В далёком детстве мы с сестрой или подружкой тайно проникали в спальню бабушки, чтобы понюхать крем из стеклянных баночек и флаконов. На комоде перед зеркалом их стояло много. Мазаться кремом нашей бабушки нам строго запретила мама. Даже когда бабушка была в хорошем настроении и позволяла нам взять для игры баночку, в которой крема оставалось на донышке, мама ( она режиссёр массовых мероприятий с дипломом Института Культуры) придумала хитрый ход, сказав, что у девочек от крема появляются веснушки и прыщи. А мы веснушки , как и прыщики, не любили, это было признаком девчонки-простушки из деревни, поэтому остатками крема с позволения мамы смазывали только руки, когда зимой и весной кожа шелушилась. После летнего отдыха на юге, где мы вопреки запретам иногда бегали по морскому берегу без панамок с широкими полями, мама отбеливала наши загоревшие мордашки, усыпанные мелкими тёмными точками, простоквашей или сметаной. Если в доме не оказалось сметаны, можно воспользоваться майонезом. Он и смягчает, и отбеливает.
Сестра, которая старше меня на пять лет, всё же рано начала пользоваться кремом для лица, поскольку с шестого класса она играла сначала в детском театре, а потом в бабушкином взрослом народном театре. А так-то до пенсии баба Аля работала библиотекарем в школе военного городка, где служил вольнонаёмным инженером связи и дедушка. Сам военный городок стоит в пяти километрах , совсем рядом с нашим подмосковным городом, где в основном прошло наше с сестрой детство. На работу и в театр дед и бабушка ездили вместе на старой "Победе " прадеда, а потом купили машину "Волгу" .
Так вот , моей сестре перед спектаклем наносили грим, что и явилось для неё "послаблением в домашнем порядке", как говорил дед, которого бабушка , как только он вышел на пенсию в 50 лет , тоже заняла в своём народном театре. Он охотно играл в сказках характерные возрастные роли, попутно работая в радио-рубке, налаживая громкую связь и всё, что касалось фонограмм для спектакля. А я с 4 класса начала танцевать в детской городской студии народного и бального танца, где нас гримировали редко, только для отчётных концертов или для утренника на Новогодней Елке, в Первомайские праздники. Для нашего грима брались простые - не театральные румяна, голубые или бирюзовые тени для век, черный карандаш для подводки от фирмы "архитектор" и губная помада, гримировала нас сама руководительница ансамбля, Ниночка Васильевна Дерябина и позже уже года через два - её младшая сестра Людмила Васильева, которая тоже после окончания хореографического факультета Института Культуры пришла в студию вторым хореографом. Кстати, они обе так красиво всегда выглядели, я их встретила недавно на похоронах моей бабушки, они младше Али, но тоже постарели, особенно Ниночка. Она сухонькая старушка с большими грустными глазами, выглядит на свои семьдесят, несмотря на хорошую фигуру, выдают возраст жилистые руки и некоторая скованность позвоночника. А Людочка - такая себе полноватая барыня с очаровательной улыбкой. Ей 60 лет не дашь, кожа на лице гладкая. Людочка никогда не худела специально, всегда в одном примерно весе была и такая веселая, не зря говорят: гибкий характер - гибкий позвоночник. От неё, казалось все неприятности отскакивали, как мяч от стенки. Ниночка другая, она очень за всё переживала и с годами становилась желчной. У таких женщин часто проблемы в печенью.
Первый косметический крем в девичьей комнате а моём столике появился, когда мне исполнилось 15 лет. Он назывался "Виктория" и источал очень приятный нежный запах. Как сейчас помню, я накопила на него сама 18 копеек, сама пошла в парфюмерный отдел универмага и выбрала универсальный увлажняющий крем. Бабушка одобрила, но мама меня отчитала и сказала, чтобы я всё же советовалась с ней.
Вторым кремом на моём столике был "Томатный" увлажняющий с отбеливающим эффектом. Этой маркой крема я пользовалась уже с маминого разрешения и долго, когда уже сама училась в институте, во время и после летних каникул. Тогда же у меня была и белая пудреница из слоновой кости, внутри с зеркалом. Её мне купила мама и позволила взять немного натуральной бежевой пудры из коробки. Кажется, пудра называлась "Кармен". Пуховка для неё лежала сверху.
Это был великий соблазн в детстве, зайти в комнату родителей, пробраться к трюмо, где стояла помимо духов, помады - пудра. Открыть коробочку и подуть на пуховку, чтобы мелкий косметический снег попал ровно на лицо. Иногда , когда мне ещё было лет пять или семь - это получалось неловко, но столько веселья и удовольствия, пока мама не застанет.
Компактная пудра появилась у меня в 17 лет. Это был предмет роскоши, как и косметичка с белыми цветочками, сделанная из тонкой синтетической кожи сиреневого. В этот мешочек с застежкой-хлопушкой потом поселилась первая тушь для ресниц . Самая лучшая тушь, хоть и щипала глаза, была Ленинградская бархатная, с маленькой кисточкой, это та коричневая пластиковая коробочка, в которую надо было поплевать, а если тушь развести водой, как полагалось, то " ресницы текли" от слез при любом неосторожном прикосновении. Позже появилась в магазинах коричневая и даже синяя, зелёная тушь, а прежде разноцветной тушью пользовались только гримёры, её производила фабрика ВТО (Всесоюзное Театральное Общество) . Я прекрасно помню с самого раннего детства, как бабушка Аля ездила за гримом в Москву . На мой вопрос "А где бабуля?" - мама загадочно отвечала: Поехала за гримом. Сначала я представляла, что грим - это такой загадочный гном, который помогает театру, и я спрашивала: а мне можно посмотреть на грима , когда бабушка вернётся? Мама и сестра Ташка смеялись: А не испугаешься?
Потом, когда я подросла , конечно, поняла, что это за фрукт - грим, и с чем его не едят, хотя в гримёрку бабуля разрешила мне первый раз войти на минуточку уже лет в 5. Я всегда просила жалобно: Баба Аля, можно хоть на минуточку ?" Я стояла в уголке, чтобы никому не мешать, так тихо, что и не дышала вовсе, зато наблюдала, как весёлая тётя Галя с рыжей чёлкой и в бело, как у официантки фартучке, непрерывно и тихо что-то говорила сидящему на кресле перед зеркалом артисту , её руки мелькали, то с кисточкой, то с губкой , в конце она почему то всегда сама громко хохотала, превратив бабушку в смешную "домоправительницу Фрекен Бок" ( или в старую разбойницу, или во вздорную княгиню Епанчину) , и других моих знакомых в героев сказок и взрослых спектаклей: "Снежная Королева", "Малыш и Карлсон", "Будьте здоровы, Ваше Величество!", "Валентин и Валентина", " Идиот" ( по роману Достоевского).
Я выходила иногда в массовке почти без грима. Не знаю, почему , но театральной сцены я боялась. Сразу " случался зажим". В школе читала со сцены басни, стихи, а в театре не могла, все слова вылетали. То ли дело молча танцевать или петь в хоре. Мама и сестра не понимали, как можно бояться сцены. Они обе были профессиональными актрисами , да и по жизни от рождения тоже. Мама, как и бабушка сначала закончила библиотечный факультет, а потом режиссёрский факультет ВИК (который сейчас Университет Культуры), а сестра сначала в ВИК режиссуру, а потом актёрско-режиссёрское отделение в Шепкинском училище, как и наша вторая мама - Лёля. Нашей родной мамы не стало, когда мне было 13, сестре 18 лет. Папа через год женился на Лёле, которая работала в том же театре, что и дедушка с бабушкой, директором. Папа по профессии фотограф, они заканчивали художественное училище вместе с моим дядей, братом покойной мамы , и оба в начале 2000-х уехали работать по контракту в Африку при посольстве Алжира. Приезжают только раз в 2-3 года на самый летний месяц июль. Папа вынужден там жить из-за бронхиальной астмы. Подмосковный климат ему после 50 лет никак не подходил, на Средиземном море он чувствует себя до сих пор прекрасно, а мама Лёля не может в Африке, ей лучше здесь, поэтому она до сих пор с нами. Дед у нас долгожитель, бодрый такой старичок, если бы не курил трубку, то до сиз пор бы гонял в футбол.
3.
Первую пластическую операцию моя бабушка Аля сделала в 50 лет в середине 70-х. . До этого она ездила в институт Красоты на Новом Арбате на консультации , ей делала массаж и возрастной пилинг, но ведь ей нужно было выглядеть, так как она работала после 50 лет преподавателем в Театральной школе-студии, ездила заграницу со своими студентами по программе обмена опытом, их снимало телевидение и там и у нас, а её подружки ( одна воспитатель в детском саду , другая технолог по трикотажу) никаких подобных процедур не делали, не было такой потребности, не было рекламы и главное, не было истерии, которую нагнетают сейчас СМИ. Бабушке убрали мешки под глазами и подтянули верхние веки. Мама успела сделать только одну процедуру - ей вставили золотые нити, как у Катрин Денев. Если бы не было средств, которые зарабатывал папа , она бы не смогла сделать себе нити, и возможно, это не спровоцировало бы у неё онкологию.
Вся индустрия косметических компаний и косметических салонов под названием Институты Красоты, направлена на "честный отъём" денег у состоятельных граждан - и ничего более. Ни один менеджер не думает как в рекламе, он думает, чтобы побольше заработать, чтобы обеспечить достаток себе. Так что "Живанши, ты думаешь о нас!" - это только слоган и пиар-ход.
Из моих прекрасных дам сейчас жива только мама Лёля и моя сестра. Лёля давно не пользуется гримом и косметикой очень мало, хотя она иногда "выходит в люди", но в 58 лет Лёлиной коже пока можно завидовать. Природа наградила, а Лёля очень разумная женщина, если бы ещё не курила, да и так она не испортила лицо. Это, кстати, второй миф о коже лица (после первого о том, что кожу надо питать на ночь), что её можно испортить сигаретами , кофе , крепким чаем. Кожа от генетики хорошая или плохая. У нашей Лёли генетика отличная . А у сестры очень много проблем с кожей: и аллергия, и какие-то молочники вскакивают) , с 15 лет она пользовалась театральным гримом, тоже минус, постоянно пересушивает кожу, но хорошо, никаких пластических операций пока не было, возможно потому, что она худая, хотя родила троих детей, вес в норме и даже меньше, кожа не растянулась, мелкие морщинки у глаз в 42 года - это маленький шарм. Никаких двойных подбородков, отёков , только ещё есть минус - красные глаза бывают от недосыпания. Она очень смешливая в жизни, это у неё с самого детства, сейчас в профессии ей приходится быть по-мужски строгой. Она так и говорит, если вдруг я ворчу, когда она ругнётся иной раз:
"А что ты хочешь, у меня мужская работа!"
Да, конечно, выпустить спектакль режиссёру - это как в разведку сходить и не один раз. Для женщины с её циклами и ПМС нагрузка на психику увеличивается в несколько раз.
У меня вся драматургия на бумаге, а сестра ломает копья, выстраивая акты и действия, чтобы в нужное время был звук и свет, реквизит и костюмы, декорации... И при этом нужно беречь актеров, у них душа - тонкий механизм. Тут криком не возьмёшь, ночь не спи, а к утру надо донести мысль, что ты хочешь видеть на сцене. О, ужас!!! Это всё, действительно, только крепкому мужику под силу.
Мы-то театральных университетов не кончали (с)
"Сбежавши" мы и из МГУ с факультета журналистики, не с позором, конечно, но сознательно, презирая в душе Научный коммунизм, Историю партии и три принципа Советской журналистики (народность, массовость , партийность) ибо писателя учить - только портить. Надеюсь, последнее вы понимаете, это шутка такая.
Писатель тоже и чтиц , и жнец , и на дуде игрец. Практически режиссер своих произведений. Но это совсем другая история. Хотя, кто на этой стезе всерьёз и надолго , тот в курсе, какими путями приходишь в союз чистого листа, карандаша и ручки .
И тот скажет:
не зная жизни, не имея опыта в какой-то профессии - у современного автора ничего путного не получится.
Мои университеты случились позже ( Педвуз, ВНИИ, РУДН), страшно сказать, специальность биология (анатомия человека) и химия дают бесценный опыт, это вам не шаги за сценой и не русский перепляс по очереди с чардашем или вальсом-сударушкой, но как известно, своя кожа ближе к телу, в том смысле, что каждому - своё.
Забыла сообщить, пластику лица делать не планирую, как и другие жестокие процедуры, дорогой косметикой не пользуюсь, хотя дарят ( если подруга не против, ей отдаю) да и средства позволяют самой купить, декоративной косметикой я пользуюсь очень редко - только по важному случаю, нам главное сохранить подольше ясность ума и твёрдую память, чего желаю не только дамам, но и кавалерам.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
1.
Культ красоты женщины во многом связан с состоянием кожи лица, а так же привлекательного тела. Это пришло к нам ещё из древнего Рима и Египта, когда царственные особы , возвращая внешнюю свежесть после бурной ночной жизни, нежились в ванне с молоком. Кроме приятных плесканий царицы отдавали себя в руки массажисток, которые натирали их тело целебными ароматным маслами. Декоративная косметика для светских раутов наносилась толстым слоем, почти как театральная в наши дни.
Косметические крема и лосьоны в огромном разнообразии и в таком же огромном количестве в жизни обычных женщин появились гораздо позже, когда кто-то умный решил сделать на культе красоты и здоровья успешный бизнес.
Наши городские бабушки до середины 20 века пользовались в лучшем случае вазелином или глицерином для смягчения кожи рук и кремом Снежинка ( вспомните, был такой) для лица, он тоже состоял из вазелинового масла и цветочной (или фруктовой отдушки), так было написано на этикетке.
Но разве женщины тогда старились быстрее, чем сейчас? Напротив, питаясь натуральными продуктами, используя косметическое мыло для умывания (земляничное считалось очень ценным) , они сохраняли свежесть кожи намного дольше, чем современные барышни. Более тщательный уход за кожей лица использовали актрисы, им это было необходимо после использования толстого слоя грима. Кожа женщин актрис ( или тех, кто пользовался без меры румянами и пудрой) от частого умывания с мылом , и тем более после смывания грима быстро истончается, без естественной защитной жировой пленки становится более уязвимой, поэтому они используют чаще питательные жирные крема, а от обезвоживания - увлажняющее молочко, что, кстати, совершенно не нужно обычным женщинам, кожа которых не подвергается экстремальным влияниям , если они не газосварщики, не метростроевцы или не работают постоянно на солнце с открытым лицом на железной дороге обходчицами. Авторитетные косметологи врачи-считают, для ухода за здоровой кожей лица достаточно нанесения легкого увлажняющего крема ранним утром или после обеда, конечно, предварительно освежить кожу ватным тампоном с лосьоном .
Милые девушки и дамы в зрелом возрасте! Не пользуйтесь кремом на ночь! Это миф, что кожа ночью питается. Ночью она спит, то есть отдыхает, и клетки кожи не растут, не обновляются даже если вы спите с включенным светом. Я уже писала в статье о био-ритмах нашего организма, что все органы работают в свои часы. Спасибо за заботу рекламным компаниям, но мне хватает вечером умывания с пенкой или увлажняющим гелем, никакого крема вообще, иначе утром глаза не откроются , и "брыли" появятся, как у бульдога. Это я немного преувеличиваю, но по сути : крем на ночь - отёки на лице - звенья одной цепи.
Уж кому, как не мне знать о коже всё и плюс немного ещё. Можно сказать, не одну собаку на этом съела.
У бабушки-актрисы дома всегда были персиковое молочко и крем снежинка. А смывала бабуля грим так: сначала простым детским кремом, затем салфетками смоченными в горячей воде, и только потом умывание с самым мягким мылом, протирание лосьоном или лучше молочком. А крем только с утра.
Вспоминаю, как в доме бабушки появился питательный бархатный крем, это была "бомба века " , как говорила она ( но кстати, его резковатый запах мне о не нравился , и я его никогда не использовала, когда стала взрослой) и какие-то ещё баночки. В двух склянках была зеленая масса с очень неприятным запахом - на основе серы, мне потом мама всё объяснила. Это бабушке выписывал врач-косметолог, а сейчас женщины могут тестировать на себе всё , что доктор не прописал. Мои вы золотые! Своя кожа ближе к телу, ближе чем рубашка, и она может мстить.
Именно так, уж отомстит, так отомстит, и побежите звонить в скорую, чтобы аллергические реакции прекратились, вколют вам коктейль из антигистаминов, если успеют, а то ведь и отёк Квинке можно не пережить. Ой, рассказка приобретает мистический оттенок. Ну извините!
Смех смехом, но вот давайте рассуждать логически. Вы едите то, что может вам реально навредить? Вы едите то, о чём впервые услышали в заморской рекламе ? Скорее - нет! Так почему мы так любим желудок и так не боимся испортить кожу лица.
Сейчас вся хвалёная косметика напичкана гормонами и нефтепродуктами, а красивые слова о натуральном содержании - это только маркетинговый ход и реклама.
Ну, не восстановите вы коллаген, если вам за 40, и не подтяните ничего, даже если заплатили " бешеные деньги", оно не восстанавливается без профессиональной пластической хирургии. Надо с этим согласиться и смирится. И задать себе вопросы : зачем мне это надо, кого я хочу удивить? И ещё надо видеть под микроскопом срез кожного покрова раз пятьсот, чтобы понять и разобраться, сколько там слоёв и разных хитростей, расположенных до слоя эпидермиса, где образуются новые клетки, которые для кремов просто недосягаемы, а коллаген который поддерживает тонус кожи, с возрастом не восстанавливаетсяи...и вообще.
И вот сейчас поведаю секретную вещь: наши российские косметологи разрекламированными супер-кремами не пользуются. Они готовят в ручную мази - это для защиты верхнего слоя кожи - и всё, остальные изменения в виде морщинок, морщин , отеков, сальных мешочков, подушек - удаляется только хирургически. Массаж и аппаратная косметика - это спорт для экстрим-любителей.
У меня был забавный случай, когда предложили практически бесплатно сделать косметическую операцию для коррекции фигуры после родов в области талии и живота. Наш бывший аспирант, кандидат медицинских наук, хирург Орландос , практиковавший теперь в частной московской клинике Эстетической хирургии, заглянул в Университет, где я работала некоторое время на полставки по договору в отделе оплаты виз для иностранных студентов и выпускников. Я не решилась, дала слово себе и ему, что за полгода или максимум за год сделаю всё, чтобы вернуть свою физическую форму без операции. В программу вошли бассейн, сауна и тренажерный зал. По медицинским показаниям программа была очень щадящей, но тем не менее, мышцы удалось подтянуть. Сразу на пять лет помолодела.
Теги: миниатюра, современная проза, журналистика, профессия, театр, режиссёр, актёр, реклама, косметика, Салон красоты, крем косметический, косметолог.