Три тополя на Шаболовке стыли

Станислав Прохоренко
Три тополя*… на Шаболовке стыли…
А ныне и она уже та…
И где тот уголок столичной пыли?
Неужто всё поела суета,
Накрыли непонятные заботы
Делячества, безделья и вранья,
Где всем плевать, откуда ты и кто ты…
Москва теперь – большая полынья…


*В основе фильма лежит небольшой рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке» , вышедший в августе 1966 года в журнале «Огонек» . В те годы на Шаболовке на самом деле росли три старых тополя, а под ними стояло кафе-стекляшка, которое так и называлось «Три тополя» . Говорят, здесь варили отменный кофе… Изначально так же, «Три тополя на Шаболовке» должен был называться и фильм. Однако в конце 60-х слово «Шаболовка» уже прочно ассоциировалось с телевидением, даже Шуховскую башню стали называть Шаболовской, это могло помешать восприятию фильма зрителем. Ведь в картине про телевидение — ни слова. Поэтому режиссер решила назвать картину по-иному. Вот как описывает «переименование» сам Александр Борщаговский: — Фильм ставила очень талантливый и сильный кинорежиссер Татьяна Лиознова, она хотела назвать фильм по-своему. Для меня это ровным счетом не имело никакого значения — и Шаболовка и Плющиха — московские уголки. В принципе, не будучи слишком покорным, тут я согласился... Итак, чтобы избежать лишних смыслов, которые могли отвлечь внимание зрителя, историю было решено переименовать, тем более что Плющиха – улица не менее старая, чем Шаболовка. В итоге история Нюры и Саши от этой перемены не потеряла ровным счетом ничего. Поскольку присутствие Москвы в кадре заявлено уже в названии фильма, основная часть съемок проходила в столице. Деревенские сцены снимали зимой в декорациях, специально для этого выстроенных в павильонах киностудии имени М. Горького, а основная часть – на натуре и в интерьерах. Лиознова выбирала места съемки, аккуратно соблюдая совсем не обязательную для кинематографа географическую правду. «Квартира Нины» в реальности находилась не на Плющихе, а неподалеку от нее, в доме №5 на Ростовской набережной (он известен как Дом архитекторов) , в настоящей жилой квартире, хозяева которой любезно уступили ее съемочной группе, переехав на время съемок на дачу. Сцены в вагоне — в специально заказанных вагонах на тепловозной тяге. Копия шаболовского кафе-стекляшки была выстроена во дворе все того же дома на Ростовской набережной. И только планы с тополями снимались отдельно, так как в районе Плющихи исторически их не так уж много. Где именно это было, история умалчивает