Времена жизни

Марина Артюх
        На мой взгляд нужно было бы сказать: это вообще "элементы" одного и того же человека - детство, юность, зрелость и старость, и вовсе не как присущие ему во времени, а как присущие ему "здесь" и "сейчас" прежде всего.
Дети бывают взрослее взрослых в своих "нелепых" высказываниях, мы слушаем и удивляемся - откуда в них это? Да оттуда же, откуда в любом взрослом при определённых условиях просыпается ребёнок, диву только даёшься.
       Старость - это не количество лет, намотанных на невидимую катушку своего путешествия по жизни, это "мертвячина" - это мёртвая корка, которой обрастает человек, когда отжившее начинает довлеть над над импульсивным, природным и непосредственным. Возможна ли такая старость в самом раннем детстве? Ещё как возможна - на некоторых детей посмотришь, а они уже "старички" - в подлинном, в только что вскрытом смысле, а не в смысле глубокой зрелости, взрослости. Есть такие девочки-старушки и мальчики-старички, закостеневшие в том как должно с юного возраста. И совсем иное дело, реальная взрослость, что соответствует не "мёртвой коре" на сердце и уме, а способности мыслить собрано - мыслить и действовать. И что же? Мы и такую взрослость обнаруживаем у малых детей, только теперь уже у самых лучших из них.
       Я бы сказала: лучшие дети - те, которые могут быть взрослыми. А лучшие взрослые - те, которые могут быть детьми. Потому что, опять же, если детскостью считать инфантилизм, безволие, зависимость и неспособность, то множество взрослых именно таковы. Но они таковы в самом худшем, дурном смысле слова. Они - ужасные дети или дети в наихудшем смысле. И только некоторая, очень малая часть их - это дети в самом лучшем значении этого слова, то есть живые, подвижные, удивлённые себе и миру - новаторы, открыватели - чаятели.
       Человеческое состояние должно быть взаимопроникаемо, или же в противном случае, оно обязательно будет ущербно и на месте этой пустоты и ущербности вы всегда встретите некоторый суррогат-заменитель какого-либо недостающего состояния - "хромую ногу" или вообще "протез".
Если мы при рождении несём в себе уже свою смерть, то как мы можем уже при рождении не нести старость и взрослость? Нет, всё сразу - вместе и с нами. Или же мы - уже не мы...
       Человеческие состояния только видимым образом растянуты во времени и оттягивают на себя тем самым внимание, а за этим передним фасадом совершаются в глубокой темноте и скрытости(в крайнем случае, для многих из нас) самые интересные и значительные "вещи" - работают упакованные друг в друга ВСЕ состояния нашей жизни и от того как они работают и зависит наша жизнь.
       Есть в нашей жизни редкие и удивительнейшие люди, которые в этом смысле даже видимым образом нарушают "внешние правила": гениальный Моцарт в 4 года сочиняет взрослую музыкальную композицию, сморщенный Лао-цзы смотрит чище ребёнка. Внутренняя "вечность" их состояний разворачивает как хочет их временную ось и является наглядным для нас образом - смотри, не хочу... Но если бы мы ещё умели смотреть...
       Зрелость - всего лишь равновесность по большому счёту, юность - порыв, детство - чистота, открытость, доверие, старость - умирание, и даже последний процесс необходим нам каждый день. Мы умираем начиная с самого маленького возраста, поскольку множество "вещей" в нас должны быть доведены до конца, а старость и смерть - есть всего лишь доведение до завершённости.
Мы стары, когда мы закончены, как закончен готовый продукт, что человеку в принципе не должно быть присуще и потому, становясь полностью законченным - он умирает.
       Прекратите расписывать биографии, разложенные по временным координатным осям, беритесь за метафизику и психологию, за метафизическую психологию и психологическую метафизику, и смотрите как человек - едино есть - старец, младенец,зрелый муж и юнец. Увидев "вот это", все наши биографии покажутся нам смешными, поверхностными, в лучшем случае выдающими некий "результат".
       В тебе, во мне, в ком-то другом - прямо сейчас юность работает, детство работает, и зрелость работает, и старость, выступая вдруг неожиданно на передний план, или же вновь погружаясь в латентное состояние, но никуда в сущности не деваясь, становясь как бы нет, приобретая личину отсутствия, но и тогда незримо действуя. А то, что вверху - это как одежда, оно показывает самое общее, самое абстрактное направление "человечности" вообще - от непосредственности, открытости и высокой восприимчивости(детство) через порыв(юность) к равновесию(зрелость) и наконец, завершённости(старость, смерть).
Но уникальный, индивидуальный человек живёт, а не "ходит по этапу", всё не предписано в нём, и даже если бы мы двигались лишь как поезд из точки А в точку В, строго линейно, то и тогда почему бы мы не могли застрять навсегда, скажем, в детстве, кто воспретил бы нам, какая сила сказала бы, что это неправильно?
       И не молодеет ли всё человечество в целом через свою тысячелетнюю историю? Но если это справедливо для всего человечества, то почему такой же путь не может быть открыт для отдельного индивида? Мы можем двигаться не только к завершённости, но и к началу, мы можем идти от чего-то готового к источнику его, и собственно, не этот ли путь порой доставляет неповторимую жгучую радость?
       Кто сказал нам, что конец находится справа от начала, внизу, сбоку - а нельзя ли сказать, что бывает конец, который в самом начале и есть?
Не вот это вот - вечно женское "хочу выглядеть молодой" и буду считать себя молодой, а верная истинная метафизика молодости. Её не пришьёшь, не присобачишь как брошь к платью, она идёт изнутри.
       Да и обратите внимание, никто ведь не хочет в такой конец, который там, отдельно от начала - в конце. Все якобы туда идут, но никто не хочет. А чего там хотеть, хотеть можно только окончаний в начальных состояниях, что в простонародье именуется возрождением. Так что, видите, не только можно быть в старости молодым и совсем ребёнком, но можно ещё и родиться заново - это когда описан полный круг и мы попадаем в начальную точку и значит, собственно, выскакиваем из этого круга. Блаженное состояние!
       Смерть всегда с нами. Рождение возможно. Оба предела даны. Так разве то, что находится меду ними: детство, юность, зрелость, старость не даны нам целиком и вкупе, между ними???