Ночь... Нефертити огненный цветок

Владлен Кешишев
            СОНЕТ
                Л. К.

В Египетской, кромешной, пряной ночи
Я лёг с царицей рядом отдохнуть,
Исповедимый прозревая Путь,
Что царству хвост кометы напророчил.

От Нефертити облако желанья
Накрыло негой тайны обладанья,
Но властелин, смиряя плоти жар,
Сакральной силой обуздал пожар.

Ночь... Нефертити огненный цветок
Любовным жаром расплавлял песок
И сотрясал колонны Ас-Суана
Томленьем страсти, что царям желанна.

Так выбор каждый делает однажды,
Владея, мудрости и наслаждений жаждой. 
***
10.09.2028


Аменхотеп IV (Эхнатон)

Аменхотеп IV — египетский фараон из XVIII династии. Правил в конце XV в. до н.э., по другим данным во второй половине XIV в. до н.э. Аменхотеп женился на знатной египтянке Нефертити, презрев многовековую традицию царских браков: престол в Египте формально передавался по женской линии — фараоном становился супруг старшей дочери предыдущего фараона. Впрочем, женой его отца Аменхотепа III и его матерью была тоже не дочь фараона, а дочь провинциального жреца Тия. Этот брак осуждался жрецами Амона и не был ими признан. Аменхотеп IV попытался провести религиозную реформу, заменив культ фиванского бога Амона-Ра, а также многочисленные местные номовые культы новым государственным культом бога Атона. Он установил в Египте солнцепоклонничество (атонизм). Солнечный диск (Атон) фараон объявил единственным богом, себя же самого — сыном Атона и «единственным, познавшим истинного бога». Он запретил старые культы, конфисковал храмовые владения, сделал столицей государства новый город Ахетатон (Эль-Амарна). В честь Атона строились роскошные храмы, появилось новое жречество, преданное фараону-реформатору. Фараон принял новое имя Эхнатон («полезный Атону»). Политической причиной этого переворота была борьба фараона с фиванским жречеством, начавшаяся при Аменхотепе III. Но в нем сильна мировоззренческая составляющая. Для древнеегипетского атонизма характерны два религиозных устоя. Первый из этих устоев — любовь к «земной» жизни. Культ земной жизни хотя и не был прямо противопоставлен загробному культу, но явно над ним возобладал. На ахетатонских стелах, на стенных росписях Ахетатонского дворца — всюду сцены счастливой семейной жизни фараона, изображается любовь Эхнатона и Нефертити, их родительская нежность к дочерям. В ахетатонском искусстве впервые в истории Египта появляется пейзаж, прославляется красота природы. Второй устой — любовь к «истине». Требование следовать во всем только истине ярче всего отразилось на искусстве: в противовес многовековым традициям ахетатонские рельефы, скульптуры, росписи были подчеркнуто натуралистичны и наполнены динамикой.

Эта первая в мировой истории попытка ввести монотеизм (единобожие) не удалась. Храмовое и государственное хозяйство при Аменхотепе IV — Эхнатоне постепенно пришло в упадок; неудачно для страны складывалась и внешняя политика: Египет лишился многих подвластных ему территорий. Вторжения кочевых племен хабиру в азиатские владения Египта еще более осложнили обстановку. В этих условиях жрецам Амона, по-видимому, даже не нужно было внушать народу мысль, что Амон гневается на фараона-еретика и насылает кару на Египет: такая мысль напрашивалась сама. Новая религия просуществовала лишь до окончания царствования Аменхотепа IV, когда фараон-реформатор умер в возрасте около 33 лет. Обстоятельства смерти Аменхотепа IV неизвестны. Серия документов с его именем обрывается на 1402 г.

При преемниках Эхнатона, Сменхкаре и Тутанхамоне, столица возвращается обратно в Фивы и восстанавливается культ Амона-Ра, немало пострадавший в годы солнцепоклонничества. Изображения царственной четы — Эхнатона и Нефертити — уничтожаются. Однако в искусстве традиции реализма ахетатонского периода укрепились прочно. На более поздних рельефах, статуях отчетливо прослеживается влияние ахетатонского искусства.