Лаконичный портрет истины

Раиса Мелфани
 Истина... Как её найти и установить? Как её отличить от ошибок, заблуждений  и обмана в наше такое непростое время? Это действительно сложно сделать сейчас, когда наше сознание говорит нам, что надо быть толерантными и принимать мир, каков он есть. Сейчас, когда  нужно выслушать множество взаимно исключающих субъективных мнений и взглядов и не осудить их. А в другие времена разве было проще? Мы знаем, что – нет. Вспомним истории жизни людей, пострадавших за свои откровения... Грустные это истории.

 Мастерам своего дела, будь то учёный, поэт, художник или скульптор, свойственно очень близкое прикосновение к истине.  Думаю, никогда не поздно воспользоваться замечательным опытом поиска истины прославленными людьми, сохранившимся в их творчестве. И если  всмотреться в картины всемирно известных художников: Винсента Ван Гога, Густава Климта, Микалоюса Константиноса Чюрлёниса, вчитаться в написанные Данте Алигьери,  Платоном и Аристотелем строки – можно обнаружить облик истины, пробивающейся сквозь глубину веков. С помощью творчества попробуем представить себе непростой портрет истины.

 Истина может быть горькой, неблагоприятной. «Обманчивый мир! Безмерно горький мир!» – трагично восклицает Данте, подытоживая свои наблюдения, и, скажем так,  находясь «над пониманием истины». В «Божественной комедии», описывая своё путешествие, когда позади его остались ад, чистилище и семь райских небес, и, поэт ожидает, что вскоре перед ним вспыхнет ослепительный свет вечной истины,  Беатриче останавливает его. Она просит поэта оглянуться и посмотреть вниз, ведь взгляд должен быть ясным и строгим. И Данте поражает нас своим воображением – он видит землю в её истинном свете – в жалком обличье...
Истина ясная, когда её находят, и постоянно ускользающая, когда мы ищем её, как и время, текущее через всё наше жизненное пространство. Истину так нелегко обнаружить, потому что она сокрыта, не находится на виду. Она – тайна, которую невозможно разгадать сразу, для этого необходимо время, мудрый взгляд. «Истина скрыта на дне колодца», – утверждал Демокрит. Значит, её покрывает огромный слой воды и за ней надо глубоко нырнуть, то есть, следует обладать огромным терпением и  приложить множество усилий для её обнаружения.

 Истина – тайна, укрытая многослойным покрывалом, и когда мы начинаем подбираться к ней, пытаясь снять таинственные слои, она ускользает от нас и вновь исчезает...  И, пытаясь понять сокрытые символы и знаки, приходится пробиваться сквозь скрывающую её завесу и пробираться к истокам.

 Пифагор считал, что истину полезно видеть нагой.  И с этим мнением тоже нельзя не согласиться. Окружающий вуалью ореол и облик истины, утонувшей в лёгком тумане, как на картинах импрессионистов, скрывает от нас понимание, вводит  в заблуждение.

 Китайский философ Чжуан-цзы говорил, что тот, кто ищет истину, – бродит в потёмках.Продолжая эту мысль, можно предполагать, что истина иногда всё-таки может нам открыться и внезапно, и совсем с неожиданной стороны. Думается, она может даже испугать нас, погрузить в страх, отнять сладкую мечту.
И только любовь к истине, твёрдое желание открыть истину, какой бы она ни оказалась, серьёзные  намерения, направленные на поиски её, могут помочь нам слой за слоем снимать  таинственную оболочку и узреть сущее, то, что скрывалось от нас и что есть на самом деле.

 Тогда своим факелом истина будет освещать всё окружающее пространство, каждому указывая свой путь и назначение.