О чём не напишут поэты, о чем не сыграют квартеты

Надежда Ансеева
 Анализ -рецензия на пьесу Маргариты Мендель
      с одноимённым названием:"О чём не напишут поэты,
      о чём не сыграют квартеты".


 В центре внимания автора - судьбы и взаимоотношения людские, в мире, полном нечистоплотности, эгоистических страстей, мелочных обид и тайного коварства.Это один общий котел, в который помещены и бомжи, и интеллигенты, и прочая  разношёрстная публика, одержимая жаждой высокого, но утратившая под влиянием разных обстоятельств своё лицо, скатившаяся в общий водоворот событий, которых
невозможно предвидеть и которые меняют внутренний мир людей слабых.Связавшись накрепко с пороком, они не показывают более своего открытого лица.

      Автор пьесы, молодая очень одарённая женщина, знающая толк в музыке.В свои 25-ть лет она пианистка, поэтесса, фотограф, дипломант и лауреат Международных конкурсов,
студентка факультета  журналистики, сотрудничала со струнным квартетом "Филармоника" в Новосибирске. Личность удивительной трудоспособности!Пишет на Стихире в разных жанрах.

      В пьесе 5-ть действий и  стихотворный эпилог. Попытаюсь рассмотреть некоторые аспекты, идейные и художественно-композиционные и дать оценку основным
образам пьесы.

       ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ происходит в общежитии провинциального городка.Своеобразной визитной карточкой жизни в общежитии становится  фигура его
комендантши Волокушиной. В некотором плане она напоминает м-м Воке из романа
""Отец Горио" О. Бальзака: всё бы ей подслушивать, высматривать,
всё ведать, чтобы вовремя предотвратить ущерб,чего она так и не смогла сделать:
пожар всё-таки состоялся!
 Хочется воскликнуть: " Да гори, пропади она пропадом эта конура, рассадник
грязи и зреющей подлости!".

        Идейным центром сюжета  становится дружба Глеба Чахлого,поэта,  и Станислава Востровского, виолончелиста.

         Следуя традициям классики, автор наделяет своих героев фамилиями со смысловым содержанием, как, к примеру,  у А.П.Чехова: Червяков. Был он от роду червяк пресмыкающийся, и останется им на веки вечные.
         В рассматриваемой пьесе  - поэт Чахлов...Этой фамилией уже судьба предопределена: зачахнет рядом с Востровским, который, как остриё проникает в любую щель для достижения цели.Это широко распространённый жизненный экземпляр!
Такие всё делают тихо, с видом участия, дружбы и самых добрых намерений. 

         Поражает, что в столь молодом возрасте автор  наблюдала разные теневые стороны в разных сферах бытия. Это упрёк нам, старшему поколению.При этом она не ожесточилась и продолжает верить в высокое, что неподвластно людям без лица.

      Если бы автор не была столь наблюдателена и восприимчива, не сложилось бы всей композиционной структуры её пьесы и не было бы почти шокирующего охвата
 диаметрально-противоположных человеческих судеб.
     Среди бомжей - архитектор. Книгу талантливого поэта Чахлова выбросил на помойку его лучший друг Стас, а бомжи дают книге высокую оценку...Пародоксальный мир!
     Автор не вдаётся в подробности, не делает
 психологических анализов поступков героев. Используя маленькую детальку -кавычки- подсказывает читателю суть происходящего: Востровский якобы "должен был
отнести" эту книжицу Эмилии. Но ведь не отнёс! "Потерял" в нужном месте.
Расчет прост:Найдут стихи на помойке -такова им и цена...
    Так незаметно вырисовывается личность.
Другой подобный пример: Востровский переворачивает страницу рукописи и видит
заголовок готовящегося нового произведения Глеба:"Три прегрешения поэта".
 Стаса уже можно подозревать в корыстном любопытстве...
Внутреннее состояние души Чахлого определяется смыслом заглавия.Глубочайший самоанализ, от которого к нему приходят чёрные мысли:"...уехать далеко-далеко...До первого моста", чтобы на нём вздёрнуться.

     За видимым его всегдашним спокойствием - жизнь такая, что"кажется мертвецам на том свете уютнее", чем ему на этом.У человека ничего своего нет: Ни дома, ни
семьи...Хотя, чтобы отстали, он говорит всем, что семейный.
     Единственное,дорогое, что после него останется, это "Три прегрешения поэта" - практически исповедь.
     Из душной атмосферы "общаги", где жутко пахнет сгоревшими котлетами,
Глеб уходит к реке. Декорация бытия меняется.
     Отдохнёт ли он душою на природе? - Нет: берег не располагает к доброму настроению.Там Глеб видит, как живут бомжи.
    
      
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ это его разговор с людьми "без определённого места жительства"...
   Берег для них единственное пристанище. Чем заняться им, когда есть хлеб, чтобы поджарить его над костром на шпажке? - Играть в карты да философствовать!

   Это они подобрали на помойке брошюрку со стихами Глеба Чахлого! Надо же,
поэзией  интересуются!
   Разговор о книжице с бомжом по прозвищу Архитектор несколько воодушевил поэта,
но не надолго: хотя Архитектор и хвалит стихи, но ведь их нашли на помойке!!!
Это так угнетает, что хочется уйти, сбежать от позора!Уехать далеко-далеко...

   Герой слишком мягок и критичен к самому себе, не пытается ни до чего дознаться. Другой на его месте у каждого там присутствующего выспросил, а не видал ли, кто бросил в помойку?!  Но настойчивость в защите собственных интересов не в характере Глеба.Его едва удаётся остановить
для дальнейшего разговора.
     Архитектор (которого сегодня зовут Борисом, а завтра , может быть, ещё
как нибудь...) настойчив и хочет высказаться по поводу стихов.

    "Я, знаете ли,всю ночь читал, и скажу прямо, что...
     стихи Ваши очень собою хороши!".
Отзыв бомжа! Это ли утешит?  Но далее Архитектор даёт ценнейшие советы, уверяет, что что у Глеба много благодарных читателей!
    Из прочитанного вопрос напрашивается сам собой: "Нормально ли это? В условиях
ХХ1-го века, в великой России ценные специалисты ходят по помойкам, прячутся от полиции,потому что живут нигде?

     Чахлов выворачивает карманы. Сыплются монеты, выпадают купюры...всё отдаёт в пользу бедных. Он увидел в них людей, он им сочувствовал: им живётся хуже, чем ему! О,Боже! Неужели у нас стало, как в Англии Х1Х века? Почти о том же писал Чарльз Диккенс в романе "Жизнь и приключения Оливера Твиста".В те времена за бродяжничество сажали в тюрьму, и бродяги были тому рады. Они сознательно шли на преступления, чтобы физически выжить!А сейчас?..

    "...вопросы, на которые ты знаешь ответ заранее, никакой истины тебе не откроют". "В звучании скрипки больше истины, чем в словах".
  Как читатель и гражданка, могу сказать:"Надоели эти лживые речи, особенно предвыборные."

 ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ.

    Для оповещения о событиях в городке есть ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТОЛБ: этакий "культурный центр" для жаждущих...
    Востровский - виолончелист и "друг" Чахлова , проводит его в зал ДК через турникет.(Дружба пригодилась...).

   Состав струнного квартета продолжает уже отмеченную мной смысловую подборку фамилий:

 1. Александр Музыка -(1-я скрипка)
                Видимо, не зря... По смысловой нагрузке музыка это
                Истина,Любовь, Правда.
 
 2.Эмилия Кац        -(2-я скрипка) "Кац"- звучит, как немецкое: кошка.
                Она долго не соглашалась быть второй, но в конце концов
                согласилась...

 3.Николай Крайнов   -По смыслу:"крайний".
                По отчеству он Иванович...Но почему-то сроднился с западной
                философией Х1Х - ХХв.в. Результат этого "родства" в нашем
                времени всем очевиден.


4.Станислав Востровский - По смыслу: "Востр"= "остр". Человек, которого стоит
                остерегаться.Имя его тоже интересно.Оно из двух корней:
                "стан" и "слав"- от "слава".Известно, что без таких
                острых умов, славы не видать...

Всё это не измышления рецензента, заслуга автора, тонко чувствующего слово, его семантику, и использующего её  как художественное средство характеристики образа.
Это в литературе не ново, но не всякий автор умеет этим пользоваться.

         Идёт репетиция струнного квартета. Всё своим привычным чередом...
   Чахлов полностью попадает во власть единственной истины, в которую можно верить.Он будто отключается от мира сего и слышит только ANDANTINO Шостаковича.Глаза закрыты, он весь -слух!

      Открыв глаза, Глеб замечает проскользнувший силуэт Неизвестного.Кто это?-
Призрак? Фантом? Может это "глюки" после выпитого спиртного?
Чахлов спокоен, как всегда. Он никому ничего не говорит, но для для читателя
и тем более зрителя ситуация становится напряжённой.

Образ "двойника" не раз встречался  у Ги де Мопассана.(Новелла"Двойник",роман
"Милый друг"). Появление Неизвестного перед Глебом Чахлым говорит о крайнем психологическом напряжении. Откуда оно? - От непризнанности, кризиса в любви,(он давно влюблён в Эмилию, но всё не решается объясниться),
от мыслей, что зря забросил фортепиано и отдался поэзии, в которой преуспел лишь настолько, что стихи его выбросили на помойку?.. Неудачник! Живёт в атмосфере пошлости и подлости, мягкотел и нерешителен, хотя добр и отзывчив.Он очень устал
сознавать всё это, а на перемены был неспособен: чтобы что-либо изменить в своей жизни, надо быть "пробивным", настырным в конце концов, но он таковым не будет
никогда! Это вразрез с его честью.Напряжение дало себя знать.

           Беседа с Неизвестным, видимо, идёт внутри поэта:"...Безликие
слушатели! Безликие читатели! Безликие их  создатели!". А кто не показывает
своего лица?.. Мир, поражённый бесовщиной становится безликим: в нём более нет
единого светлого слова:ЛИК! Обнажить же черные помыслы от беса?-Нельзя!-Идёт
борьба за выживание: не ты меня "подставишь", так я тебя!
      Разве может в таком мире, где люди прячут друг от друга своё истинное лицо,
существовать вера, любовь,дружба? Может. Для тех, кто живёт по совести, жаль,
что в погоне за славой, богатством, мир забыл об этом и презрел лучшее в человеческих отношениях - веру! Ликуйте же, люди, а не беситесь...

       Беседа Глеба - с самим собой, ибо Неизвестный прямо говорит: "Я это Ты!",заставляет читателя задуматься. Суть рассуждений сводится к тому, что многие гении видят мир не как другие люди.

Что имеется при этом в виду?(Автор рецензии позволит себе небольшое авторское отступление.)
Они видят мир тоньше и одновременно объёмнее: во всех деталях, цветах, звуках, движениях чувств, в движениях и жестах, в смысле взглядов и слов - всего не перечислить! Громадную роль приобретает при этом широта и направленность Знания,
без которого мы живём не в мире, а в мирке.Знания тоже используются людьми в зависимости от того, какой они сделали выбор: в пользу Совести и Чести или противоположный?Мир не прост, и одинаковых людей в нём нет. Мало того, в личностях, в целом положительных, тоже есть своя "бесовщинка".И всё же
 здравое, светлое начало в них всегда побеждает.

Гении искусства...О них рассуждает автор пьесы, вводя в сюжетную ткань беседу
Глеба с Неизвестным. Для многих гениев началом их известности и славы был уход в небытие: они вошли в список гениев только после смерти. Автор пишет:"Смерть это
билет в вечность!",- добавлю:"Для гениев". А сколько талантов безвестно канули? -Не сосчитать...
  По сути Неизвестный - отражение Глеба Чахлого, это его Совесть.
Услышав:"Я это ты", ...."Он оборачивается назад,но не видит ни безликих слушателей, ни огромного зала".Совесть поэта - сама по себе, а зал и все, кто в нём, сами по себе: не случилось слияния. Чахлов один. От него ушла та жизнь, которая ему казалась хуже смерти.
    Что от него останется, когда он уйдёт? -Его Совесть, его исповедь о трёх прегрешениях поэта?
   
    Суровый, но необходимый каждому человеку разговор. Пока ещё Чахлов жив.
Он слышит разговоры отдыхающих музыкантов. Автор пьесы посредством новой беседы, включённой в сюжет, вводит нас в в важные проблемы города.Речь идет об исторических памятниках культуры.
   
   Один из музыкантов:"Пишут:"Дому радиовещания и звукозаписи грозит выселение.
Помещение передают издательству "Репортер". (Надо понимать: единственную великую истину подменяют великой и многоликой Ложью. Информации газет и журналов,заявлениям, публикациям "очевидцев" стало нельзя верить!).

    Лучший комплекс звукозаписи в стране отдают под офисы! Им "до лампочки"
предназначение этого памятника культуры! (Зато какие будут корпоративы!)

Автор пьесы тонко чувствующий человек. Для неё такое пренебрежение к народным ценностям настоящее горе: где ещё можно работать с бесценными по значимости творениями классиков музыки?
Как донести их до народа, если Ложь изгоняет правду всеми средствами!

   Квартет продолжает репетицию. Играют Моцарта. (Хочется добавить: пока не
явился Сальери...).

ЧЕТВЁРТОЕ ДЕЙСТВИЕ - замыкающее развитие непосредственных событий  сюжета, уложенного композиционно в рамочное повествование:со сцен жизни в общежитии повествование начиналось, тут и оканчивается  история совместной жизни двух
друзей, Глеба и Стаса.И навсегда их пути разойдутся. Во время пожара
Глеб смешается с толпою народа, что символично:он, как Архитектор среди бомжей,
а Стас побежит в другую сторону.Но пока пожар не случился.

    Чахлов в общежитии. Устав от всех мучительных переживаний, напился "в стельку". Он чокается с портретом А.П. Чехова, врачом по специальности, художником слова, понявшим жизнь простого народа в своей поездке на о.Сахалин
более глубоко, чем когда - либо. И он, Глеб Чахлов, тоже побывал в среде бомжей...
    Свалившись на пол, Глеб продолжает монолог, из которого видно, что он как поэт более в себя не верит: "Я разучился писать!Кажется, это конец."

   М-м Волокушина  - в дверях! Как всегда, на своём посту...С пьяну Чахлов замахивается на неё виниловой пластинкой: наконец-то проявил характер!
    
    Опять пожаловал Неизвестный:
"Знаешь ли, кто виноват, что стихи твои оказались в помойном ведре?".
Чахлов:" Конечно, знаю! Я виноват. Если бы я их не написал, то они бы там никогда не оказались!(Смеётся.)
     Силуэт: "..А ты напиши рецензию на то, как он играет..." "Лучший ....самый
безопасный метод убийства - словом!".
 Глебу это не по душе, о чём свидетельствует его внутренний монолог, разворачивающийся как сокровенные мысли души, и последняя попытка взяться за перо, чтобы написать о музыке и музыкантах.
       Судьба бездарей - быть буйком на болоте его бы никогда не устроила: это значило бы предать свою мечту.  Чем,выбрав место почище, в этом болоте выставиться, уж лучше - дно и Истина!
       Выбор сделан. Человек устал... Поэт исписался...
Друг его предал, любовь не состоялась. Жаль, что нет сил  и умения бороться до конца.  Но, как бороться? Биться одному против целого мира безликих, но важных?!
Гамлет пробовал...
 
 Чахлов ещё раз берётся за перо.  Вопреки дурным советам, пишет об ИСТИНЕ совершеннейшую правду: восторгается игрою квартета, его профессионализмом и величайшею пользой концерта для жителей городка! Ему хочется оставить после себя
добрый след. Сейчас статью пишет его Совесть.

      Кардинальных изменений в его душе не произошло: он считает себя потерянным для города. О чём тосковать, когда сам город - пересыльная тюрьма...
Единственное дорогое для Глеба здесь - звучание струнных!

      Поэт берёт портрет А.П.Чехова в руки и крестится перед ним,как перед иконой. За портретом зияет чёрная дыра... Сейчас это выглядит символично.
раздаются крики:"Пожар!Пожар!."  Все бегут взбудораженные. На лестничной клетке
Глеб смешивается с толпой... С тех пор его никто не видел.

      Водоворот событий продолжается. Проходит два года...


ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Чтобы глубоко понять происходящее в нём, следует обратиться к другой пьесе Маргариты Мендель о  "Филармоника -квартете".

    Именно там впервые представлены герои , ставшие персонажами данной пьесы.

События пятого действия представляются читателю и, надеюсь, в будущем - зрителю посредством бесед участников квартета.(Мы бы оставались в полном неведении, если бы вокруг нас не говорили!).
   Жизнь в городе за два года стала лучше: изменилась до неузнаваемости!
На месте сгоревшего общежития - новый дом!
   1-я скрипка - уже концертмейстер оркестра!

Из разговора понятно, что ничуть не изменился Востровский: память о Чахлове,
по его мнению, должна остаться только в этом коротком кусочке текста, рецензии на
игру квартета. О книжке "Три прегрешения поэта" речи не ведётся...
Востровский ссылается на то, что Глеб сам так хотел.

   Услышав разговоры о Глебе, Эмилия даже всплакнула...
Но всё ли это, что осталось от поэта?

     Автор вводит в пятое действие новый образ - Джентльмена.
Всем становится ясно, что это бывший бомж Архитектор!

    Джентльмен рассказывает, что ему помог спастись некий перспективный писатель, и за то он благодарен ему всю жизнь..
    Более других взволнован  Востровский: он всё понял сразу и беспокоится, как бы история с книгой Глеба не выплыла прилюдно!  Почему же сволочам всегда везёт?
Раздаётся третий звонок: антракт окончен, все уходят в зал.

       Джентльмен успевает всё же сказать Стасу Востровскому:" Никогда не верьте сплетням, верьте музыке и стихам". Иначе говоря, надо быть честным, как его друг Глеб, чтобы иметь право называться другом.

ЭПИЛОГ.
 
Формой эпилога автор выбрала поэтический монолог, полный страстной любви к прекрасному миру музыки и слова! Будто её литературный герой  сам заговорил с публикой о непростом назначении искуства, помогающего миру обрести своё лицо!
                ..........................
                Пусть музыка будет вам светом,
                Пусть вам станет  обетом.
            -----------------------------------------------------



 
Идейно- тематическая и художественно-композиционная оценка произведения
практически уже дана по ходу анализа. Позволю себе резюмировать их для большей четкости:

1.Автор поднимает ряд обширных социальных тем, наряду с основной - идейно-нравственной, решённой в конфликте двух друзей, столкнувшихся на ниве искусства . и любви к одной женщине.

2. История любовного треугольника  завуалирована. Из некоторых , незначительных фраз Стаса к Глебу мы узнаём о ней. Автор пьесы доверяет интуиции зрителя и не делает никаких назидательных выводов Всё зритель и читатель должен осознать и выбрать оценку характерам сам. Моей рецензии это тоже касается: диктата никакого! Это моё видение.


3.Антитеза характеров Стаса и Глеба заставляет задуматься о цели и о следе. оставленном в жизни. Архитектор (Борис),  на мой взгляд, - высшее достижение Глеба.Поэзия души, проявленная в действенном гуманизме.

 4.Антипод Глеба -Станислав Востровский- пойти может далеко, достигнуть высоких
вершин. но жизнь таких наказывает: не всегда вовремя раздается третий звонок...
"Шило в мешке не утаишь."

5. Композиция(рамочная) строится на драматургически разработанных сценах бесед.
 Эта форма композиции позволяет автору резко расширить круг тем и проблем.
Практически каждое действие это возможность зрителю послушать, о чём говорят...
Говорят о многом:в начале статьи о разнообразии рассматриваемых вопросов уже писалось.

6.Художественно, колоритно выписаны образы: комендатши общежития с блестящей речевой характеристикой; бомжей, с их манерами и особенностями быта,(удачнее всех -Архитектор). В целом убедительность всех образов будет зависеть от игры актеров, костюмов, декораций и т. д.

7. Язык пьесы, убедительный для каждого образа, доступен, ясен , прост.
Некоторые трудности возникают с музыкальными терминами, но это следует решать самообразованием, как предлагает герой пьесы Архитектор. Знания должны быть разносторонними! Гуманизм тогда расцветёт, как в эпоху Возрождения!

 Думается, что пьеса Маргариты Мендель  должна найти достойное место в репертуарах российских театров.
                Надежда Ансеева
                ---------------- 







































 






      


























   





















.