журналов печатается, сколько отвратительной гнусной и грязной лжи на всё святое в современной повседневной прессе! И всё это жадно поглощается современными людьми как некая зараза, чума, захватывая и старых и малых!

*   *   *

И вот почему, схваченные этим современным «угаром», многие так пренебрежительно относятся к подлинно животворной духовной пище — слову Божию, возвышающему и облагораживающему душу. А потому никого не может винить человек в своей погибели, если он  добровольно отвращает слух свой от истины и обращается к «басням», которые несут ему духовную смерть.

*   *   *

Господь Иисус Христос, осуждённый на смерть людьми, которые, отвергнув Божественную Истину, увлеклись «баснями», пришёл на землю не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир, как Он это засвидетельствовал (Ин. 12, 47). В руководство миру для его спасения Он оставил Своё Божественное слово, которое Он щедро сеял в течение трёх с половиною лет Своего общественного служения на земле людям и затем продолжал сеять чрез Своих святых учеников и апостолов, и доселе сеет чрез их верных истинных преемников — пастырей Церкви Своей (святых века сего. — Б.Е.)

*   *   *

Это слово мы должны со всем вниманием слушать и впитывать в свою душу, стараясь тщательно исполнять заповеданное им в нашей жизни, ибо это самое слово будет судить нас в последний день.

------------------------

Подобные перепечатки богаты мыслями и чувствами. Часто сами собой приходят экспромты. Подобные вот этому:

ИСТИНА ЕСТЬ — И ДУША...

Роберту Рождественскому

Истина есть — и душа,
Словно ребёнок, радуется.
А Истины нет — ни шиша
Радостного не складывается.

11.08.18 г.,
Преподобномучеников
Серафима и Феогноста...

(Продолжение следует)