Фильм о Н. Гундаревой

Валентина Лефтерова
Фильм о Н.Гундаревой

Вчера вечером по телеканалу «Культура России» показали новый биографический фильм о Наталье Георгиевне Гундаревой. К сожалению, в силу разных обстоятельств, я посмотрела его не полностью, отрывочно так, не увидев в т.ч. и начала, титров, - поэтому, что называется, не имею представления, кто его снял, осмыслил, спродюсировал.
Из увиденного – поняла только одно: кто-то тонко и красиво переосмыслил жизнь народной артистки на киноэкране и сцене, проанализировал многое из её творчества и подал зрителям образ этой великой, талантливой актрисы таковым, каков он был на самом деле.
Полагаю, это давно уже кто-то должен был сделать. Настоящий талант – он ведь блистает в веках. А фильмы с её участием можно пересматривать десятки раз. Они, что называется, играют и притягивают основным бриллиантом: талантом этой многогранной личности.
Я уже писала в одной из заметок как-то: очень жаль, что наши кино- и театральные режиссёры весьма перегружали таких редкостных актрис. Нагружали их, как атлантов. Я даже понимаю, что сами такие актрисы, как мотыльки на огонь, неслись навстречу самой сложной и трудной работе, прося и требуя этой полной  творческой загрузки, - и, тем не менее, надо же учитывать хрупкость женских плеч, хрупкость их натур, и т.д., дабы не перегружать их чрезмерно.
Считаю, что наше культурное пространство просто не смогло (как и не захотело) своевременно уберечь от поражений таких сильных, как одновременно и очень хрупких людей, как Н.Гундарева, Л.Гурченко, Л.Зыкова, многие другие из периода 70-90-х годов.
Что там говорить: творчески не уберегли потенциал Аллы Борисовны Пугачёвой. Быть может, реально её голос потерял свои лучшие качества после её скороспелого концерта в Чернобыле в 1986-м?
Поотзывчивее нужно быть к большим талантам в нашей стране, поотзывчивее. Хотя, как знать, были бы самими собой эти артисты, если бы отдавали себя в полсилы?
Судя по тем смешанным классическим концертам, какие мы время от времени видим ныне на телеканале «Культура», я, к примеру, неоднократно делала выводы, что мировые оперные певицы (в частности, европейские) поют куда более сдержанней, чем наши, российские.
Они словно бы берегут свои голосовые связки, выдавая местами, частично, по крохам те самые главные голосовые перлы, ради которых зрители и пришли в концертные залы. И, полагаю, такое бережное отношение к своему главному бриллианту – голосу, как и его филигранным возможностям, - оправдано. Этот голос послужит и хозяину, и зрителям, в таком случае, дольше.
Но это, конечно, предполагаю, вопрос спорный и в профессиональной среде, и, тем не менее, такая хитринка, думаю, в зарубежном исполнительстве сохраняется. Тогда как на классических сценах нашей страны, естественно, традиции другие, и певицы выкладываются сполна. Так было в творчестве И.Архиповой, Е.Образцовой, Т.Синявской, как, наверное, и многих других, чьи голоса мне лично доводилось слышать менее часто.
Не могу сказать этого об исполнителях-мужчинах, просто недостаточно знаю (или помню) их творчество, хотя, конечно, памятны выступления и Атлантова, и Штоколова, и Нестеренко, и Ворошило, и других. Да и европейцы-мужчины ныне, как мне кажется, поют во всю свою голосовую мощь…
Но вернемся к Н.Г.Гундаревой. Вчера же, после биографического фильма, показали двухсерийный художественный «Хозяйка детского дома» с этой актрисой в главной роли. Смотрела я на её мужественную, благородную игру в этой картине, на моменты её виртуозного перевоплощения, и думала: и зачем ей были нужны такие нервные, энергетические, физические, наконец, перегрузки? Этот её творческий подвиг, который, в итоге, привёл только к больничной койке, и не более?
Ни особых званий, ни великой славы при жизни, ни баснословного материального достатка, - ничего, кроме внутреннего её удовлетворения, творческого насыщения, удовлетворения профессионального самолюбия, видимо, это ей не давало, а она, как на подвиг, бросалась на всю эту работу, на эти длинные трудные роли… Как мне теперь кажется – почти истязая себя…
И эта высокая самоотдача свойственна очень многим российским актёрам и актрисам. Вероятно, так готовили их в киностудиях-вузах-школах, при этом – нередко оставляя фактически нищими, если сравнивать их материальный уровень с тем, какой имели в ХХ веке актёры капиталистического Запада.
В нашей стране всегда любили дурной бесплатный труд одних – ради блага других. Хочется верить, что время это скоро безвозвратно уйдёт, а в сфере культуры, возможно, ушло уже теперь…
02.09.2018.
В.Лефтерова