Таланту Н. П. Задорнова. Шаманство!

Серж Пьетро 1
/Роман «Амур-батюшка» рассказывает о прошлом Приамурья, о тяжелых условиях жизни крестьян-переселенцев в 60-70-е годы XIX века, об освоении ими дикой природы края и, конечно, о дружбе с местными народами, без которой невозможно было бы выжить на новом месте. В 1952 году роман был отмечен Государственной премией СССР./

     Шаманство и поклонение идолам – грех.
Айдамбо твёрдо верит в учение церкви, всегда это попу говорит,
никогда ему не врёт и хочет делать всё так, как тот велит.
   Но в православной церкви нет особых святых, которые помогали бы в охоте на соболей,
гнали бы их души в ловушку, только их и никакие души других зверей.
   Да ещё поп говорит, что у соболей душ нету и только у людей они быть могут,
что вообще все животные будто бы бездушные твари и будто бы даже думать не могут.
   При всём уважении к попу Айдамбо полагает,
что уж тут поп неверно говорит или недоговаривает.
Нарочно врёт или ошибается, трудно сказать. Кто знает?
   Но кто сам на зверей не охотится, откуда он может знать, думает зверь или нет?
Айдамбо твёрдо знает, что если идти на промысел, не пошаманив,
то на удачу трудно рассчитывать. И такое -  уже много лет!
   Был случай, Айдамбо один раз не шаманил перед охотой. Сколько страхов потом в тайге натерпелся,
какая только чушь не лезла в голову! И соболей не поймал, хотя и надеялся.
   Айдамбо, конечно, знает, что шаманство – враньё.
Особенно, когда в церкви находишься или среди русских, твёрдо веришь в это.
Но вообще-то говоря, лучше пошаманить – природа благодарит за это.
   Без привычного шаманства не было желания охотиться,
пропадала вера в удачу, одолевала робость, всюду слышались медвежьи шаги.
  В тайге сразу попа забудешь, особенно ночью, вспомнятся духи тайги.
Начнёшь думать, что, может быть, они знают,
что духам не молился, - сердиться, однако, начинают.
   Вспомнишь, как старики всегда учили,
что Позя и лесные люди пригоняют всех зверей,
но только если их угостишь хорошенько, посытней.
   Поп бранил Айдамбо за шаманство, заставил покаяться, наложил наказание
и велел ещё наловить соболей на церковь, да побыстрей!
И вот теперь, чтобы бог простил, надо идти в тайгу -  ловить для церкви соболей.
   Для себя я мог бы совсем не охотиться, – думал Айдамбо, – обошёлся бы, само собой,
но на церковь надо поймать обязательно, чтобы простился грех мой. -
Так и поп говорит.
   Но вот я пойду и буду думать, что ничего не поймаю,
раз я не шаманил. Это я точно знаю!
   А пошаманишь, опять грех!
Да как же я лук без шаманства поставлю? Не хотел бы, да нужда заставляет. Эх!
Получается, что только тогда церкви поможешь, если будешь шаманить. А это как раз грех!
   Ан-на-на! – удивился Айдамбо, - как добывать мех?
Как лучше будет, шаманить или не шаманить?
Казалось, что можно и так, и этак - не будет грех.
    Русские и те шаманят! -
Дядя Ваня про это говорил, дядя Ваня не обманет!..
____
  Николай Павлович Задорнов. Амур-батюшка. Книга первая.
Глава 55 (отрывок).
   шаманство и поклонение идолам – грех. Он твердо верит в учение церкви, никогда не врет попу и хочет делать все так, как тот велит.
Но в православной церкви нет особых святых, которые помогали бы в охоте на соболей, гнали бы их души в ловушку. Да еще поп говорит, что у соболей душ нету, что вообще все животные будто бы бездушные твари и будто бы даже думать не могут. При всем уважении к попу Айдамбо полагает, что уж тут поп неверно говорит. Нарочно врет или ошибается, трудно сказать. Но кто сам на зверей не охотится, откуда он может знать, думает зверь или нет?
Айдамбо твердо знает, что если идти на промысел, не пошаманив, то на удачу трудно рассчитывать. Был случай, Айдамбо один раз не шаманил перед охотой. Сколько страхов потом натерпелся в тайге, какая только чушь не лезла в голову! И соболей не поймал. Он, конечно, знает, что шаманство – вранье. Особенно когда в церкви находишься или среди русских, твердо веришь в это. Но вообще-то говоря, лучше пошаманить.
Без привычного шаманства не было желания охотиться, пропадала вера в удачу, одолевала робость.
В тайге сразу попа забудешь, особенно ночью, вспомнятся духи тайги. Начнешь думать, что, может быть, они знают, что им не молился, рассердятся. Вспомнишь, как старики всегда учили, что Позя и лесные люди пригоняют всех зверей, но только если их хорошенько угостишь.
   … Поп его выбранил (за шаманство), заставил покаяться, наложил наказание и велел еще наловить соболей на церковь.
И вот теперь, чтобы бог простил, надо идти в тайгу ловить соболей на церковь...
«Для себя я мог бы совсем не охотиться, – думал Айдамбо, – обошелся бы, но на церковь надо поймать обязательно, чтобы грех мой простился. Так и поп говорит. Но я пойду и буду думать, что ничего не поймаю, раз я не шаманил. А пошаманишь, опять грех! Да как же я лук без шаманства поставлю? Не хотел бы, да нужда заставляет. Получается, что только тогда церкви поможешь, если будешь шаманить. А это как раз грех!»
– Ан-на-на! – удивился Айдамбо.
Как лучше будет, шаманить или не шаманить?
…казалось, что можно и так и этак, греха не будет.
… Русские и те шаманят!... дядя Ваня про это говорил.
_________
   Амур образуется слиянием рек Шилка и Аргунь (за начало реки принято считать восточную оконечность острова Безумный). Высота истока - 304 м над уровнем моря. Длина реки - 2824 километров от места слияния рек Шилка и Аргунь до его впадения в Амурский лиман. 
   Наименование реки произошло от общей для тунгусо-маньчжурских языков основы амар, дамур — «большая река». Китайцы называли Амур «Хэйхэ»  — «чёрная река», затем «Хэйлунцзян» —  «Река чёрного дракона». Согласно легенде, в давние времена чёрный дракон, обитавший в реке и олицетворявший добро, победил злого, белого, дракона, который топил лодки на реке, мешал людям рыбачить и вообще нападал на любое живое существо. Победитель остался жить на дне реки в районе Хинганских щёк, что на границе Амурской и Еврейской автономной областей. С тех пор эта река и называется рекой Чёрного Дракона.
«Хвост» Чёрного Дракона находится в степях Монголии и Даурии, «туловище» лежит в четырёх российских регионах и в одной китайской провинции. Две левые «лапы» дотягиваются до самого Станового хребта, где берут начало притоки Амура — Зея и Бурея, а две правые «лапы» — притоки Сунгари и Уссури — в Китае и в Приморье. «Голова» Дракона упирается в Охотское море, и он «пьёт воду» Татарского пролива. Длина «тела» Чёрного Дракона от «хвоста» до «головы» — более 4500 км, а площадь его (бассейн Амура) достигает 1,8 млн кв. км.
У монголов Амур назывался «Амур Хара-Мурэн» — «чёрная широкая река». По-маньчжурски река называется «сахалиян ула», где сахалиян означает «чёрный», а ула — «вода». Собственно река Амур начинается после слияния рек Шилки — «узкая долина» по-эвенкийски и Аргунь — «широкий» (ергунь) в переводе с монгольского.