Немецкие асы - волшебники или сказочники?

Геннадий Москвин
"Сказочник — это несостоявшийся волшебник"
(M.Geny)


Если внимательно почитать "Энциклопедию Третьего Рейха", то можно начитаться весьма интересных сказок. Например, про доблестных немецких асов, которые приписывали себе несуществующие именно воздушные, а не сопутствующие наземные "победы". Дело в том, что, как оказалось, в число "побед" включались не только сбитые и поврежденные самолеты, но и подбитые...на земле, в песках Сахары, на грунте недоступных для проверки просторов степей, болот , рек, гор, озер и океанов, и т.д., а также  поврежденная наземная техника противника. Для статистики пропаганды всё годится.

Советские асы ВОВ поврежденную наземную технику врага в число воздушных побед не включали. Например, у А. И. Покрышкина было 53 лично сбитых самолета и 6 групповых побед. По некоторым публикациям, в течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё несколько побед, не вошедших в его общий счёт. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы.

Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) может быть значительно больше, так как в приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения лётного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее:

"Количество сбитых самолётов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями лётчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолёт противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолёта противника командованием полка".

Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. было установлено:

«Выплату за сбитые самолёты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимками или докладе нескольких экипажей.»

Иван Кожедуб за триста с лишним вылетов не был сбит ни разу, и лишь однажды его Ла-5 получил незначительные повреждения. На счету Кожедуба - один из уничтоженных Ме-262. Всего воздушных побед -64, боевых вылетов — 330, воздушных боёв — 120.

Сергей Луганский -37 побед... 

А что же смогли лихие немецкие асы по сравнению с нашими? Эрих Хартман, лучший немецкий ас (352 победы), Гюнтер Ралль (275 побед), Отто Киттель (267 побед), Эрих Рудорфер (222 победы), Ганс Бейсвенгер, (152 победы), Ганс Хан (108 побед), Хорст Ханниг (98 побед), Герхард Лооз (92 победы), Леопольд Штейнбатц (99 побед), Рейнхард Зейлер (109 побед), Герман Граф (212 побед), Макс Штотц (189 побед), Гейнц Шмидт (173), Хорст Адемейт (166), Генрих Штурм (157) и еще очень многие. Гюнттке Шеель объявлен рекордсменом мира по скорости уничтожения самолетов. За 70 боевых вылетов он якобы сбил 71 советский самолет. А может и не сбил, а только повредил, и не только самолеты, но и мирные обозы беженцев.

Весь фокус "рекордной арифметики" состоял в том, что немцы считали "победами" асов не только сбитые или поврежденные самолеты, но и поврежденную наземную технику - танки, орудия, эшелоны, автомашины, паровозы, автоцистерны и т.д. Например, 24-летнему немецкому асу, командиру отряда, капитану и кавалеру Рыцарского креста Рудольфу-Хайнцу Руфферу после более 300 боевых вылетов было приписано около 80 "побед" за уничтожение и повреждение советских танков и другой наземной техники. Причем тут воздушные бои?

Кроме того, большинство массовых потерь самолетов, особенно в начальный период войны, наша авиация понесла именно на аэродромах. Это, возможно, около полторы тысячи истребителей, бомбардировщиков, самолеты транспортной и вспомогательной авиации и т.д. Причем, в начале войны, это был в основном старый хлам. Боевые заслуги немецких танков, в хаосе начала войны внезапно проникших на аэродромы, а также заслуги бомбардировщиков за разбитые на земле самолеты приписывали себе истребители сопровождения, статистически поровну поделив "добычу" между собой. Словом, лихо сосчитано.

Так в августе 1942 г. в Северной Африке звено обер-лейтенанта Фогеля, командира четвертой группы 27-й истребительной эскадры, "сбило" за месяц 65 самолетов врага. На самом деле, как пишут после войны выжившие немецкие асы, вылетая на задание, немецкие пилоты развлекались выдумками. Они расстреливали боезапас в песок, а возвратившись на аэродром докладывали об одержанных "победах". Когда их, наконец, разоблачили, то всего лишь расформировали звено, оставив всю статистику "побед" в неприкосновенности.

Подобная практика учета "побед" была для асов не новой, потому и не произвела на руководство немцев серьезного впечатления. На самом деле лихие немецкие асы были чрезвычайно осторожны и атаковали только заведомо слабые, технически отсталые, одиночные или поврежденные машины.

К чести наших летчиков следует признать, что вопреки заявлениям паникёров и горе -писателей отсебятины наши боевые потери в воздушных боях даже в начале войны были соизмеримы с немецкими летчиками. Например, согласно справке о боевой работе, 16-й гвардейский истребительный авиаполк за период боевых действий на Южном фронте с 22 июня 1941 года по 10 августа 1942 года произвел 5201 боевой вылет, провел 738 воздушных боев и уничтожил 122 вражеских самолета, из них 96 — в воздушных боях.

Кроме того, штурмовыми и бомбовыми ударами было уничтожено и выведено из строя 40 танков, 842 автомашины, 9 цистерн с горючим, 9 паровозов, 36 вагонов, 92 орудия, 2 склада с боеприпасами, разрушено 1 железнодорожное депо, убито и ранено 4660 солдат и офицеров, рассеяно до двух полков конницы противника. При этом полк за это же время потерял 130 самолетов и 69 человек, в том числе 50 пилотов. То есть, 122 и 130 - это две вполне сопоставимые цифры в пределах статистической ошибки учета данных.

Врать, так врать. В "Энциклопедии Третьего Рейха" сообщается, что единственный кавалер германского Рыцарского креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами - полковник Люфтваффе Ханс-Ульрих Рудель в сентябре 1943 г. потопил советский крейсер "Марат". Тут не знаешь, смеяться или плакать. Если бы автора данной энциклопедии звали Иозеф Геббельс, все было бы ясно. Но "Марат" - это не крейсер, а линкор Краснознаменного Балтийского флота. И было совсем иначе.

В сентябре 1941 г. немцы совершали массированные налеты на Кронштадт, в результате которых "Марат" был поврежден и сел на грунт. Тем не менее линкор не потонул да и не мог, по причине мелководья, и вел в дальнейшем огонь по фашистам до полного снятия блокады Ленинграда. В декабре 1941 г. орудийным огнем "Марата" был уничтожены немецкие танки, прорывавшиеся по льду Финского залива в Ленинград, вместе с несколькими взводами пехотинцев. Хорош "утопленник"!

Преувеличение своих заслуг асами Люфтваффе зачастую оборачивалось неприятностями для самих немцев. Во время знаменитой "Битвы за Англию" немцы заявили примерно в три раза больше побед, чем было на самом деле. Такая наглость оказалась губительной для пилотов германских бомбардировщиков. Командование Рейха считало, что истребительная английская авиация давно уничтожена, и посылало свои самолеты на верную гибель. Как известно, "Битву за Англию" немцы позорно проиграли.

Список погибших асов на Восточном фронте настолько обширен, что западные авторы часто прибегают к фальсификации, чтобы скрыть наши достижения.

Ганс Бейсвенгер, якобы сбивший 152 самолета, погиб в середине марта 1943 г., но в  немецких сборниках этот факт просто опускается.

Хорст Ханниг (98 побед) погиб, сбитый летчиками 485 ИАП 1 мая 1943 г. Между тем утверждается, что его сбили на Западе спустя полмесяца.

Леопольд Штейнбатц (99 побед) назван пропавшим без вести. На самом деле его сбили наши зенитчики 15 июля 1942 г.

Рейнхард Зейлер (109 побед) сбит 5 июля 1943 г. Напротив фамилии этого летчика вообще отсутствуют упоминания о его смерти.

Ас Герман Граф (212 побед) был сбит над Сталинградом дважды Героем Советского Союза Виталием Попковым. Об этом в западных источниках также - ни слова. Между тем, по свидетельству писателя Чуева, после войны еще один немецкий ас, Понтер Ралль, говорил Попкову: "Правильно и сделал, что ты сбил Графа, это такой мерзкй тип!".

Также погибли на Восточном фронте Макс Штотц (189 побед), Гейнц Шмидт (173), Хорст Адемейт (166), Генрих Штурм (157) и еще очень многие.

Герхард Лооз (92 победы) объявлен погибшим в боях против англичан в апреле 1944 г. Между тем этого аса 28 июня 1944 г. сбил командир 4-го Гвардейского истребительного авиаполка Василий Голубев. При этом Лооз остался жив, попал в плен, после войны вернулся в Германию и издал книгу о своих боях.

Ганс Хан (108 побед) попал в плен в результате боя со штурмовиком Ил-2, пилот которого совершал свой всего лишь восьмой боевой вылет.

Бой со штурмовиком ИЛ-2 стал последним и для четвертого по результативности аса Отто Киттеля (267 побед). 14 февраля 1945 г. Киттель был сбит и погиб.

Эрих Хартман, лучший немецкий ас (352 победы), был сбит и пленен во время битвы под Курском, но чудом сумел сбежать.

Гюнтер Ралль, третий по результативности ас (275 побед), был сбит восемь раз. Из них семь - на Восточном фронте.

Эрих Рудорфер, шестой ас (222 победы), сбивался 19 раз. То есть в среднем Рудорфер уничтожал 11 наших самолетов, а затем падал сам. Вообще-то летчики такого класса долго не живут. Рудорфер - странное исключение. Он умудрялся выжить, да еще и вести потом воздушные бои.

Гюнтер Шеель "Энциклопедией" заявляется рекордсменом мира по скорости уничтожения самолетов. За 70 боевых вылетов он якобы одержал 71 победу. Похоже на сказку. Такого "волшебства" не удавалось никому: ни Хартману, ни Кожедубу, ни Джонсону, ни Бонгу.

Для того чтобы сбить самолет, необходимо, прежде всего, его повстречать. Количество боевых вылетов у всех знаменитых летчиков значительно больше количества боев. Шеель - единственное исключение. Он умудрялся встречать врага в каждый свой вылет. Шеель действовал методом "свободной охоты", поэтому уничтоженных им самолетов никто не видел. Ему верили на слово. От этого рекорда сильно попахивает "достижением" советского углекопа Стаханова и звена обер-лейтенанта Фогеля.

Впрочем, поскольку Шеель действовал над советской территорией, то он быстро примелькался. Через три месяца после начала своей героической серии, 16 июля 43-го года, Гюнтер Шеель был протаранен советским Яком и сгорел вместе со своей машиной. Достойный финал сказки.

В немецкой бухгалтерии есть один пикантный "статистический" нюанс - немцы записывали сбитый группой один самолет как "победу" на всех лётчиков этой группы, т.е. считалось, что каждый из этой группы сбил по самолёту и тогда один сбитый самолет удваивался, утраивался и т.д.

Ещё одна важная деталь бухгалтерии учета побед по немецкой методике, умалчиваемая  в "Энциклопедии Третьего Рейха" - это то, что число т.н. "побед", в том числе и "коллективных", вовсе не является числом сбитых самолетов. По обозначенным выше причинам. Тут перестарались и российские либеральные "писатели" отсебятины, стараясь очернить и принизить успехи СФ в ВОВ. Те самые, что довели путем лжи и фальсификаций число жертв СССР с 20 до 28 миллионов.

Были и другие, позорные эпизоды ВОВ с участием немецких асов. Например, Рудольф Мюллер (94 победы), став командиром авиаотряда "Гордость Германии", решил провести показательное избиение младенцев- показательный воздушный бой против группы советских истребителей. 19 апреля 1943 г. шесть турбореактивных Ме-109Ф над Мурманском схлестнулись с пятью нашими самолетами. С нашей стороны участвовали: Горишин, Бокий, Титов, Сорокин, Сгибнев. Итог боя - четыре "мессера" сбиты, сам Мюллер подбит и захвачен в плен. Подбил Мюллера наш летчик Бокий. Этот ас за годы войны на севере сбил еще четырнадцать самолетов.

Наш ас Сорокин в том бою одержал свою седьмую победу. Интересно, что Сорокин с октября 1941 г., после воздушного тарана Ме-110, поединка с германскими летчиками и их собакой уже на земле, тяжелого ранения и шестидневного путешествия по льду к своим, летал без обеих ног. Но побеждать фашистских асов это ему не помешало. Всего он сбил шестнадцать самолетов.

Герой Советского Союза Василий Голубев уничтожил лично 39 машин врага. Среди тех асов, которые стали его жертвами, фельдфебель Понтер Бартлиг (67 побед, из них 56 на Западе), обер-лейтенант Херберт Лейште (29 побед, 9 на Западе), обер-лейтенант фон Бюлов (61), фельдфебель Альфред Деттеке (33), Зигфрид Матушка (29), Эрих Рудорфер (222), Герхард Лооз (92).

Первые пятеро из перечисленных асов погибли. Из них двое - в одном бою. Весной 1942 г. Бартлиг и Лейште вдвоем атаковали одиночный самолет Голубева над Волховом. Наш летчик сбил обе вражеские машины. При этом летал он на устаревшем И-16.

Сергей Луганский (37 побед) при посадке на свой аэродром был атакован двумя асами. На поврежденном самолетом он сумел подняться и сбить одного из немцев, имевшего на своем счету около 70 сбитых самолетов. Возможно, это был кавалер Рыцарского креста Отто Танге (68 побед).

Наши пилоты совершили за годы войны 590 воздушных таранов. Зачастую они при этом погибали. Но далеко не всегда. Летчик Борис Ковзан совершил четыре воздушных тарана и остался в живых. На таран немецкие асы не шли никогда. Это означало бы поставить свою драгоценную жизнь под угрозу.

Самолеты, сбитые в группе, правда, намного позже, чем немцы, стали приплюсовывать в актив и нашим летчикам. Например, у А. И. Покрышкина было 53 личных и 6 т.н. "групповых" побед. Он даже обижался и говорил, что по немецкой методике подсчета ему причитается около 90 побед, а не 53 (+ 6 групповых) самолетов. Принципиальная разница! Понятно, что никто не собирался давать ему за это дополнительные звезды героя - был бы явный перебор.

Совершенно очевидно, что липовая статистика количества побед, а не сбитых самолетов немецкими асами -Эрих Хартман, (352 победы), Гюнтер Ралль (275 побед), Отто Киттель (267 побед), Эрих Рудорфер (222 победы) и т.д. - это откровенный бред, лишенный элементарного здравого смысла. Гитлер не зря часто повторял, что ложь, как оружие пропаганды, должна быть настолько чудовищной, чтобы она ни у кого не могла вызывать сомнение в том, что это чистая правда.

Религия слепых — молиться за прозрение зрячих. Чудовище — это человек, который говорит правду. Ибо страшнее правды ничего нет. Только приписками якобы уничтоженных самолетов немцы не ограничивались. Они врали везде и настолько чудовищно, что в эту ложь даже многие военные историки верили.