Портрет художника. Глава четвёртая

Владимир Лавров
Кирпанёв Олег Викторович.
==========================

Глава IV

«…Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил.» –
              /А.С.Пушкин, «Евгений Онегин», глава первая/

И ещё одна жизненная трагедия ожидала его: прощание с Петербургом.
Как он любил этот город! Как гордился его улицами, проспектами, дворцами
и площадями, арками и колоннами, набережными и скульптурами,
таинственными пространствами метро и перестуком пригородных
электричек. Он гордо говорил: «Мой город!»
«Мой город наполнен солнечным светом…
Да здравствует солнце! Да здравствует лето!..
И полдень гремит здесь, как выстрел из пушки,
И гордо взлетает над площадью Пушкин….
И хочется жить в этом городе очень!»
                / «Петербург» – II, с.46-47/

И город принял его.
«Ты – привычный такой
На Дворцовой, в толпе…»
                / «Мистика Петербурга» – III, с.19/,

говорит он, как о деле обыкновенном.
Здесь он работал, любил и дружил, читал друзьям свои стихи и слушал
прекрасную музыку, пропадал в электричках, сопоставляя свои рифмы с
перестуком их колёс, ждал весну и встречал неизбежную осень.
Его душа «ощущала облака».
«Мы жили впопыхах,
болели невозможным,
мы так неосторожно
носили своё я.»…
             /«И город над Невой» – III, с.40/

…У него есть ещё одно стихотворение с тем же названием «Петербург»
– I, с.137/. Там совсем другое настроение – усталости и неуюта. Есть и ещё
одно, «Питер» – /II, с.182/, здесь его герою уже необходима помощь.
Как случилось, что именно эти настроения, многократно усиленные в
последующем, стали содержанием его душевной драмы? – Не наше дело
листать анкеты. Возможно, ответы на этот вопрос – в его книгах. Но многие
последующие стихотворения полны тяжкой горечью случившегося
несчастья.
«Синдром Петербурга – смертельный диагноз.
Его мне поставил задумчивый август,
И руки умыл, наклонясь у канала,
А небо померкло, и солнце пропало.»…
              /«Синдром Петербурга» – III, с.6/

Как трогательно и нежно прощался он с любимым городом, вспоминая его
мосты
/…«Где-то разведённые мосты
Ждут, когда под них подставлю плечи…»
                /«Подпишу последние бумаги…» – III, с.69//,

его каналы, его сфинксов… Он согласен так же навечно превратиться в
камень – но там! …В Гатчине ещё тепло, наверное… …Спуститься в метро,
а потом через мост – на Стрелку!.. А Летний сад! – он на прощание сжал ему
руку…
«Не выкинуть себя
Из собственной души»…
                /«И город над Невой» – III, с.40/,

«пока ещё сердце отвыкнуть не может».
«Закрываю глаза…как мне хочется выйти
На Владимирской, или, хотя бы – напротив…»
                /«Закрыв глаза» – III, с.35/

… Полгода уже не был он в Петербурге. А может быть, он там и не был?
– так легче думать. Жжёт молчанием день, кричат сны, бесцельно горят
звёзды. Ему кажется, что жизнь на изломе, остановилась. Может быть,
лучше не жить совсем и не мучиться? И зачем вечному городу знать, чем он
теперь живёт и дышит, «комок истерзанный» /II, с. 58/? Он просит, умоляет
память пощадить его, но пощады нет. Злая тоска вцепилась в него мёртвой
хваткой, не отпуская ни днём, ни ночью. И тогда появляется отчаянная
мысль: бросить всё и рвануть в Питер! Начать всё сначала… Может быть, его
ещё ждут у «Бродячей собаки»! И не его ли тень ещё мелькнула у Зимней
канавки?.. – Но нет, городу он уже не нужен, город забыл его. Теперь он для
него чужой...
«Чьи глаза удивлённые прячутся в темь капюшона?
Чей вопрос вдруг завис у подземного перехода?»…
                / «Не понять» – III, с.45/

Этот бродяга в помятом мокром плаще – разве свой?..
Он ощущает себя бездомной собакой, на медном ошейнике которой
выцарапано: «Блуд и проказа». / «Задремал» – III, с.35/ …А листва ошалело
бесится на Моховой, воет ветер, «швыряясь в глаза Миллионной» /III, c.19/,
и те же кони, которых он когда-то задорно подбадривал, взлетая над Невским
и Фонтанкой, теперь удивлённо косят глазом на этого странного одинокого
человека.
И в Её окне, забрызганном дождём, свет горит уже не для него.
………………………………………………………………………………
И тогда у него рождаются грустные и горестные, как откровение,
строчки:
И кто тебе сказал,
что есть на свете Бог
и город над Невой…
               / «И город над Невой» - III, с. 42/

Он сам вынес себе приговор, апофеозом которого стало стихотворение
«Всенощная». Там душа безжалостно избивает его, а по сути самоё себя.
Возврата нет. Петербург он потерял навсегда.
…И утонули в море корабли надежды и мечты, огни все погасив.

_____________________________________________

Рисунок Владимира Лаврова "Мой Малыш"